Изначально весной 2003 года мы планировали провести подводную экспедицию клубом "Нептун-Про" города Тольятти, в районе крымского города Феодосия. Место, где проходил один из этапов керченско-феодосийской десантной операции 1941 года.
Взвесив все за и против, мы пришли к выводу что, при тех сложностях с разрешениями на погружения в территориальных водах самостийной Украины лучше на время отказаться, пока там все не "устаканится". Сразу возник вопрос: "куда?", - вроде бы люди настроились, подготовили поисковую технику, определили места погружений, а тут проблемы.
Летом 2002 года во время проведения экспедиции "Мемориал-2002", последним местом спусков должны были стать объекты, расположенные в районе города Туапсе, но тогда из-за погоды нашим планам не дано было осуществиться. По всей вероятности, это стало основным фактором нашего выбора проведения экспедиции весной 2003 года.
Я созвонился с Олегом Скирдой, директором дайв-центра, расположенного в поселке Небуг. Переговорили о наших планах, и Олег обещал нам всяческую помощь. Поддержал нашу идею и наш старый друг, начальник штаба территориального отдела погранвойск краснодарского края полковник Юрий Николаевич Кипоров. На нашу просьбу о выделении пограничного катера на время возложения венков на места гибели кораблей отнесся положительно.
Помимо членов тольяттинского клуба "Нептун-Про" в состав экспедиции вошли ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары - всего 38 человек. Был создан план обследования объектов.
Основные объекты
- Объект "Керчь" основной (пометка на лоции затопленное судно)
По данным гидрографии фактические координаты гибели эсминца 44°05\'N 39°00\'E. Глубина 28 метров, возвышение над грунтом около 3-х метров. Удаленность от базы 7.5 км. По пеленгу 169° (южнее). До ближайшего берега 1.5 км. - Объект "неизвестен" (пометка на лоции затопленное судно)
По данным гидрографии фактические координаты 44°06\'N 39°00\'E. Глубина 18 метров, возвышение над грунтом около 4-х метров. Удаленность от базы 6.2 км. По пеленгу 169°. До ближайшего берега 1.9 км (южнее). Согласно некоторым источникам объект представляет собой понтон. - Объект "неизвестен" (пометка на лоции подводное препятствие)
По данным гидрографии фактические координаты 44°06\'N 38°57\'E. Глубина около 47 метров, возвышение над грунтом около 4-х метров. Удаленность от базы 6.4 км (мористее). По пеленгу 204°. До ближайшего берега 5.6 км.
Перспективные объекты
- Объект "неизвестен" (пометка на лоции затопленное судно)
Фактические координаты 44°01\'N 39°08\'E. Глубина 12-14 метров, возвышение над грунтом 3-4 метра. Удаленность от базы 20 км (южнее). До ближайшего берега 520 метров.
Резервные объекты
- Объект "неизвестен" (пометка на лоции затопленное судно)
Фактические координаты 43°56\'N 39°14\'E. Глубина 28 метров, возвышение над грунтом 6 метров. Удаленность от базы 31 км (южнее). До ближайшего берега 2.5 км.
Общая протяженность обследуемого района составила 96 километров.
Немного об истории самого легендарного из обследуемых объектов эсминце "Керчь"
Построен в 1915-1917 гг. на заводе "Наваль" в Николаеве.
|
В ходе Первой мировой войны эскадренный миноносец "Керчь", обеспечивал и прикрывал минные постановки, нес дозорную и конвойную службу, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота.
16 декабря 1917 г. вошел в состав советского флота. 25 апреля 1918 г. германское командование предъявило советскому правительству ультиматум о сдаче Черноморского флота. 29 апреля 1918 г. эсминец вместе с другими кораблями ушел из Севастополя в Новороссийск, чтобы избежать захвата кайзеровскими войсками. 28 мая 1918 г. была получена секретная директива, подписанная В.И. Лениным, о необходимости уничтожить корабли ввиду явных намерений Германии захватить их и невозможности перевести их в другой порт или защитить Новороссийск с суши.
Приказ расколол эскадру. Когда 17 июня часть кораблей снялись с якоря и направились в оккупированный немцами Севастополь, на эсминце "Керчь" был поднят сигнал: "Судам, идущим в Севастополь: Позор изменникам России". 18 июня 1918 г. экипаж "Керчи" под руководством командира В.А. Кукеля и председателя судового комитета Кулинича принял активное участие в потоплении кораблей Черноморского флота. Торпедами "Керчи" были потоплены эсминец "Фидониси" и линкор "Свободная Россия".
После этого эсминец ушел в Туапсе, возможно, из-за того, что слишком революционный экипаж "Керчи" настроил против себя население Новороссийска и команды затопленных кораблей. 19 июня 1918 г. в 4 ч. 30 м. у Кодошского маяка, в трех милях от входа в порт Туапсе, эскадренный миноносец "Керчь" был затоплен экипажем.
27 октября 1925 г. эсминец был обнаружен советскими водолазами. Он лежал на глубине 27 м вверх килем, глубоко войдя в грунт. Черноморская партия Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) начала работы по подъему корабля. В ноябре 1926 г. эсминец с помощью понтонов всплыл на поверхность, но, разломившись на части, снова ушел на дно. В декабре 1932 г. отдельные части "Керчи" были подняты. Турбины, которые были заботливо смазаны экипажем перед тем, как затопить его, оказались пригодными для работы и были установлены на местной электростанции. Однако некоторые обломки эсминца "Керчь" до сих пор покоятся на дне.
Итак, начало экспедиции
Море встретило нас настолько приветливо что многие из нас сразу же попытались иcкупаться, хотя температура воды на поверхности была немногим более 12 градусов. Пока техническая служба экспедиции готовила лагерь совместно с ребятами из местного дайв-центра, поисковая лодка вышла в район гибели эсминца "Керчь". Объект был найден в течение получаса, и дежурные аквалангисты начали осматривать корпус судна. Все, кто остался в лодке, с замиранием сердца следили за пузырями, ведь под нами корабль, который отправил на дно практически целую эскадру.
После всплытия разведчиков прояснилась следующая картина - видимость около 10 метров, эсминец разделен на несколько частей, которые перевернуты верх килем. Попасть во внутренние помещения не представлялось возможным из-за нагромождения всевозможных труб, кабелей, фрагментов обшивки.
После погружения на объект еще нескольких групп, мы получили более подробную информацию. Лучше всего сохранилась кормовая часть, винты вместе с валами отсутствуют, хорошо виден руль, вокруг корпуса разбросаны более мелкие обломки. Как грозное боевое судно оно уже не выглядело. Находок поднять не удалось, но общее состояние ныряльщиков после погружения на легендарный объект описанию не поддается.
Второй объект был обнаружен на следующий день. Им оказалась прямоугольная конструкция размерами 15х4х4 метров. Возможно понтон или контейнер. Доступа во внутрь практически нет, не считая нескольких прямоугольных отверстий размером 0.5х0.3 метра в верхней части конструкции. Есть два бронзовых заправочных штуцера, никаких кнехтов или других швартовых приспособлений не обнаружено.
На следующий объект, расположенный на глубине 47 метров мы потратили два дня, но обнаружить его так и не удалось. Все возлагали на него большие надежды. Возможно, что гидрографы предоставили неточные координаты. Хотя сонаром был обследован квадрат 1х1 километр. Обидно, ведь время экспедиции весьма ограничено.
Погода нам постоянно подыгрывала, на море был полный штиль. Объект, который нам предстояло обследовать на этот раз, был достаточно исследован предшественниками, так как находился на мелководье, недалеко от берега.
Когда первая лодка подошла к месту трагедии, то увидели двух рыбаков в лодке мирно ловящие рыбу. На наш вопрос: "Тут где-то затоплен корабль" они показали пальцем на воду. От поверхности 1 метр под водой видны какие-то непонятные конструкции (впоследствии оказавшиеся паровыми котлами). Итак, вот он транспорт "Азов".
"Азов"
Бывший грузовой пароход Азовского государственного морского пароходства типа "Эльпидифор", вступил в строй в 1929 г., в составе ЧФ с 10.07.1941 г., 967 брт., 6 уз. 22 октября 1942 года транспорт "Азов" (капитан Н. В. Вешняков) следовал из Туапсе в Поти. В районе Лазаревской (Вишневка) судно подверглось атаке восьми Ju-87, которые сбросили 32 бомбы. Две бомбы попали в судно, и оно начало тонуть. Сторожевые катера отбуксировали "Азов" на мелкое место, где он сел на грунт. Личный состав был снят. Погиб один человек.
Почему-то местные жители называют его "Чапаев", хотя нам часто приходилось сталкиваться с множеством домыслов и рассказов старожилов. В течение всего дня несколько групп занималось поочередно осмотрами, измерениями, и сверки с существующими чертежами корабля, для того чтобы удостоверится, что мы не ошиблись в названии.
Видимость около 10 метров. Судно сильно разрушено прибрежными волнами. Сохранился нос и паровые котлы вместе с машинами. Винт не виден, вероятно, замыт песком. Обнаружили несколько ящиков с 45 мм осколочными снарядами, но во избежание проблем, их подцепили к понтону и отбуксировали на большую глубину, где и затопили. Мало кому в голову придет, поднять на поверхность смертоносные игрушки. Мы довольствовали лишь несколькими гильзами да парой иллюминаторов. Когда кто-то из ребят поднял на поверхность детскую калошу с клеймом "1941", все были в шоке. Неужели на судне погибли дети, хотя по описанию из архива потеряли одного взрослого человека?
Достаточно интересный объект для погружения начинающих аквалангистов. После всех исследований наступило 5 мая. С утра рутинные плановые погружения на ранее найденные объекты. К обеду началась настоящая летняя жара, но самое веселье началось после 6 часов вечера.
На День Нептуна два самых юных участника экспедиции - Тимофей и Николай, которым чуть более 10 лет, а за плечами третья экспедиция и погружения на достаточно серьезные объекты, - переоделись в морских чертей, для того чтобы помогать Богу морей Нептуну (заместитель начальника штаба экспедиции Стасу Долгову) принимать новобранцев в свои ряды.
После общей клятвы в верности Нептуну, наступил обряд крещения. Каждый новобранец должен при надетой маске выпить из импровизированной кружки сделанной из гильзы 45 мм снаряда, добрых 150 грамм морской воды, и получить ластой по мягкому месту. После принятия присяги все дружно уселись за праздничный стол. Вечер удался, не считая демонстративного ухода группы саратовцев, которые заявили, что "пить они больше не могут".
На следующий день, пока основная масса отдыхала после вчерашнего, группа разведки преподнесла нам сюрприз. Недалеко от поселка Лазаревское, в районе селения Аше, на глубине 30 метров обнаружено судно. Объект представлял собой стальную парусно-моторную шхуну. Судя по повреждениям, судно погибло от авиабомбы. Корпус разделен на две части. Надстройка отсутствует.
После детального исследования прояснилась следующая картина, бомба попала в надстройку, по всей вероятности судно мгновенно затонуло. Судя по клепаному корпусу и форме форштевня, постройки начала 20-го века. В одной из кают обнаружены два унитаза, ванна и раковина. Другие каюты не обследовались. Внутри корпуса видны паровые котлы. Нашли прекрасно сохранившийся машинный телеграф, сделанный в США (Иллинойс). Якоря Холла на своих местах. Длина судна около 60 метров.
Олег Скирда пригласил Юрия Овчинникова, директора дайв-центра "Гавайи", расположенного в поселке Лазаревское с целью узнать, что он знает об этом объекте. Оказывается ничего. По его радостному лицу все поняли, теперь у него есть настоящий рэк. На радостях Юрий принес множество горячительных напитков и вкусных кур-гриль. По его просьбе на объекте оставили буй. Вообще-то корабль интересен, пока о его судьбе нам ничего неизвестно.
7 мая к поселку Небуг подошел ПСКР (пограничный сторожевой корабль). Цель прихода - возложение венков на места гибели кораблей. На борт поднялись участники экспедиции. Командовал пограничниками полковник Юрий Николаевич Кипоров. Сторожевик прошел по местам наших поисков, команда и участники экспедиции возложили венки. Вечная память.
Экспедиция подходила к концу, когда руководством было принято решение обследовать еще один объект, находящийся на удалении 50 км от базы. Согласно нашим данным это буксир "Петраш". Еще во время проведения экспедиции "Мемориал-2002" нам пришло письмо от дочери штурмана, который погиб на нем, чтобы мы возложили венки на месте гибели ее отца. Лодки в район гибели буксира перевезли на грузовике. Поисковая группа обнаружила довольно быстро. И так буксир "Петраш".
Буксир Т-11 "Петраш"
Бывший портовый ледокол. В составе Черноморского флота с 15.07.1941 г. До 11.11.1942 г. сторожевой корабль. В 1942 году сторожевик был разоружен, и переоборудован в буксир.
|
7 августа 1943 года буксир "Петраш" с двумя баржами на буксире в охранении сторожевого корабля №105 следовал из Туапсе в Геленджик. В 23ч.20м. в районе мыса Чуговокопас были обнаружены силуэты, на которые был сделан запрос. В ответ караван был атакован двумя торпедными катерами противника, входившими в состав 1-й флотилии. Две из выпущенных торпед взорвались на берегу; а одна попала в "Петраш", и он затонул в точке 44°21.8\'N 38°26.9\'E. Погибли 25 человек, спасены 28 моряков.
14 августа 1943 года буксир был исключен из состава флота. Согласно сведениям гидролокации по данным координатам судно не обнаружено. На расстоянии 650 метров по пеленгу 270° от ранее предоставленных координат, на грунте обнаружен объект, по размерам схожий с буксиром "Петраш". Глубина залегания около 15 метров.
От попадания торпеды судно разломилось на 2-е части. Носовая часть перевернута верх килем, кормовая на киле с креном 60°, надстройка отсутствует. Якоря на своих местах. Винт и руль не видны (вероятно, замыты в песок).
Доступ во внутренние помещения затруднен. На корме огромная буксировочная лебедка. На грунте рядом с кормой лежит огромная алюминиевая кастрюля. Боеприпасов и вооружения не видно. На поверхность были подняты иллюминатор и якорь-кошка (вероятно, оставленный рыбаками). После погружений мы исполнили просьбу дочери штурмана, и возложили венок на месте гибели буксира "Петраш". Все-таки приятно сознавать, что мы не забываем тех людей, кто погиб, защищая нашу Родину.
Экспедиция закончилась, все разъехались по домам, но те 9 дней, которые не только нас сдружили, но и позволили прикоснуться к истории, мы будем вспоминать еще очень долго.
На данный момент клуб готовит экспедицию у берегов Болгарии. Цель: совместно с болгарскими друзьями обследовать подводную лодку типа "Щ", обнаруженную в 2000 году.
Все данные о судах и местах их гибели взяты из справочника "Затонувшие суда Черного и Азовского морей", который выйдет в начале августа 2003 года.
Огромная благодарность в организации экспедиции:
- Магазину "Подводный охотник" г. Тольятти за тех. Обеспечение
- Фирме "Тетис", г. Москва за оборудование, прекрасно показавшее себя во время экспедиции
- Территориальному отделу погранвойск Краснодарского края и лично полковнику Кипорову Юрию Николаевичу
- Директору дайв-центра в поселке Небуг Олегу Скирде за помощь в трудную минуту
- И всем участникам.