Заключительная часть детективного расследования, которое провел Владимир Шевцов из орловского клуба «Диво». Так откуда все-таки взялся «Севастополь», что это за таинственное судно, лежащее на дне Ладожского озера? Читайте на Подводном портале Тетис часть первую, вторую и третью.
Итак, буквенное обозначение на корме – это аббревиатура, в которой зашифровано назначение судна. Но что такое ПС? Непонятно. Надо искать…
Нашел! Лучше бы и не находил! «ПС» – портовый сборщик! Судно-сборщик льяльных и прочих нечистых вод. Для справки цитаты из всезнающей Википедии:
«Льяльные воды, льялы (происходит от льяло) это воды, загрязненные нефтепродуктами. В связи с несовершенством систем, по которым проходит морская вода, используемая для обеспечения работы судовых установок различного назначения и типа, часть её попадает в производственные помещения судна, где может смешиваться с различными загрязняющими веществами или другими, уже загрязнёнными водами, образуя льяльные воды».
«Льяло – водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т.п. Из льял вода откачивается насосами и по трубам осушительной системы удаляется за борт; обычно льяла закрывают крышками».
Вот вам и нате! Вся романтика насмарку. Кстати, нашелся тот самый феодосийский ПС, о котором писали на форуме. Это ПС-386. Посмотреть можно вот тут.
А вообще записи и комментарии на форумах читать надо внимательнее. Это я про себя. Ведь участник форума Валера так прямо и пишет: «ПС – плавучая станция. Когда-то в Одессе такая же была, народ за глаза дразнил – плавсортир». Конечно, в расшифровке аббревиатуры ПС Валера ошибся. Но в том, что народ мог дразнить ПээСы – портовые сборщики, «плавсортирами», вероятнее всего, он прав.
Так что же получается? Наш ладожский рэк – это сборщик грязной водицы? Сразу в памяти всплывает большое количество люков, кранов, вентилей. Вентиляция трюмов? На палубе катушки. От шлангов? Неужели это так? Но тогда зачем пропеллер на палубе? Чтобы собранными водами не пахло? И для чего надо было портовый сборщик из Севастополя перебазировать на Ладогу? Первое, что приходит в голову – версия о том, что для каких-то опытов просто отобрали не очень нужное судно и отправили его на Ладогу. При этом, так как не было официального переоборудования и смены назначения судна, не стали не только менять его наименование, но даже не изменили надписи на корме.
Интересную подсказку для дальнейших поисков нашел в, казалось бы, неожиданном месте. В обзоре судебной практики по трудовым спорам. Матрос судна судился за трудовую пенсию. Вот что можем прочитать в решении по делу № 2-2839/11, рассмотренному 12 декабря 2011 года Ленинским районным судом города Мурманска:
«В соответствии с информацией, представленной суду ФГУ «***» и Мурманским филиалом ФГУ «***», а также Свидетельствами о годности судна к плаванию и Классификационными свидетельствами за период регистрации судна «***» в Государственном судовом реестре, его назначение и тип менялись: с 10.10.1986 г. судно зарегистрировано как сборщик льяльных вод; с 26.01.2005 г. в графу «назначение и тип судна» внесено «нефтесборщик»; с 18.12.2008 г. назначение и тип судна – нефтеналивное. Судно признано годным к плаванию по району – Кольский залив, по погодным условиям – на волнении моря с высотой волны не более 3 метров (5 баллов)».
Небольшое пояснение по поводу звездочек в цитируемом тексте. Это обычная практика. В открытых источниках некоторые фактические данные, указываемые в решении суда, такие как ФИО участников процесса, свидетелей, суммы, и др., заменяются на звездочки. Почему в данном решении звездочками обозначены названия организаций и даже самого судна, я сказать не могу. Однако выясняется, что существуют на белом свете такие документы как «Свидетельство о годности судна к плаванию», «Классификационное свидетельство» и, наконец, Государственный судовой реестр, и наш ПС-1 там вероятно когда-то должен был быть зарегистрирован. И когда-то исключен! А что указано в качестве причины исключения из реестра? Осталось разобраться, в какие такие ФГУ, обозначенные звездочками, надо направить наш поиск.
Кстати. Рискну предположить, почему в перечне кораблей и судов Черноморского флота, на который я ссылался выше, нет судов типа ПС. ПС – это, как мы теперь знаем, портовый сборщик. Эти суда, как правило, принадлежат именно портам, а не флоту. Хотя в составе флотов и флотилий имеются и свои сборщики льяльных вод, шлама и пр. отходов. Вероятнее всего, наш ПС принадлежал именно Севастопольскому порту. Так же как и упоминающийся выше ПС-386 принадлежит Феодосийскому порту.
Итак, продолжаю развивать тему. Заходим на сайт fleetphoto.ru В окошке быстрого поиска вводим ПС, открывается немаленький списочек этих самых «пээсов». Начинаем мерковать. И вот до чего домерковался я.
Как ни странно, но среди «пээсов» оказалось полным полно всякого рода судов и суденышек. От буксиров и заправщиков, до мелких лоханок, возящих туристов по каналам Санкт-Петербурга. Так что? Моя версия рушится? Думаю, что пока не рушится. А даже наоборот.
При тщательном изучении имеющихся на сайте данных выясняется, что те «пээсы», которые остались на Черном море, это как раз «портовые сборщики». А вот ПС, которые НЕ портовые сборщики, базируются от Оби до Невы. Ну и что? Об этом немного позже.
Большое спасибо автору по имени Алексей, опубликовавшему свои фото под ником Tmpfm (alex-tmpfm.livejournal.com). Смотрим по этой ссылке. Перед нами ПС-379 в Южной бухте Севастополя. А теперь давайте откроем вот это фото Алексея:
Источник: http://fleetphoto.ru/photo/145324/?vid=18759
Внимательно смотрим на корму. Немного мешает трап, но вы, полагаю, меня уже поняли. ПС-379. Севастополь! Теперь внимательно посмотрите на палубу.
А теперь еще раз скажем спасибо Тимофею Червякову за вот это фото, сделанное им при погружении на ладожский рэк. Похоже? Люки, патрубки. Их на ПС-1 немало.
Давайте вернемся к вопросу об обозначениях судов. Вот что я предполагаю. После распада СССР, когда действовали единые нормы обозначения судов, портовые сборщики, оставшиеся у Украины на Черном море, как были обозначены ПС, так и остались. Вот ПС-355 Одесского порта. Наверное, это его дразнят... Ну, помните как. А ведь он на самом деле трудяга!
А вот его напарник. ПС-368. Тоже трудится в порту Одессы. Тоже зелененький.
А это тот самый ПС-386 порта Феодосии. Очищает крутого парня. Всё как у людей. Кому «круиз-парадиз», а кому льяльная водичка!
- Так и что? – спросите вы.
- А таки и то! – скажу я. Пока что я остаюсь уверенным, что дело было примерно так.
В один прекрасный момент ученые мужи из научно-исследовательского минно-торпедно-трального института №400, полигон которого вероятно располагался в бухте Савилахти острова Кюльвяянсари в Якимварском заливе Ладожского озера, решили, что им для каких-то опытов нужно суденышко. Лучше всего им подойдет «наливнячок». Т.к. он внутри весь пустой, а значит в него можно впихнуть что хочешь. Вот и выделил флот им ПС-1. Портовый сборщик – это фактически небольшой танкер. Внутри емкости для льяльных вод. При этом палуба практически свободна, не считая люков и патрубков для сообщения трюмов-танков с атмосферой. Наверняка на борту насосное оборудование. Когда надо – закачал что надо. Надо – выкачал.
Когда это было, мы точно не знаем. Возможно, еще до раздела Черноморского флота. Но флот выделил НИИ судно ПС-1, базировавшееся в Севастополе. Кстати, не исключено что ПС-1, будучи приписанным к Севастополю, отошел России вместе с военными кораблями Черноморского флота. А уже потом был выделен НИИ. Остается только строить версии, как судно с Черного моря переместилось на Ладогу. Вероятнее всего, сначала по Волго-Донскому каналу, а затем по Волго-Балтийскому пути. Ну а дальше уже вопросы, как оно использовалось и зачем на его палубе смонтировали турбовинтовую установку. То, что это не поршневой двигатель, я уже практически уверен.
Продолжение следует. Надеюсь ;)