ym

Дайвинг. На борту «Лузитании» найдены боеприпасы.Дайверы нашли большое количество винтовочных пуль на борту лайнера «Лузитания», погибшего у берегов Ирландии во время Первой мировой войны. Предполагается, что лайнер перевозил военные боеприпасы, когда был торпедирован немецкой подводной лодкой и ушел на дно, унеся с собой 1198 жизней.

Лайнер, направлявшийся из США в Англию, затонул в 16 километрах от берегов графства Корк на глубине 91 метр. Погружение к обломкам лайнера совершили четыре ирландских технических дайвера, за свой счет, но с разрешения владельца обломков, Грега Бемиса (Greg Bemis).

Эон МакГэрри (лидер), Стюарт Эндрюс, Кольм Хамфрис и Тимми Кэрри использовали ребризеры Inspiration, чтобы достичь, как заявил Бемис, «участка на судне, который в ходе предыдущих погружений был определен как наиболее вероятная область для поиска [боеприпасов]». Бемис уже давно стремился доказать наличие на «Лузитании» военного груза.

Через отверстие в корпусе дайверы определили большое скопление боеприпасов для стрелкового оружия – слишком большое, чтобы быть, скажем, складом оружия членов команды лайнера. Оно было снято камерой дистанционно управляемого аппарата.

Открытие соответствовало сведениям о военном грузе, «указанном в грузовой декларации, но наличие которого на борту никогда не подтверждалось». Большой груз боеприпасов, говорит Бемис, делал судно «законной целью» для вражеских подлодок – обстоятельство, обернувшееся трагедией для многих гражданских лиц, погибших вместе с «Лузитанией».

Лайнер был затоплен спустя всего лишь три месяца после того, как Германия объявила, что она будет вести войну без правил, игнорируя международное соглашение о том, что невоенные суда, подозреваемые в перевозке военных грузов, должны быть остановлены и обысканы, а не немедленно затоплены.

Существовал старый морской закон, согласно которому пассажирам «Лузитании» должна была быть предоставлена возможность покинуть судно прежде, чем его отправили бы на дно, обнаружив на борту груз боеприпасов. Но этого не произошло и из 650 членов команды погибли 413, а из 1257 пассажиров – 785, включая 100 детей. Это в значительной степени побудило США вступить в войну на стороне Великобритании.

Согласно немецким отчетам, в лайнер была выпущена только одна торпеда, но, тем не менее, за первым последовал второй, очень сильный взрыв, после которого «Лузитания» продержалась на плаву только 18 минут. Бемис относится к числу тех, кто полагает, что второй взрыв был вызван грузом боеприпасов на борту «Лузитании». Другие называют причиной взрыва паровую генераторную установку лайнера, а некоторые сомневаются, не выпустила ли подлодка больше торпед, чем заявляет немецкая сторона.

Поэтому недавнее обнаружение боеприпасов для стрелкового оружия для Бемиса – лишь первый шаг к цели: составить полную картину типов и количества боеприпасов, которые перевозились на борту «Лузитании». Наличие на борту большого количества пуль только подтвердило его подозрение, что на борту была также и тяжелая артиллерия. Успех последнего проекта, как утверждает Бемис, дал «дополнительный стимул» его намерению финансировать дальнейшие подводные исследования на месте гибели лайнера.

Поднятые пули «переданы ирландским властям и тщательно сохраняются в ожидании дальнейшего исследования и идентификации».

Место гибели «Лузитании», согласно ирландским законам, считается историческим и охраняется государством. Но в прошлом году Верховный Суд в Дублине постановил, что Бемис, ставший совладельцем обломков лайнера в 1968 году, а впоследствии откупивший их у своих двух партнеров, может проводить исследовательские погружения в течение последующих пяти лет.

Прежде Министерство искусства и наследия Ирландии отказывалось выдать лицензию на исследования. Правда, несмотря на это, впервые Бемис погрузился к обломкам лайнера в 2005 году. Также за последнее десятилетие были организованы несколько других подводных экспедиций, независимых от Бемиса.


По материалам сайта: www.divernet.com

Другие статьи рубрики: Подводная археология, находки