Автор: Charles Davis
Я рад сказать, что отлично владею плавучестью, легко контролирую правильное положение своего тела в воде, и грузов у меня всегда именно столько, сколько надо. Я приложил немало трудов, чтобы выйти на этот уровень, но это определенно того стоило.
Недавно я пришел к выводу, что пора заменить мой старый компенсатор на что-нибудь посовременнее. Правда, он все еще был в отличном рабочем состоянии – после 20 лет службы! И выглядел получше некоторых прокатных жилетов, отработавших всего-навсего полгода. И был надежен так же, как в тот день, когда я его купил. Отлично на мне сидел, и мне было в нем комфортно. Но за последние 20 лет многое изменилось. В частности, я стал чаще отправляться в далекие дайв-путешествия, которые, как правило, подразумевали авиаперелеты. Еще одним изменением стало то, что перевозить на самолете дайв-снаряжение теперь накладно. Мой старый компенсатор стал слишком громоздким – он занимает много места и много весит.
Все как следует обдумав, я купил взамен старого компенсатора новый. Он не входит в категорию самых легких компенсаторов, но, тем не менее, считается удобным для путешествий. Это жилет-крыло – в сложенном виде он занимает примерно половину от того места, что занимал мой старый BCD, и экономит мне почти 3 кг полезного веса.
Как он повлияет на мою плавучесть?
Тестовое погружение
Изменения в снаряжении могут повлечь за собой необходимость изменить количество грузов. Я попытался прикинуть, каких изменений потребует мой новый BCD. Обычно я беру с собой 9 кг грузов. И прежде чем вы подумаете, что это перебор, должен вам заметить, что это вполне вписывается в базовый расчет для соленой воды, стандартного алюминиевого баллона, 3-мм короткого гидрокостюма и моей комплекции. Первой моей мыслью было, что, раз мой новый компенсатор плавучести на 3 кг легче старого, то мне придется добавить 3 кг к моим грузам, чтобы получить тот же итоговый вес.
Мне нужно было нырнуть, чтобы проверить эту идею на практике и освоиться с новым снаряжением. Погружение начиналось на рифе, где глубина была 10 метров, а дальше была стенка до глубины 25 метров. Я решил начать с моим обычным количеством грузов (с поправкой на обновку, т.е. 9 + 3 кг), отвеситься на поверхности, внести необходимые корректировки, и потом уже продолжить погружение. На рифе я собирался поиграть с новым BCD, подстроить его под себя, подтянуть как надо все лямки, привыкнуть к системе поддува и стравливания воздуха. Потом по плану было погружение вдоль стенки, чтобы израсходовать часть воздуха. А затем, с полупустым баллоном, вернуться на поверхность и там снова проверить плавучесть и количество грузов.
Практика внесла в планы свои коррективы. Оказавшись в воде, я понял, что ошибся в своих расчетах. Мне нужно было учитывать изменение не в весе компенсатора на суше, а в его плавучести в воде. Мой новый компенсатор весит 3,6 кг на поверхности, но в воде имеет нейтральную плавучесть. Старый BCD весил 6,4 кг, но со всеми своими мягкими подкладками на пояснице и утолщениями на лямках и ремне, имел положительную плавучесть около 2,7 кг. Чтобы свести его плавучесть к нейтральной, мне приходилось брать 2,7 кг грузов. Теперь, с новым компенсатором, эти дополнительные килограммы были не нужны.
Также я обнаружил, что с новым BCD изменилось и положение моего тела в воде. Баллон теперь нужно крепить к компенсатору чуть ниже, чем раньше – так, чтобы больше веса приходилось на нижнюю часть тела.
Конечно, мой пример – это крайний случай, из-за возраста моего снаряжения. Однако, дайверы, которые пользуются прокатными жилетами, наверняка замечали, что разные модели могут влиять на количество грузов и на положение тела в воде (так называемый «трим»).
Меняете размер баллона?
В самом начале своей дайверской карьеры я часто нырял с большим стальным баллоном, потому что обычного мне не хватало. И, конечно же, это влияло на мою плавучесть и на количество грузов. Чтобы упростить задачу, давайте будем сравнивать яблоко (11-л алюминиевый баллон) не с апельсином (15-л стальной), а с другим яблоком. Возьмем два баллона по 11 л, забитых до 200 бар – один стальной, а другой алюминиевый.
Когда в алюминиевом баллоне к концу погружения остается 50 бар, то он вместо отрицательной плавучести приобретает положительную. Грубо говоря, использованный вами воздух весит примерно 1,8 кг. Хотя, в зависимости от производителя, могут быть некоторые различия, но в среднем алюминиевый баллон имеет 0,68 кг отрицательной плавучести в начале погружения и 1,13 кг положительной в конце. Стальной баллон того же размера в начале погружения имеет 3,6 кг отрицательной плавучести. Вычитаем 1,8 кг расходуемого воздуха – и получаем 1,8 кг отрицательной плавучести в конце погружения. Это тот самый вес, который вам не надо вешать на грузовой пояс или запихивать в грузовые карманы компенсатора.
Мокрые гидрокостюмы
Если вы берете гидрокостюм другой толщины – вам придется взять другое количество грузов. Грубо говоря, добавляйте примерно по полкило на каждый мм неопрена. Если вместо 3-мм гидрика вы берете 5-мм, добавьте килограмм свинца. И еще полкило, если надеваете шлем и перчатки. Новый гидрокостюм также может повлиять на ваш трим – будьте готовы к этому.
Чем дольше вам служит ваш гидрокостюм, и чем глубже вы в нем ныряете, тем тоньше он становится, теряя со временем свою плавучесть и свои термоизолирующие свойства. А если вы еще пренебрегаете опреснением и неправильно храните свой гидрик, то плавучесть его уменьшится еще больше. Высыхая, соленая вода оставляет кристаллики соли, которые повреждают неопрен, делая его более подверженным сжатию. А при неправильном хранении образуются заломы. Думаю, дальше объяснять не надо. Когда я поменял на новый свой последний гидрокостюм, мне пришлось добавить 1,4 кг грузов.
Пресная или соленая вода
Во-первых, соленость воды бывает разной. Но обычно, если речь не идет о Мертвом море, люди практически не замечают разницы. Ваша плавучесть измеряется весом воды, которую вытесняет ваше тело. Кубический фут соленой воды (примерно 0,03 м3) весит около 29 кг, тогда как то же количество пресной весит 29 кг. Растворенные в воде соли – основная причина того, что дайверам приходится брать больше грузов в соленой воде. Даже без дайв-снаряжения большинство людей замечает, что в соленой воде держаться на поверхности гораздо проще. И голову над водой можно держать выше. Дайверы же обнаруживают, что разница между 29 кг соленой и 28 кг пресной воды на кубический фут для них оборачивается дополнительным количеством свинца на поясе – от 2 до 3,5 кг.
Телосложение
Я добавлю этот пункт ко всему перечисленному выше – потому что если я этого не сделаю, в комментариях кто-нибудь все равно об этом вспомнит. Жир обладает большей плавучестью, чем мышцы. Если вы увеличиваете мышечную массу, ваша плавучесть снижается. Если у вас много лишнего веса – у вас много лишней плавучести. Однако, похудение отразится на весе вашего грузового пояса не напрямую. Если вы сбросите 10% своего веса, а мышечная масса останется неизменной, то это позволит вам брать под воду на полкило меньше свинца. В первую очередь, потеря веса отразится на увеличении продолжительности погружений и улучшении физической формы. А груза – это уже приятный бонус.
Ну и напоследок замечу, что для дайвера важно не столько количество грузов, сколько правильное их распределение.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.deeperblue.com