В октябре 2021 года в рамках проекта 1XPEDITION стартовала новая поисковая экспедиция – "Рессета. Гуторовский рубеж". Орловский клуб подводного плавания ДИВО совместно с поисковым отрядом ВПК "Прорыв" разбили лагерь на границе Калужской, Брянской и Орловской областей у реки Рессета. Именно здесь 80 лет назад, в октябре 1941, прорывалась из окружения 50 армия Брянского фронта.
Созданный в августе 1941 года Брянский фронт должен был, по замыслу Ставки, не только «беречь Брянск», но и остановить танки немецкой армии под командованием Гудериана, движущиеся на Москву. 30 сентября началась операция «Тайфун»: 2-я танковая группа армии Гудериана повернула на северо-восток – в обход Брянских лесов – и вышла в тыл фронта. А 2 октября немецкие армии перешли в широкомасштабное наступление по всему Московскому направлению. К 8 октября 50 армия оказалась в окружении. Однако ликвидировать окруженную армию фашистским войскам не удалось. Несмотря на тяжелейшие условия, нехватку продовольствия и боеприпасов, горючего и медикаментов, она сохранила свою боеспособность и, получив из ставки приказ об отходе, начала с тяжелыми боями прорываться на восток. 12 октября наши войска вышли к реке Рессете и, организовав круговую оборону, начали наводить переправу через реку. Задачу усложняли болотистые берега, ледяная вода и непрерывный артиллерийский обстрел.
Вот что пишет о форсировании Рессеты З.В. Зубкова: «...К полудню 13 октября, на голом Лихом болоте скопилось столько людей, повозок, автомашин, пушек, тягачей, что пройти можно было, только пробираясь под животами коней, под дышлами бричек или щелями между машинами. Болотная земля прогибалась под ногами, как парусина, под колесами она лопалась с глухим выдохом. Пушки, подводы ложились брюхом на прихваченную морозцем ржавую, затоптанную жесткую траву, и вытащить их было нельзя, и тащить было некуда. Переправы не было. Каждые 5 минут в реку, туда, где еще виднелись остатки бревенчатого моста, пачками ложились снаряды... К полудню 13 октября не было полков, батарей, батальонов. Под вечер потекли с бугров к Рессете раненые. Ими были переполнены медпункты. Раненые и больные лежали на машинах, на повозках, на тропинках у реки... Под вечер фашисты ударили из пушек по всему Лихому болоту... Ночь пришла страшная. На кашель, на лязг, на скрип отвечал из заречных кустов пулемет. 14 октября показалось солнце... На Лихое болото прилетели самолеты врага, они высыпали бомбы на остатки переправы…».
Несмотря на все трудности, нашим саперам все-таки удалось навести переправу. Немцы несколько раз уничтожали ее, но наши солдаты снова и снова ее восстанавливали.
Из воспоминаний участников: «К середине дня 13 октября 1941 года основные части 154 дивизии переправились через реку Рессету, однако мост был непрочным, и переправить тяжелые машины и дивизион «Катюш» не удалось. Немцы обнаружили переправу, открыли артиллерийский и минометный огонь по ней... Несколько машин затонуло...»
Из боевой техники каким-то чудом смогли переправить лишь часть артиллерии, остальное было решено уничтожить. Попавшие на противоположный берег наши части сразу вступали в бой с немецкими войсками.
В ожесточенных боях, ценой огромных потерь, лишь к 23 октября уцелевшие части прорвали кольцо и вышли к городу Белеву.
В сентябре численный состав 50 армии Брянского фронта насчитывал около 62 тысяч человек. В конце октября осталось менее 8 тысяч. Армия была практически уничтожена, в ноябре ее сформировали заново.
Ровно 80 лет спустя на месте тех страшных боев встали лагерем участники поисковой экспедиции. Все разделились на две группы – водолазную и сухопутную. Дайверы вели подводный поиск при помощи гидролокатора бокового обзора. Прибрежную зону обследовали с помощью металлодетекторов и щупов силами ВПК «Прорыв», участников Российского военно-исторического общества, ЦПВ «Патриот-57», ДЕСАНТНИК, ДОСААФ57.
На дне реки попадалось большое количество амуниции: ремни, противогазы, подсумки. Берег изобиловал гильзами от винтовки Мосина. В первый же день удалось локализовать следы переправы под водой. Водолазы отмечали разбросанные бревна, огромное количество металлических сигналов в илистых отложениях дна.
С помощью гидролокатора бокового обзора обнаружить автомобиль на дне реки несложно. Оператор определяет наиболее интересные аномалии, а дайверы осматривают их под водой детально. Одну из крупных «аномалий» решено было поднять. Артефакт оторвали от ила с помощью подъемных парашютов и доставили на берег.
При ближайшем рассмотрении выяснилось, что со дна подняли двигатель ЗИС 1941 года от тяжелой техники.
Двигатель ЗИС-5 1941 года – 6-цилиндровый нижнеклапанный рядный, с диаметром цилиндра 101,6 и ходом поршня 114,3 мм, с рабочим объемом 5,55 л, мощность составляет 73 л. с. Мотор низкооборотистый, а с учётом крутящего момента 279 Нм при 1 200 об/мин, тяга у него прямо-таки паровозная.
Двигатель ЗиС-5 называется так же, как и машина. Его производство началось в 1932 году, он использовался практически на всех довоенных грузовиках и автобусах – другого мотора просто не было. Он одинаково работал на любом горючем. Мог эффективно работать даже на керосине. Когда было жарко, он испарялся не хуже, чем бензин.
В годы войны грузовик ЗиС-5 послужил в качестве шасси для установки легендарной «Катюши», системы реактивного залпового огня, приводившей в ужас гитлеровцев.
На находку с удивлением собрались посмотреть все участники экспедиции. Некоторые элементы двигателя свободно вращались руками, несмотря на прошедшие 80 лет. Этому способствовало то, что двигатель был почти полностью заилен. В конце экспедиции дайверы локализовали на дне реки и раму. Решили оставить на следующий раз.
В этой экспедиции участники смогли в очередной раз соприкоснуться с прошлым. «Гуторовский рубеж» – место священной памяти, символ самоотверженности и любви к Отчизне.
Работы в рамках проекта 1XPEDITION продолжаются!