Из архивов
"...28 апреля 1942 года налёт на новороссийский порт и аэродром совершили 12 самолётов Ju-88 из 3-й группы 1-й учебной бомбардировочной эскадры и 18 самолётов Ju-88 из 1-й группы 51-й бомбардировочной эскадры "Эдельвейс". В бою экипажи 51-й эскадры сбили два советских истребителя (один И-16 и один самолёт неустановленного типа). При этом 51-я эскадра потеряла два бомбардировщика. Один из них был сбит огнем зенитной артиллерии, но его экипаж не пострадал.
Между тем, из воздушного боя не вернулся Ju-88 (заводской № 5893). Его экипаж в составе пилота фельдфебеля Фридриха Клингенбиля, штурмана обер-фельдфебеля Эрнста Кёзера, радиста фельдфебеля Вальтера Прайзера и стрелка ефрейтора Йозефа Генсена пропал без вести".
"...немецкие документы подтверждают потерю 10 августа 1942 года под Новороссийском трех самолётов из 2-й группы 55-й бомбардировочной эскадры "Гриф". Один из Не-111 (заводской № 7063) был таранен советским истребителем и упал в море. Его экипаж в составе пилота обер-лейтенанта Фридриха Фогеля, штурмана унтер-офицера Курта Рёмера, радиста фельдфебеля Йозефа Клингера, механика обер-фельдфебеля Августа Отмера и стрелка унтер-офицера Фрица Либига считается немцами погибшим. Второй Не-111 (заводской № 4931) совершил вынужденную посадку на воду после воздушного боя. Его экипаж в составе пилота обер-фельдфебеля Пауля Кёнига, штурмана обер-ефрейтора Герберта Штайнера, радиста фельдфебеля Людвига Нонненмахера, механика ефрейтора Гельмута Кервина и стрелка обер-ефрейтора Генриха Катцера пропал без вести. Третий Не-111 (заводской № 7188) также был потерян в результате воздушного боя. Из его экипажа погиб стрелок унтер-офицер Вилли Бюлер, остальные члены экипажа не пострадали".
Прошло 68 лет…
Осенью 2010 года два дайвера, ныряя в районе урочища Широкая Балка, под Новороссийском, при очередном погружении обнаружили два авиационных двигателя Jumo 211, заросших водорослями. Немного их почистив, друзья постепенно потеряли к ним интерес и практически забыли о своей находке, считая, что немцы во время войны перевозили эти движки на каком-нибудь катере или боте, а когда его подбили, двигатели ушли на дно.
Над двигателем
Вплоть до середины августа 2011 года, периодически ныряя в этом районе, дайверы из сообщества "Divers of Black Sea" возвращались к двигателям и показывали их своим товарищам. Так продолжалось до тех пор, пока во время одного из погружений, один из них (Вячеслав Коршунов), осматривая достопримечательности дна, не обратил внимания на то, что не все, что лежит на дне - камни. Подняв и перевернув один из таких "камней", немного его почистив, он понял, что это какой-то агрегат…
Зеленуха и мальки рыбы-монашки в останках самолета
Его заинтересовала эта находка, и с группой товарищей они начали поиск и очистку находимых предметов. В результате изысканий район поиска существенно сузился, а вместе с этим росла уверенность, что в этом месте разбился, именно разбился, немецкий самолёт-бомбардировщик. Предположительно He-111 или Ju-88, потому как именно на них устанавливали двигатели Jumo 211.
В результате исследований было найдено множество обломков фюзеляжа, остекления кабины, различные приборы, боеприпасы для МР 40, MG 15, MG 131 и многое другое. Скорее всего, самолёт сильно горел при падении, т.к. очень многое из того, что найдено, либо обгорело, либо расплавлено.
Ракетница
Период дальнейших подводных исследований продолжается и по сей день, то затухая, то возобновляясь с новой силой. Останки самолета лежат на доступной глубине в 9-11 метров, примерно в 150 метрах от береговой линии, галечного пляжа. На их достаточно неплохую сохранность повлиял тот фактор, что дно в этом районе побережья, на этой глубине, в основном состоит из обкатанных морем булыжников и крупных обломков горных пород. Большая часть найденных фрагментов находится именно под ними.
Найденное вооружение самолета
Параллельно с подводными работами начался поиск по архивам и интернету. Большую помощь в этом поиске оказал тольяттинский дайв-клуб "Нептун-Про" (руководитель Станислав Долгов), который на основе наших описаний и фотографий провел большую исследовательскую работу. Именно с помощью Станислава Долгова и Игоря Жилина удалось точно установить, сравнив фотографии стойки шасси самолета и других найденных приборов, что это Henkel-111.
Идентификация модели самолета позволила сузить круг поиска. Как мы уже знали из архивов, в указанном районе были сбиты три Не-111:
1. Первый (заводской № 7063) из 2-й группы 55-й бомбардировочной эскадры "Гриф" 10 августа 1942 года под Новороссийском был таранен советским истребителем и упал в море. Его экипаж считается погибшим.
2. Второй (заводской № 4931) совершил вынужденную посадку на воду после воздушного боя. Его экипаж пропал без вести.
3. Третий (заводской № 7188) был потерян в результате воздушного боя. Из его экипажа погиб только стрелок.
Все три самолёта имели разные причины падения - соответственно, различными должны быть и разрушения. Мы обдумали ряд возможных версий развития событий. Наиболее вероятным нам показался вариант, когда самолёт тянул на вынужденную посадку к берегу с выпущенным шасси... но не дотянул. Второй в списке, № 4931. Ведь наш объект находится недалеко от берега, так? Кроме того, если приглядеться, то можно увидеть, что три (из четырёх) "укосин" обломаны и вывернуты наружу. Если шасси было убрано, то так выворотить укосины вряд ли могло. Это могло произойти только при выпущенном шасси. В бою выпускать шасси бессмысленно, при приводнении тоже, но если учесть, что самолёт от берега недалеко, то можно предположить, что он пытался дотянуть...
Находка - один из приборов самолета
В течение этого, 2012 года нам удалось обнаружить еще ряд фрагментов приборов и оснастки самолета. Поиски осложнялись то неважной видимостью в местах раскопок, то периодическими штормами, которые сводили на нет все наши изыскания, перелопачивая под водой все, до чего добирались. Сказывалась и банальная нехватка времени, ведь помимо этого надо было заниматься основной работой, зарабатывать деньги и уделять внимание своим семьям. Тем более что наше дайв-сообщество объединяет в себе людей из разных городов (некоторым добираться до моря порядка 300 км).
Но, несмотря на все трудности, нас прочно связывает любовь к истории, Черному морю и дайвингу. Наши поиски продолжатся, мы верим в это. И тогда имена летчиков будут восстановлены, и еще один эпизод Великой Отечественной войны пополнит историю.
Боезапас
А еще этой статьей мы хотели бы привлечь ваше внимание к нашему Черному морю, которое по сей день таит в себе много загадок и тайн. Впрочем, если тайны истории вас не интересуют, здесь все равно найдется немало интересного. Ведь в водах Черного моря по-прежнему можно увидеть и калкана (черноморскую камбалу), и ската-лисицу, и червя-полихета, маленького саргана и большую скорпену. Приезжайте, мы с удовольствием вам все покажем!
Черноморский скат-лисица
Нам все-таки хотелось бы узнать больше информации о нашей находке, и поэтому, дорогие читатели, мы просим вас помочь информацией, если кто-то ею располагает. Напишите на jorikk008@mail.ru.
С уважением ко всем читателям,
Эрнст Антонов и Вячеслав Коршунов
Фото: Э.Антонов, В.Коршунов, Д.Калиниченко
Дайв-сообщество "Divers of Black Sea"