Как безопасно подняться на поверхность, оказавшись один на один с голубой бездной.
Ого. Вам предстоит нечто новое: всплытие с 30 метров без ходового конца или стенки, которой вы могли бы придерживаться, - только вода со всех сторон. Как вы собираетесь проделать это?
Вы проследовали по зигзагообразному коридору сквозь сумасшедший кособокий мир корабля HMCS Yukon, 112 метрового эскадренного миноносца, затонувшего рядом с Сан-Диего и ставшего популярной приманкой для дайверов. Вы и партнер планировали всплыть по ходовому концу, привязанному к кораблю. Так вы смогли бы контролировать всплытие, но что-то ходового конца и не видно. Слева он или справа, вы не очень уверены. Далеко ли до него? Может, даже слишком, так как ваш партнер настойчиво показывает на свой манометр. Нет времени искать ходовой конец. Пора начинать всплытие.
Контролируемое всплытие без ходового конца в открытой воде сложно, но возможно, если не поддаваться панике и проделать все шаг за шагом.
Шаг 1. Ничего не делайте
С чего начать? Сделайте вид, что у вас еще достаточно воздуха, пару раз глубоко вдохните и постарайтесь собраться с мыслями. У вас должно остаться достаточное количество газа, если вы планировали погружение и заранее решили вернуться, когда у одного из дайверов останется минимум воздуха.
Как определить этот минимум? Вот несколько практических способов. Дэн Паттерсон (Dan Patterson), инструктор по техническому дайвингу в Forty Fathom Grotto в Окала, Флорида, допускает 0.7 атмосфер на каждые 0.3 м глубины, при погружениях до 30 метров, не предполагающих декомпрессионных остановок, но не менее 50 атм.
Шаг 2. Общайтесь
Вы и ваши товарищи должны согласовывать действия. Вы должны заранее прояснить, какой сигнал что значит. Например, поднятый вверх большой палец – знак двусмысленный. Означает ли он "готовься к всплытию" или "начинай всплывать"? Гэри Биллингслей (Gary Billingsley), инструктор рекреационного и технического дайвинга PADI на Yukon, подает сигнал "плыви к ходовому концу", передвигая руками так, как будто он лезет вверх по веревке. Знак "большой палец вверх" он приберегает для команды "начать всплытие".
"Раз уж вы сообщаете вашему напарнику, что пора всплывать, сообщите почему", - говорит Паттерсон. "Покажите ему ваш компьютер или манометр, чтоб он знал, почему вы решили начать всплытие". Ваш сигнал должен быть подтвержден таким же сигналом, а не сигналом ОК, так вы узнаете, что ваш партнер вас действительно понял.
Шаг 3. Будьте нейтральны
Во время всплытия нейтральная плавучесть станет для вас "движущейся мишенью", поэтому лучше прицельтесь заранее.
В то же время вы должны отложить все "игрушки", ваши руки должны быть свободными, чтобы управлять жилетом-компенсатором и измерительными приборами. Камеры, фонари и другие аксессуары сейчас не понадобятся, прикрепите их к жилету или положите в карманы.
Шаг 4. Покидаем дно
Вы и ваш партнер должны установить визуальный контакт, обменяться знаками ОК и "большой палец вверх", взять в руки инфлятор и начать всплытие. Визуальный контакт поможет вам обоюдно контролировать всплытие.
Если ваша плавучесть действительно нейтральна, вы сможете подняться со дна, всего лишь сделав глубокий вздох. Но если она отрицательна, надо ли поддуть жилет?
Инструкторы, обучающие глубокому рекреационному дайвингу, расходятся во мнениях. Многие, как Боб Снайдер (Bob Snyder) - дайв-гид на Spiegel Qrove в Кей Ларго, Флорида- предпочитает, чтобы плавучесть была немного отрицательной, и приходилось подгребать ластами, чтобы всплыть. "Не жмите с силой на кнопку поддува инфлятора", - говорит Снайдер. "Я предпочитаю видеть, как вы двигаете ногами, а не то, что вы используете плавучесть, для того, чтобы она вытащила вас наверх".
Конечно же, он знает, что слабая положительная плавучесть рискует стать слишком большой. Но Паттерсон и некоторые другие боятся, что, подгребая ластами, вы прилагаете лишние усилия и вырабатываете двуокись углерода, поэтому риск наркоза и декомпрессионной болезни возрастает. Он советует дайверам быть "позитивно-нейтральными" (как он сам это называет), и предполагает, что легкое нажатие на кнопку поддува - хороший способ начать всплытие. " Я подчеркиваю на своем курсе, что не надо бояться использовать жилет-компенсатор, пусть он делает свою работу. Это поможет дайверам начать всплытие".
На самом деле, эти мнения не так уж противоположны. Все соглашаются, что вы должны быть максимально нейтральны во время всплытия. "Следуйте здравому смыслу", - говорит Биллингслей. "Когда вы соберетесь всплывать, чуть-чуть поддуйте жилет, чтобы начать подниматься. Смотрите вверх, пусть тело следует за глазами".
Шаг 5. Выпускайте воздух во время всплытия
Как только вы начнете двигаться вверх, немедленно начните сдувать жилет-компенсатор, потому что воздушный пузырь в вашем жилете начнет увеличиваться и делать плавучесть положительной. Если на вас слишком много грузов, то воздуха в жилете больше, значит, плавучесть будет быстрее увеличиваться. Холодная вода усугубляет проблему, потому что и мокрый, и сухой гидрокостюм увеличивается в объеме, как любой воздушный пузырь.
Без ходового конца, помогающего контролировать скорость подъема, вам будет сложно не превышать 9 м/мин, и если вы решите не спускать воздух, пока не убедитесь, что всплываете слишком быстро, может оказаться уже поздно. Кроме того, вы можете спустить слишком много воздуха, начать тонуть, затем вновь добавить слишком много воздуха.
"Это все равно, что ездить в машине с задним приводом по льду", - говорит Паттерсон - "Вы слишком сильно крутите баранку, чтобы компенсировать занос, но становится все хуже и хуже". Постарайтесь предугадать увеличение плавучести и не допустить его. Единственный способ сделать это: "Все время подъема держите инфлятор вверху", - говорит Снайдер - "Многие дайверы забывают об этом, держат его так низко, что воздух не может выйти".
Ваша цель - скорость подъема до 9 м/мин. В этом могут помочь индикаторы скорости, которые имеются на многих декомпрессиметрах, хотя некоторые из них слишком медленно реагируют, так что звуковой сигнал раздастся, когда вы уже будете подниматься слишком быстро. Числа на цифровом измерительном приборе должны изменяться каждые 2 секунды: 29.9 - 2 секунды - 29.6 - 2секунды – 29.3 и т д.
Вы всегда можете заняться математикой. Например, всплытие с 36 метров до середины пути - 18м должно занять 2 минуты. Если время, проведенное на дне равно 17 минутам, на 18 метрах вы должны провести не менее 19 минут. А контрольная остановка на 4.5 метрах должна быть не меньше 30 секунд (лучше больше).
Не мешало бы заранее попрактиковаться. На дайве, где у вас будет большое количество воздуха, и нет необходимости делать декомпрессионную остановку - попробуйте подняться с 10 метров на поверхность не меньше, чем за 1 минуту.
Шаг 6. Остановка на середине подъема
При всплытии с 30 метров остановка на 15 метрах дает вам возможность убедиться, что вы все еще контролируете свою плавучесть. Возможно, вы обнаружите, что ваша плавучесть несколько положительна, тогда вам придется выпустить немного воздуха из жилета-компенсатора. С этого момента с каждым метром вам будет все сложнее контролировать свою плавучесть, поэтому лучше отрегулировать ее сейчас.
Кроме того, становится все более очевидно, что минутная остановка на глубине, равной половине от максимальной, снижает риск ДКБ. Основная идея такова: остановка позволяет вам выдохнуть растворенный азот. Если бы вы продолжили всплытие, он бы образовал крошечные пузырьки, которые бы замедлили вывод азота. Подробнее читайте статью "Минута для более безопасного дайвинга".
После минутной остановки на 15 метрах, вы и ваш напарник должны обменяться знаками ОК и "большой палец вверх", затем продолжить всплытие. Следующая цель - остановка безопасности на 4.5 метрах. Теперь вы должны особенно внимательно следить за скоростью всплытия, будьте готовы пошире раскинуть руки и ноги, если потеряете контроль.
Шаг 7. Остановка безопасности
Поднявшись еще на 6 метров, выпустите последние пузыри воздуха из жилета-компенсатора и скользите к остановке на 4.5 метрах. Если ваша плавучесть все еще положительна, примите позу "полулежа в кресле", чтобы выпустить последние несколько пузырьков через плечевой клапан. Если вам пришлось перевернуться вниз головой, чтобы сохранить глубину, вспомните про дублирующий клапан жилета- компенсатора. Обычно находящийся внизу, сейчас он в самой высшей точке, поэтому, потянув за тросик, вы можете освободить еще несколько пузырьков.
Пробыть на этой глубине минимум 3 минуты более важно, чем следовать общему правилу "выход с 50 бар остатка". Если необходимо, дышите до последних 20-30 бар. Помните, что три минуты - это минимум. Если позволяют запасы воздуха, висите пять минут.
Шаг 8. Последние 5 метров
Подождав 3 минуты на 4.5 метрах, многие дайверы выскакивают на поверхность, а ведь именно на этих последних метрах давление изменяется очень резко. Перепад давления такой же, как при подъеме с 30 на 16.7м. Сложно контролировать всплытие на этом этапе, но и очень важно. Попытайтесь подняться на поверхность не менее чем за 30 секунд. Будьте готовы воспользоваться руками и ногами, чтобы притормозить.
Вернувшись на бот, поздравьте себя с тем, что вам удалось продемонстрировать навык, который обычно хуже всего отработан, и удержать под контролем скорость всплытия. Биллингслей говорит: "Даже для опытного дайвера это "долгое" всплытие без ходового конца чрезвычайно сложно".