С 29 апреля 2004 года по 8 мая 2004 года клубом подводной деятельности «Нептун-Про» (г.Тольятти, Россия) организуется международная подводная археологическая экспедиция «Тендра 2004», которая будет проходить на территории Украины. В экспедиции примут участие аквалангисты из России, Украины, Белоруссии, Польши, Болгарии. Общее количество участников - около 60 человек.
Экспедиция посвящается 59-й годовщине победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Основная цель экспедиции: обследование судов и самолетов, погибших во время Великой Отечественной войны, в акватории около острова Березань и Тендровской косы.
В этих районах советский флот и флот противника понес серьезные потери. До сих пор на дне лежат остатки неопознанных кораблей.
Приятно заметить, что правительство Украины беспрепятственно дало разрешение на проведение экспедиции на своей территории.
Основные объекты для поиска
Эскадренный миноносец «Фрунзе», улучшенный проект эсминца «Новик»
Прежнее название - "Быстрый" (с 5.02.1925 года - "Фрунзе"). Заложен 29.10.1913 г. Перезаложен в начале 1914 г.
Спущен на воду 7.06.1914 г. Вступил в строй 1.05.1915 г. 29.12.1917 г. вошел в состав Красного ЧФ.
Водоизмещение:
Стандартное, т - 1700
Размерения, м - 98 х 9,4 х 3,8
Главная энергетическая установка:
Паротурбинная, двухвальная, л.с. - 25000
Скорость, уз - 32
Вооружение:
Орудие 102мм, шт - 4
Орудие 76,2мм, шт - 1
Орудие 37мм, шт - 1
Торпедные аппараты, шт - 3 по 3 (456 мм )
Мины, шт - 40
В 06ч.00м. 21 сентября 1941 года командующий эскадрой ЧФ контр–адмирал Л.А.Владимирский на борту эскадренного миноносца "Фрунзе" (из–за ранения командира корабля капитан–лейтенанта П.А.Бобровникова корабль вел капитан 3 ранга В.Н.Ерошенко) вышел из Севастополя для проведения десантной операции в районе Григорьевки.
Около 14 часов при подходе к Тендровской косе с эскадренного миноносца заметили атакованную авиацией противника и терпящую бедствие канонерскую лодку "Красная Армения". С разрешения командующего эскадрой эсминец пошел к ней для оказания помощи. По самолетам был открыт огонь шрапнелью.
С эсминца спускается шлюпка для спасения плававшего в воде личного состава канлодки. В это время "Фрунзе" сам был атакован 9 пикирующими бомбардировщиками противника Ju–87. Пикируя, они сбросили на корабль с высоты от 100 до 800 метров от 1 до 4 бомб.
Оставив на воде в районе бедствия шлюпку, Ерошенко приказывает увеличить ход до 23 узлов и отводит корабль мористее, чтобы иметь возможность маневра. Но примерно в 14ч.00м. бомба, сброшенная с четвертого самолета, взрывается у борта в районе полубака. Взрывной волной и осколками была разрушена передняя часть ходового мостика. В это время бомба с девятого самолета попадает в корабль в районе 102-мм орудия №4.
Эсминец осел кормой в воду. Вышли из строя правая машина , машинный телеграф, заклинило рулевое управление. "Фрунзе" начинает описывать циркуляцию вправо. Начинается поступление воды в носовые и кормовые помещения, происходит медленное увеличение дифферента на корму и крена на левый борт, вода покрывает уже примерно 1/5 палубы.
Поврежденная поперечная переборка в районе 4-го кубрика была подкреплена, и распространение воды по кораблю приостановлено. Через 30 минут была введена в действие правая машина, и рулевое управление.
Примерно через час после окончания первой атаки авиации начинается вторая, в которой участвуют 9 самолетов. Ко времени начала атаки полностью закончился боезапас к 45-мм орудиям, а орудия Лендера не действовали из-за повреждений.
После попадания бомбы в полубак и возникновения пожара Владимирский приказывает затопить 1-й артпогреб. Вода хлынула внутрь корабля. Крен достигает 45°. Запас плавучести еще более уменьшился, эсминец погружался в воду. Считая положение корабля безнадежным, командир приказал личному составу покинуть нижние посты, а раненых перенести на ростры. Спасая личный состав, Ерошенко в 15ч.07м. выбрасывает корабль носовой оконечностью на отмель в 90 кабельтовых от Тендровского маяка.
"Колхозник"
Минный заградитель. Бывший речной колесный буксирный пароход.
Заложен 1.04.1930 г. в г. Киеве. Спущен на воду 1.05.1931 г. Вступил в строй 15.06.1931 г., сразу поставлен на переоборудование в минный заградитель и вошел в состав Днепровской флотилии в июне 1932 г. 8.07.1940 г. переведен в состав Дунайской флотилии.
Водоизмещение, т - 210
Размерения, м - 50.4 х 10.6 (по кожухам колес) х 0.51
ГЭУ - 200 л.с.
Скорость, уз - 9.75/6.5
Вооружение:
76.2 мм орудие, шт - 1
Пулемет системы "Максим" - 2
104 мины образца 1908 г.
Экипаж - 32 чел.
21 сентября 1941 г. у Тендровской косы в районе Покровки (иначе — Покровские Хутора, Покровская слобода) авиацией противника в составе 11-и штурмовиков Ju-87 был атакован минный заградитель «Колхозник».
2 первых самолета были сбиты зенитчиками корабля, а третьему удалось достичь попаданий. Одна бомба попала в ходовой мостик, пробила палубу и взорвалась в машинном отделении. Возник пожар. Погибли командование корабля и весь боевой расчет главного командного поста.
В командование кораблем вступил старший военфельдшер В.И.Дубровский, который организовал борьбу с пожаром и помощь раненым; а после попаданий еще нескольких бомб приказал покинуть тонущий корабль, предварительно организовав эвакуацию раненых на уцелевших шлюпках.
Бронекатер №201
Проект 1125
Водоизмещение, т - 26.5
Размерения, м - 22.65 х 3.55 х 0.56
ДВС бензиновый, л.с. - 720-800
Скорость, уз - 19.7/15
Дальность, миль - 250
Бронирование цитадели и рубки, мм - 4-7
Вооружение:
Орудие 76.2 мм в башне танка "Т-34", шт - 1
Пулемет 12.7 мм ДШК, шт - 1
Пулемет 7.62 мм, шт - 2
Экипаж, чел. - 13
Дунайская военная флотилия
21.09.1941 г. бронекатер БК №201 под командованием лейтенанта М.А.Майорова затонул в результате прямых попаданий авиабомб в районе гибели минзага «Колхозник». Погибли 15 человек. От разрывов авиабомб затонули также 2 баржи.
Монитор "Ударный"
Заложен 21.11.1930 г. Спущен на воду 17.05.1932 г. Вступил в строй 1.06.1934 г. и вошел в состав ДВФ.
Водоизмещение, т - 252,5
Размерения, м - 55,4 х 11,0 х 0,6 м
Мощность двигателей, л.с. - 400
Скорость, уз - 9/7,5
Вооружение:
130-мм орудия, шт - 2
45-мм орудия, шт - 2
7,62-мм пулемета, шт - 4
Экипаж - 74 человека
19 сентября 1941 г. мониторы "Железняков" и "Ударный" (командир капитан-лейтенант М.Д.Прохоров), прикрывая отход наших войск за Днепр, обстреливали расположение войск противника в районе Ивановки. Подверглись атаке авиации противника.
Зная, что средства ПВО на "Ударном" сконцентрированы в основном в корме, самолеты заходили с носовых углов и сбросили на корабль 13 бомб.
От прямого попадания одной из них вышла из строя правая машина. Во время налета на "Ударном" кончился зенитный боезапас и противнику удалось достичь еще 11 прямых попаданий в корабль. Произошла детонация артиллерийских погребов главного калибра ,и монитор затонул. Погибли 56 человек.
Самолет «Ju-52»
Принадлежал Германским ВВС.
Экипаж, чел. - 3
Скорость, км.ч - 275
Дальность полета, км - 990
Высота максимальная, м - 5900
Бомбовая нагрузка, кг - 500
Вооружение:
Пулемет 7,92 мм, шт - 1
Пулемет 15 мм, шт - 1
Обнаружен аквалангистами николаевского клуба «Садко».
Сохранились оба крыла самолета. Левое крыло с двигателем. Сохранился капот с приборной доской. Было еще кресло пилота, но потом пропало в неизвестном направлении.
Фюзеляжа нет. Отдельно валяется хвостовая часть длиной 1,5 м. Место, где был фюзеляж заполнено обломками. В обломках попадаются 200-л бочки. По видимому, бензин, который перевозил самолет, при падении взорвался или самолет горел – это и привело к разрушению фюзеляжа. Останков экипажа не обнаружено.
Фактические координаты: 46°21.632\'N 31°37.542\'E . Глубина около 12 метров, возвышение 1,5 метра.
По воспоминаниям ветеранов В.О.В, воевавших в составе 96 отдельной эскадрильи, немца сбили 2.11.41 г. два советских истребителя И-153. Экипаж данного самолета состоял из 4-х человек. Все летчики числятся погибшими. Клуб «Садко» установил бортовой номер и имена экипажа.
ОП-8
Буксир Черноморского флота, вооружение 2 пулемета.
21 сентября 1941 года буксир ОП–8 (капитан С.И.Яник) подошел к гибнущему эсминцу «Фрунзе» для спасения экипажа, часть которого к этому времени оказалась в воде. Приняв на борт часть экипажа и всех раненых, буксир пошел к Тендровской косе.
Около 16 часов появилась очередная группа самолетов противника, которая атаковала буксир. Из 15 сброшенных бомб одна попала в район машинного отделения и ОП–8 с дифферентом на корму затонул в 300 метрах от берега в точке 46°17’03”N 31°30’05”E (приказ командующего ЧФ №00287 от 22.12.1941) на глубине 8-8,5 метров с креном 90° на левый борт.
Около 100 человек поплыли к берегу, около 80 раненых, в том числе командующий эскадрой и командир "Фрунзе", остались на надстройках затонувшего буксира. Самолеты противника расстреливали из пулеметов обе группы.
В 17ч.30м. к буксиру подошел торпедный катер и, сняв раненых, доставил их в Одессу. Всего в бою, продолжавшемся около двух часов, погиб 51 человек.
На данный момент останки буксира ОП-8 находятся на месте гибели. В 70-х года николаевским клубом «Садко» буксир был обследован. Глубина 7 метров, возвышение над грунтом 6 метров.
«Drossel»
Вспомогательный тральщик. Бывший немецкий буксир. Спущен на воду 1938 г. В 1941 г. передан ВМС Румынии.
Водоизмещение, брт - 126
Вооружение:
20 мм зенитный автомат - 1
На тральщике установлены тралы для якорных и донных мин.
В 1941 году из Одессы в Очаков переброшен отряд тральщиков для очистки от русских мин фарватера. 25.10.1941 году в 15 ч. 45 м. вспомогательный тральщик «Drossel» во время траления подорвался на мине. Погибло несколько человек, включая командира отряда.
«Brusterort»
Вспомогательный тральщик, однотипный «Drossel». Бывший немецкий буксир. Спущен на воду в 1938 г. В 1941 г. передан ВМС Румынии.
25.10.1941 года в 17 ч. 15 м. вспомогательный тральщик «Brusterort» при тралении фарватера подорвался на мине и затонул. Погибло несколько человек, включая командира.
«Theresia Wallner»
Минная плавучая база. Принадлежала Германии. Бывший греческий буксир «Antigona», спущенный на воду в 1912 г. В составе ВМС Германии с 18.06.41 г.
Водоизмещение, брт - 132
Вооружение:
20-мм зенитных автомата - 2
Пулемета - 2
Якорные мины - 30
25.10.1941 году минная плавучая база «Theresia Wallner» подорвалась на мине и затонула.
F-145A
Быстроходная десантная баржа. Принадлежала Германии. Водоизмещение - 220 т.
3.06.1942 года БДБ F-145A подорвалась на мине в районе Тендровской косы. Погибло 8 членов команды и 35 немецких солдат.
«Montan-24»
Буксир. Принадлежал Германии. Длина 30,5 метров.
4.08.1942 года при проводке каравана барж ,подорвался на мине и затонул буксир «Montan-24». Согласно данным источников, точка гибели 46° 34’ N 31° 30’ E. Согласно отчету по гидролокации, по этим координатам затопленного объекта нет.
На расстоянии 1,4 км от данных координат, около северной оконечности Кинбурнской косы, на грунте находится объект. Фактические координаты 46°34.493\'N 31°30.900\'E.
«Sperrbrecher-191»
Прерыватель минных заграждений. Принадлежал Германии. Бывший немецкий грузовой пароход «Motor-1». Спущен на воду 1910 году. Водоизмещение 687 брутто-регистровых тонн.
1.07.1942 года прерыватель минных заграждений «Sperrbrecher-191» при переходе Одесса-Очаков в охранении 4 катеров-тральщиков типа «FR» подорвался на донной мине в 4 км южнее острова Березань. В течении нескольких минут судно затонуло. Экипаж вплавь добрался до берега.
«Martin Waller»
Буксир ВМС . Принадлежал Германии (трофейный) . Водоизмещение около 200 тонн.
24.10.1942 году подорвался на мине и затонул буксир ВМС «Martin Waller». По другим данным затонул в результате удара советской авиации.
F-135A
Быстроходная десантная баржа. Принадлежала Германии.
19.02.1944 г. БДБ F-135A подорвалась на мине в районе Очакова, но не затонула. На следующий день поврежденную БДБ добила советская артиллерия Очаковской военно-морской базы у Покровского хутора. Погибло 18 человек.