ym

Эта статья состоит из двух частей, написанных двумя разными авторами, но речь идет об одном и том же корабле, ныне покоящемся на дне Чёрного моря – буксире «Петраш», погибшем 7 августа 1943 года.

Часть первая, рассказывает Юрий Кашин Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели
(фото предоставлены автором)

В 2012 году я впервые услышал про легендарный буксир «Петраш», после чего было предложено погружение на данное судно. После небольшого обследования буксира «Петраш», я нашёл архивные данные на судно, и оказалось, что у него очень богатая и интересная история!

Расскажу немного об этом судне: в феврале 1914 года по заказу военного ведомства России на верфи «АО Сандвикский корабельный док» в Гельсингфорсе началась постройка стального винтового ледокольного «щитового» буксира среднего тоннажа «Добрыня». К декабрю того же года «Добрыня» был готов к ходовым испытаниям, после которых вошёл в состав судов морской крепости императора Петра Великого в Ревеле. «Добрыня» прошёл Первую Мировую войну. 28 ноября 1916 года «Добрыню» переименовали в «Руслан» и вооружили. Были установлены орудия 75 мм, 37 мм и два пулемета 7,62 калибра. Он стал посыльно-сторожевым судном.

Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели

7 апреля 1924 года «Руслан» был исключен из списков РККФ, разоружен и передан Главному управлению рыбной промышленности, а также его сразу переименовали в «Кашалот». В 1935 году судно получило новое имя, под которым известно сегодня – «Петраш». В 1941 году «Петраш» снова получил вооружение, два орудия 45 калибра и два пулемета. В 1943 году ему добавили ещё одно орудие 20 мм, два орудия 12,7 мм и два 7,62 пулемета, а также установили глубинные бомбы, которые по сей день находятся на борту.

7 августа 1943 года «Петраш», с двумя баржами на буксире, в охранении сторожевого корабля № 105 следовал из Туапсе в Геленджик. В 23 часа 20 минут в районе мыса Чуговокопас были обнаружены силуэты катеров, на которые был сделан запрос. В ответ караван был атакован двумя торпедными катерами противника, входившими в состав 1-й флотилии врага. Одна из торпед попала в «Петраш», который в ту ночь ушёл на дно. Из 47 человек экипажа погибли 25, остальных удалось спасти.

После архива я раз в год приезжал в село Криница для дальнейшего обследования судна, в этом году я вернусь к нему седьмой и, скорей всего, крайний раз. Судно при торпедировании сильно пострадало. Оно буквально разбито на две части, носовая часть лежит килем вверх, а кормовая на киле, хорошо видны его якоря, а также два паровых котла. Кассеты с глубинными бомбами тоже отлично сохранились, но не все бомбы на месте – часть по непонятной причине отсутствуют. В метрах 30 от судна лежит ящик с боеприпасами.

Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели

«Петраш» совершил много выходов во Вторую Мировую, получив при этом много почётных наград. Погружения на судно проводят два дайв-центра: один в Архипо-Осиповке, а второй в Кринице. По данному судну я сделал чертежи, насколько это возможно, провёл местами замеры, на сколько судно ушло в дно, а также провёл фото-, видеофиксацию, изучил места, куда приблизительно были установлены орудия, а также все отсеки и машинное отделение. Увы, всё не узнаешь, что-то разбито, что-то ушло в дно, но много чего я открыл для себя и для тех, кто им интересуется. Хочу сказать о том, что меня удивило – это толщина железного корпуса. Даже спустя больше века с даты изготовления, толщина корпуса производит сильное впечатление. Конечно, это можно объяснить тем, что раньше он был ледоколом.

Буксир «Петраш» имел водоизмещение 560 тонн, скорость 12 узлов. Сейчас он покоится на глубине 16 метров, возвышаясь над грунтом примерно метров на 6.

Часть вторая, рассказывает Эрнст Антонов Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели
(фото автора)

Черное море таит в себе еще много неразгаданных тайн. Под водой здесь находятся останки погибших и затонувших судов с античного периода и до современного времени. Побережье Краснодарского края открыто для исследователей.

В начале августа этого года, группа дайверов-исследователей из г. Усть-Лабинска и п. Мостовской (члены Русского географического общества), при поддержке дайв-центра «Deep wreck» (Сергей Юдин), совершили выход в море к месту гибели буксира «Петраш» и погружение к останкам корабля.

Целью погружения ставилось отдание памяти морякам-краснофлотцам. Задача была – провести визуальный осмотр состояния корабля и состояния памятной таблички, фото и видео-фиксация фрагментов и общий мониторинг на месте трагедии. Максимальная глубина погружения составила 14,5 метров, общее время погружения – 41 минуту.

Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели

На объекте исследований замечено присутствие многочисленной молоди рыбы: рыб-бабочек и зеленух. Корпус корабля частично оброс мидиями. Оба якоря типа Холла находятся в якорных клюзах. Оторванный во время торпедирования нос буксира перевернут и лежит с небольшим дифферентом на правый борт. Во время осмотра буксир очищен от рыболовецких блесен и крючков. Памятная табличка на месте и в сохранности.

 

Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели

Эти данные позволяют нам говорить о хорошей сохранности объекта, бережном отношении к нему. Наличие рыб и мидий подтверждает хорошую экологическую обстановку подводной акватории данного участка. Несомненно, что при бережном отношении дайверского сообщества, буксир послужит еще долгое время в качестве интересного объекта для подводного туризма и в целях воспитания молодой смены водолазов, помнящих о подвиге их предков.

Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели

Автор благодарит за помощь всех сотрудников дайв-центра «Deep wreck» (п .Малая Криница), а также участников фотоклуба «Фокус» – семью Евдокимовых – за поддержку проекта.

Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели

Военные хроники Черного моря. Буксир «Петраш» – 75 лет со дня гибели

Другие статьи рубрики: Подводная археология, находки