Подводный портал Тетис представляет статью Александра Ёлкина, являющегося одним из самых известных в России исследователей затонувших судов. Материал предоставлен сайтом www.wreck.ru. Администрация Портала напоминает, что подобные погружения возможны только при наличии соответствующего опыта и подготовки.
Линейный корабль «Ростислав»
В мире существует достаточно большое количество так называемых «кладбищ кораблей». Места, где на небольшом участке моря потерпело крушение или погибло по другим причинам огромное число судов. Мне хочется рассказать об одном из таких мест – Керченском проливе. Место достаточно мелководное, видимость редко превышает 1-2 метра. Когда спрашивают маститые «красноморские дайверы», зачем вас туда несет там же не хрена не видно, то на наших просоленных лицах всегда видят счастливую улыбку. Каждая экспедиция (если, конечно, достаточно хорошо поработать с архивами и иметь хорошие поисковые приборы) приносит нам шикарные находки. Практически любое возвышение (если, конечно, не скала) является либо объектом последней войны, либо на крайний случай обломками парусного судна. Я попытаюсь рассказать об объектах, обнаруженных и обследованных нашим клубом «Нептун-Про» из волжского города Тольятти, в акватории Керченского пролива у побережья Крыма. Первые объекты, с которых мы начали нашу экспедицию в 1997 году, я знал с детства (родился я в небольшом селе Заветное на берегу пролива). В основном это небольшие катера, погибшие во время высадки Эльтигенского десанта в ноябре 1943 года, когда штормовой ветер и артиллерия противника пустили на дно большое количество всевозможных десантных плавсредств.
Помню в детстве, в возрасте 12-14 лет, вооружившись маской и трубкой, мы ныряли за всякими смертоносными штучками, которые немереном количестве были разбросаны на местах высадки десанта. А когда на берегу после наших ныряний мы жарили на костре мидии рядом с непонятной трубой в полметра диаметром, у которой оба конца были замыты песком (впоследствии труба оказалась торпедой, выброшенной на берег), нашему счастью не было предела. После зимних штормов, когда песок с берега уходил в море, наша ватага бежала на пляжи и собирала все ценное, что до этого было замыто в песок. Поражало огромное количество человеческих костей. И чего мы там только не находили: стрелковое оружие, боеприпасы, античные амфоры и монеты практически всех эпох, массу всевозможной утвари – как античной, так и средневековой.
Теперь перехожу к главному. В силу своего хобби (проведение подводных экспедиций) мне постоянно приходилось сталкиваться с людьми, которые по своей специальности (водолазы, сборщики рапанов – моллюска и т.п.) могли указать места гибели некоторых судов, которые им встречались во время погружений. В редком случае от них можно было добиться точных координат (вероятно, они считали это большим секретом). Поэтому задача клуба во время поиска была не только найти объект, но и попытаться его идентифицировать.
Крупных объектов было три.
«Антон Чехов»
Санитарный транспорт, 2121 брт.
14.04.1942 г. вышел из Новороссийска в Камыш-Бурун с грузом и людьми. В районе Тобечикского озера подорвался на донной мине. Взрывом оторвало полубак. Погибло около 200 человек, 50 человек было ранено. Так как глубины в Керченском проливе небольшие, часть корпуса выступала из воды. В последующие дни авиация противника основательно разрушила корпус «Антона Чехова». По архивным данным, координаты гибели 45°14\'N 36°27\'Е. В послевоенное время АСС ЧФ, для того чтобы судно не мешало судоходству, срезало надстройки. По результатам нашего осмотра понять, где находятся каюты, не представляется возможным. Корпус полностью разрушен. Просто нагромождение металлических конструкций. Из находок, поднятых с транспорта, наиболее интересна красивая медная лампа. Фактические координаты 45°10.630\'N 36°24.874\'E, что на расстоянии 6,8 км от архивных. Глубина 6 метров.
Линейный корабль «Ростислав»
Водоизмещение: проектное – 8880 т, в нормальном грузу – 10140 т
Длина: 107,19 м
Ширина: 20,73 м
Осадка: 7,82 м
Скорость хода 15,37 уз. (1913 г.)
Вооружение: 4 254-мм, 8 152-мм, 4 63,5-мм (зенитн.), 2 37-мм орудия (1915 г.); 2 подводных 475-мм торпедных аппарата.
Толщина брони: борт 368 мм, палуба 76 мм, рубка 152 мм.
Экипаж: 859 чел. (1916 г.)
Построен в 1895-1899 гг. Первоначально – эскадренный броненосец, с 1907 г., согласно новой классификации, числился линейным кораблем. Активно участвовал в Первой Мировой войне: обстреливал побережье противника, осуществлял блокадные операции, прикрывал минно-заградительные действия, в 1916 г. участвовал в поддержке Эрзерумской и Трапезундской наступательных операций, оборонял Констанцу. В начале 1918 г. устанавливал советскую власть в Одессе. С марта 1918 г. находился в Севастополе на хранении. На флагштоке корабля поднимались флаги оккупантов и интервентов. В апреле 1919 г. командование английских войск, оставлявших Севастополь, приказало подорвать машины «Ростислава». С приходом войск белой Добровольческой армии корабль превратили в несамоходную плавучую батарею, которую перевели к восточному побережью Крыма для охраны подходов к Керченскому проливу с севера. В ноябре 1920 г., при оставлении белыми Крыма, «Ростислав» был затоплен для затруднения выхода флотилии красных из Азовского моря. В 1930 г. ЭПРОНом с лежащего на дне пролива корабля частично было поднято вооружение, элементы палубных конструкций и надстроек. В Керченском историко-археологическом музее до сих по хранится фрагмент брони, снятый с «Ростислава». Судно ушло в ил практически на 10 метров. От корабля остался только остов. Орудий на нем не видно. Никаких находок с него не подняли. Все очень громоздкое. Координаты 45°25.012\'N 36°37.727\'E. Глубина 8 метров. Возвышение над грунтом 3-4 метра. Удаленность от берега 1200 метров.
Плавучий док
Плавучий железобетонный док, 4000 т. По архивным данным, 13.11.1943 г. взорван нашими войсками при оставлении Керчи. История его гибели достаточно загадочна. Останки какой-то части дока по сей день находятся на отмели, рядом с Кизиульским маяком. При общении с местными жителями и очевидцами вырисовывается следующая картина. Док буксировали из Керчи в один из портов Кавказа. На нем находились эвакуируемые ценности из промтоварных магазинов (посуда, швейные машинки и т.п.), а также беженцы. На расстоянии 3-4 км от берега буксируемый док был атакован немецкими самолетами. После попадания авиабомб док разломился на две части. Большая часть затонула сразу, другую вынесло на отмель. Что стало с буксиром – неизвестно. Во время проведения экспедиции тольяттинским клубом «Нептун-Про» в 1997 году затопленную часть дока на отмели осмотрели. Ничего интересного не обнаружили. Местные жители, как во время войны, так и после нее достали много ценностей. На берегу повстречали загадочную личность: некий субъект, имевший с собой акваланг, занимался поиском, как он сам сказал, «баржи с грузом угля». Сейчас с большой уверенностью можно сказать, что он искал вторую часть дока.
Согласно данным гидролокации, на расстоянии 6 км от дока, лежащего на отмели, есть отметка о наличии на грунте судна. Возможно, оно и является второй частью дока. Нам не удалось побывать на этом объекте в силу некоторых обстоятельств.
Координаты обломка дока на отмели 45°03.456\'N 36°22.084\'E. Глубина 6 метров. Возвышение над грунтом 8 метров. Координаты неизвестного объекта 45°03.308\'N 36°25.910\'E. Глубина 13 метров.
Крупные суда из-за малых глубин разрушаются достаточно быстро. Недалеко от мыса Такиль нами обнаружено небольшое судно. Корпус достаточно хорошо сохранился, оторвана только носовая часть. После экспедиции нам все-таки удалось определить название и причину гибели данного объекта.
Сторожевой катер №1211 «Коминтерн»
Бывший рыболовный сейнер. С 01.10.1941 г. в составе ЧФ в качестве плавсредства, с 27.04.1942 г. сторожевой катер. До 30.04.1942 г. №122, до 03.06.1942 г. №1112. Водоизмещение 48 тонн.
8 мая 1942 года сторожевой катер №1211 «Коминтерн» находился в дозоре. В 16 ч. 26 м. в точке 45°03,2\'N 36°26,1\'E катер был потоплен бомбардировщиком Ju-88. Личный состав был полностью спасен. Согласно сведениям гидролокации, на расстоянии 300 метров по пеленгу 313° на грунте обнаружен объект, по размерам схожий с СКА «Коминтерн». Фактические координаты 45°03.308\'N 36°25.910\'E. Глубина около 15 метров.
Были сложности с украинскими пограничниками. В начале экспедиции нам дали отход «на удалении от берега 400 метров». Приятно, когда стоишь в акваланге по пояс в воде на расстоянии 400 метров от берега. Но после близкого знакомства с начальником погранзаставы (за рюмочкой «чая») жизнь у нас наладилась. Несколько раз попадались очень мелкие катеришки. До такой степени разбабаханые временем и волнами, что никакой идентификации не подлежали. В районе Эльтигена (нынешнее название с. Героевское), на небольшом расстоянии от берега, лежат три немецкие быстроходные десантные баржи (в просторечии БДБ). Нам удалось обследовать только одну. Покопавшись в некоторых источниках, мы смогли определить ее номер и судьбу.
F-323А
Водоизмещение: 200 т
Длина: 47,04 м
Ширина: 6,53 м
Осадка: 1,45 м
Мощность дизелей: 390 л.с.
Скорость: максимальная – 10,5 узлов, экономическая – 7,5-8 узлов
Дальность плавания: 1075 миль (при скорости 7,5 узлов)
Грузоподъемность: 105 т
Вооружение: 1 75-мм орудие, 2 20-мм автомата
Экипаж: 17 чел.
Быстроходная десантная баржа. 24.01.1943 г. подорвалась на мине и затонула, по данным источников, в точке 45°13\'8"N 36°25\'9"E. Погибло 14 человек. Согласно данным обнаружения, координаты объекта 45°13.693\'N 36°25.948\'E, то есть отличаются от предыдущих лишь на 200 метров. Глубина 7,7 метра, возвышение над грунтом 2,1 метра.
У баржи сильно повреждена носовая часть. Надстройка отсутствует. В корме виден четырех ствольный 20-мм зенитный автомат. Из находок – несколько 20 мм зенитных снарядов. В тот день видимость под водой не превышала 0,5 метров.
В общей сложности у крымского побережья Керченского пролива находятся около 30 объектов, которые поддаются идентификации. Черное море, может, и не славится прозрачностью воды, но по количеству «рэков» и по их исторической ценности даст фору многим популярным среди дайверов местам.