Текст: Станислав Трофимов
Фото: Станислав Трофимов и Андрей Павлов
Дайверы научно-исследовательского проекта 1XPEDITION побывали в Мурманской области с экспедицией, главная задача которой – найти эсминец, который затонул во время Великой Отечественный войны, понять, что это было за судно, почему оно потонуло, узнать судьбу моряков, которые погибли, сражаясь за Родину. Ведь история страны – это наше наследие.
Маршрут: Орел – Дальние Зеленцы. Но участников экспедиции расстояние не смущает. Они намерены удивляться и удивлять. Чуть больше двух часов в небе, и вот первая остановка – Мурманск. Температура воздуха – плюс пять, дождь. Теперь направление на север.
Путь в 170 км – проверка на прочность для всех, кто решил увидеть край света. Местами непроходимый маршрут и удалённость населенного пункта словно сами предупреждают – север покоряется самым сильным. Финишная точка – Дальние Зеленцы.
Практически во всех сегодняшних упоминаниях о Зеленцах присутствует такое избитое понятие как «край земли». Но справедливости ради, надо признать, что, если посмотреть на карту, спорить с этим трудно. Действительно, если двигаться от Северного полюса к Кольскому полуострову по прямой, то никакой земли по пути не встретишь. Шпицберген останется справа, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа – слева.
Заброшенный поселок Дальние Зеленцы находится в красивейшей бухте, скрытый от всех ветров. Он был основан в 1935 году. В поселке находился Мурманский морской биологический институт, который в 1989 году был переведен в Мурманск. Вокруг биостанции вырос поселок, население которого в лучшие времена достигало почти 1000 человек.
Сейчас официально в Зеленцах постоянно проживает только двое – семья Березиных. Некоторые дома в поселке напоминают средневековые замки. Объяснить это просто – строили их эстонские рабочие. Здание института, библиотека, музей, молодежный клуб, столовая и даже спортивный зал... Все это когда-то было.
Погружения начались на южном берегу Баренцева моря (Северного Ледовитого океана). В первые дни погружений погода нам не благоволила. Присутствовал достаточно сильный ветер – 10 метров в секунду. Работы проходили в сложных условиях – высокие волны создавали неблагоприятные условия для поискового оборудования.
Как отмечал координатор проекта 1XPEDITION Сергей Куликов: «Суровое Баренцево море, температура + 4, боевой задор наших водолазов давал нам уверенность, что намеченные цели, которые поставлены перед нами, будут выполнены».
Практически все дни экспедиции была совсем не летняя погода – порывистый ветер в тандеме с дождём. «У природы нет плохой погоды», - подбадривали мы друг друга.
Когда есть цель, препятствий не существует. А потому результаты себя ждать не заставили. В один из дней на глубине 15 метров был обнаружен фрагмент затонувшего корабля предположительно времен Второй Мировой войны. Название судна, и при каких обстоятельствах оно оказалось на дне Баренцева моря, ещё предстоит узнать.
Сергей Куликов, координатор исследовательского проекта «1XPEDITION»: «Это море очень суровое, и это такой суровый мужской дайвинг, и сама экспедиция очень сложная. Когда мы выдвигались в район поиска, это занимало целые сутки, из связи у нас только спутниковый телефон. Трудности нас не пугали».
Баренцево море – это южный край Северного Ледовитого океана, однако благодаря Гольфстриму вода здесь несколько теплее. Тот мир, что скрывается под водой, настолько удивителен и фантастичен, настолько не похож ни на что в нашей повседневной поверхностной жизни, что описать его словами практически невозможно. Участники экспедиции 1XPEDITION наблюдали сады ламинарий, медитативно раскачивающихся в такт движению водным масс, подводные «цветы» актинии, которые удивительно неплохо себя чувствуют в такой холодной воде.
Проплывая над полянами морских ежей, которые валяются на песчаном дне, словно камушки на пляже, наблюдали морские звезды и причудливых монстров – камчатских крабов. На арктическом дне живут также мидии, гребешок, разные виды рыб, раки-отшельники и, в огромном количестве, камбала, креветки. А можно встретить и обитателей гораздо крупнее – например, полярную акулу.
Десять дней работы пролетели незаметно. Команда обследовала дно при помощи гидролокатора бокового обзора в предполагаемом квадрате, который по архивным описаниям находится на траверзе поселка Рында.
По историческим сведениям, день 16 января 1945 года стал последним для «Деятельного»: в 20 часов 30 минут к северу от губы Рында эсминец обнаружил на радиолокаторе «малую цель» – подлодку. Корабль сбросил серию глубинных бомб и пошел на разворот для повторной атаки, но в этот момент произошел взрыв – пострадала корма эсминца. Через несколько секунд прогремел еще один взрыв в воде. Последнее сообщение от командира корабля капитан-лейтенанта Константина Кравченко было отправлено в 21 час 15 минут: «Я торпедирован. Обе машины залиты водой. Имею крен правый борт. Пытаюсь исправить цистерну, выровнять крен. Медленно погружаюсь. Принимаю меры спасению корабля». На помощь отправились «Дерзкий» и «Живучий».
Однако на подходе к месту аварии были обнаружены подводные лодки. И пока эсминцы атаковали противника глубинными бомбами, «Деятельный» исчез с экрана радиолокатора – в 21 час 46 минут. «Дерзкий» подошел к месту гибели корабля через несколько минут после его погружения в воду. Корабль унес с собой на дно Баренцева моря часть экипажа и командира корабля Кравченко, некоторые моряки погибли при взрыве торпеды, другие от переохлаждения в ледяной воде – всего 117 человек. Спастись удалось только семерым.
Советское командование пришло к выводу, что «Деятельный» был поражен новым оружием противника – торпедами с акустической системой самонаведения. Эта гипотеза была подтверждена в послевоенное время: из немецких архивов стало известно, что эсминец был потоплен подлодкой «U997» с помощью торпеды с акустической головкой наведения.
Дайверы погружались на глубину до 40 метров и проводили визуальный осмотр дна, но, к сожалению, в этот раз найти корабль не удалось. Вопрос об местонахождении эсминца остается открытым в научном сообществе.
Наша команда проекта 1XPEDITION планирует вернуться на предполагаемое место нахождения затонувшего корабля и продолжить поиски.
Подводный портал www.tetis.ru благодарит орловский подводный клуб "ДивО" за предоставленные материалы