ym

Продолжение расследования. Владимир Шевцов из орловского клуба «Диво» взялся разгадать загадку «Севастополя» – таинственного судна, неизвестно откуда взявшегося на дне Ладожского озера. Первая часть истории была опубликована на портале Тетис в июле. Это вторая.

Загадочный ладожский рэк (часть 2)
Фотограф: Владимир Строев из орловского клуба «Диво»

В бухту Савилахти мы пришли вечером. Был сильный туман. Пришвартовались к бетонному сооружению, которое, по утверждению многих источников, было исследовательской лабораторией. Весьма интересно об этих бетонных конструкциях можно почитать на питерском форуме

Утро следующего дня выдалось просто отличным! Ясное, солнечное, безветренное. Уровень воды был невысоким и обломки лееров «Севастополя» были видны над поверхностью воды, четко обозначая местонахождение самого судна. Скажу честно, никаких особых исследовательских задач мы перед собою не ставили. У нас просто не было достаточно информации о судне. Поэтому план нашего погружения был прост: пройти от носа к корме по левому борту, обогнуть судно и вернуться по правому борту. В дальнейшем – по ситуации. Правда, сразу определились – никаких проникновений внутрь судна. Пошли.

Загадочный ладожский рэк (часть 2)

Непосредственно на рэке мой маршрут был таков. Прошел по левому борту. Дошел до кормы. Посмотрел надпись. Погружаюсь для осмотра руля и винта. Погружаюсь... Погружаюсь... Оба-на! Лёг на ил! А винта-то не вижу! Пошарил фонарем – в смысле, лучом фонаря. Винта не увидел. Ну, думаю, тут такой слой ила, что винту есть где закопаться. Поднялся до уровня палубы и по правому борту пошел к носу. Обследовал бак, брашпили. Цепи свисают из клюзов, но якорей нет. Ни правого, ни левого. Немного обследовал дно вдоль левого борта. Здесь дно, по-моему, песчаное. Во всяком случае, ила гораздо меньше, чем у кормы. Ничего особенного там не нашел. Вернулся на бак. Прошел над палубой. Люки. Патрубки. Металлические катушки. На таких у нас в войсках связи хранились различные кабели. Видел внушительных размеров предмет в форме трубы. Также что-то немаленькое, сигарообразное, напоминающее авиабомбу, но без стабилизаторов. Эта «бомба» расположена поперек палубы перед надстройкой. Развернулся и всплыл над баком.

При подведении итогов погружения выяснилось, что ни я, ни мой бади Виталий огромного винта-вентилятора не видели! На фоне обсуждения этого огромного винта-вентилятора вопрос о наличии или отсутствии винта гребного как-то вообще забылся.

После непродолжительного совещания было принято единогласное решение на «Золотую рыбку» не ходить, сделать еще один дайв на «Севастополь». На второй дайв мы с Виталием для себя поставили две задачи. Первая – сфотографировать надпись на корме. Вторая – найти вентилятор. Первую задачу решили без особых проблем. Правда, качество моей съемки, скажу честно, не очень. Даже очень не очень! Света у нас вообще с собою было маловато.

Загадочный ладожский рэк (часть 2)

И вот тут хочу отметить! Да если бы я знал, что будет стоять вопрос о движителе «Севастополя», то есть о том, каким винтом приводилось в движение судно, я бы обязательно еще раз залез под корму и постарался там всё внимательно изучить. Но! Мы-то хотели увидеть огромный пропеллер вентилятора. Ну и пошли мы искать его от кормы к носу развернутой цепью из двух человек. Нашли. Я даже его снимал. Что могу сказать? По моему мнению, эта установка стоит не по оси судна, а ближе к левому борту. Хотя тут мнения разделились. Президент нашего клуба Сергей Куликов считает, что винт установлен ближе к правому борту. Однако в любом случае не по оси судна. В то же время Сергей Фонарев в своей заметке на barpro.ru пишет, что эта установка расположена «...в средней части судна». Возможно, он имел в виду среднюю часть не по отношению к продольной оси судна, а относительно бака/кормы. С этим соглашусь. Но Сергей Фонарев погружался на «Севастополь» 5 раз, а я только два. И впервые. По собственному опыту погружений на рэки могу утверждать, что порою один очередной «надцатый» дайв может принести больше открытий, чем предыдущие «надцать».

Следующий момент. Я не специалист в области авиадвигателей. Я просто много раз видел их за время службы, бывая на аэродромах. Но у меня сложилось такое ощущение, что сам двигатель, т.е. та «сигара», которая расположена за винтом, какая-то непропорционально маленькая по сравнению с самим винтом. На «сигаре» имеется несколько открытых лючков. Конечно, я в них заглядывал. Сохранность «внутренностей» очень хорошая. Но, повторюсь, не являясь специалистом по авиадвигателям, я не могу даже предполагать, что за тип двигателя приводил в действие винт. Единственное, что решусь утверждать, это то, что, скорее всего, это не поршневой двигатель. Правда, мне довелось детально рассматривать поршневые двигатели только самолетов времен Великой Отечественной войны. Фрагменты двигателя ИЛ-2 даже доставал из-под воды. На этих двигателях, извлеченных из земли и из-под воды, даже по прошествии десятков лет хорошо различимы детали механизмов клапанов, поршни и т.п. детали. На «Севастополе» ничего даже сколько-нибудь похожего я не увидел. Турбина? Т.е. установка турбовинтовая? Увы. Не специалист.

И, тем не менее, не являясь специалистом, я рискну утверждать, что «Севастополь» приводился в движение классическим гребным винтом. Эту позицию я занял, исходя, в первую очередь, из того что увидел. Такое большое судно, погружное, т.е. плавучесть которого достигается за счет того, что его корпус погружен в воду, просто не могло двигаться за счет силы потока воздуха создаваемой пусть даже таким немаленьким винтом. Вернее двигаться-то оно, наверное, могло бы. Но с какой скоростью? 0,5 узла? Уж больно высоко сопротивление воды. Кроме того, то обстоятельство, что я не увидел гребной винт «Севастополя», вовсе не означает, что его нет или не было. Во-первых, может я просто плохо смотрел. Во-вторых, как я уже писал, винт может быть погружен в ил. В-третьих, особенно учитывая, что гребные винты изготавливались из цветного металла (сплава) латуни или бронзы, его перед затоплением судна могли просто снять рачительные судовладельцы.

Загадочный ладожский рэк (часть 2)

В подтверждение своей позиции о том, что «Севастополь» приводился в движение всё-таки гребным винтом, позволю себе привести несколько цитат из статей, размещенных в сети. Итак.

«Не часто встретишь лодку, движимую воздушным винтом. И это неудивительно — плотность воздуха в 840 раз меньше воды. А поскольку как гребной водяной, так и воздушный винт работают на реактивном принципе, то тяга и эффективность воздушного винта зависят главным образом от того, какая масса воздуха и с каким ускорением отбрасывается назад. Чем больше эта масса и чем выше скорость потока воздуха за винтом, тем большую тягу развивает движитель. Потому-то и приходится воздушный винт делать намного большего диаметра, чем водяной, и сообщать гораздо более высокую частоту вращения, чтобы получить сравнимую тягу. И даже при этом конструкторам катеров с воздушными винтами редко удается добиться достаточно высокого коэффициента полезного действия движителя. Кроме сравнительно низкой эффективности и больших габаритов воздушные винты имеют и другие недостатки. Так, их работа сопровождается повышенной шумностью, а винт необходимо защищать решеткой и надежным ограждением, чтобы исключить возможность травмировании водителя или пассажиров. И тем не менее в ряде случаев именно воздушный винт может оказаться самым удобным, если не единственным, вариантом движителя для катера. Речь идет о мелководных или заросших водорослями реках И озерах, где не пройти даже водометному катеру. Предлагаемая ниже статья Ю. В. Шукевича адресуется прежде всего самодеятельным конструкторам и строителям лодок с воздушными винтами. В ней автор делится своим опытом подбора винта к небольшой мотолодке, а также приводит заимствованные им из ряда других источников материалы по ориентировочному расчету воздушного винта и конструированию его профиля. Следует заметить, что воздушные винты могут применяться не только на быстроходных глиссирующих лодках. Например, двигатель мощностью 3 л.с. с воздушным винтом D=1,4 м дает тягу около 20 кг. Такой тяги вполне достаточно, чтобы сообщить легкой лодке скорость 10—15 км/ч, поэтому для небольших водоизмещающих лодок или катамаранов, там где нужна хорошая проходимость, вполне возможна установка маломощных моторов с воздушным винтом. К тому же изготовить небольшой винт фиксированного шага с установкой его непосредственно на вал двигателя гораздо проще, чем, например, водомет, а проходимость лодки будет, конечно, лучше».
Источник: www.barque.ru

Продолжение следует…

Обсудить на форуме

Другие статьи рубрики: Подводная археология, находки