О прошлогодней поездке по Крыму рассказывает наш постоянный автор, увлеченный дайвер, подводный фотограф и путешественник Эрнст Антонов.
Изначально планировалось в компании жены отметить 20-летие нашей свадьбы, повидать друзей в Керчи и забрать с дачи Стамболи (Черноморский центр подводных исследований), в Феодосии мою прошедшую фотовыставку, посвященную 70-летию Победы, – я решил подарить часть экспонатов и фотографий выставки одному из музеев Краснодарского края. Но поездка получилась намного интереснее.
А давайте обо всем по порядку? Ну не умею я писать сложные научные статьи! Мне кажется, что вам, читатели, рассказ от первого лица понравится намного больше.
Паромная переправа. На мой взгляд, заметны изменения к лучшему. Больше порядка, меньше «тагила». Порадовало наличие туалетов и мусорных урн. Некоторое недоумение и, может, непонимание еще есть с электронными билетами – многие жители края и пожилые сограждане до сих пор не приемлют электронную систему. Еще ценники в кафе – по моему, они по-прежнему несколько завышены, но перекус всегда можно взять с собой, хотя бы в том же гипермаркете «Южный город» в Темрюке или сети магазинов «Магнит». Касс для продажи билетов на паром около шести штук, очередь к ним небольшая, драк нет, люди стали культурней. Появилась масса туристов из других регионов, что два года назад еще было редкостью. Тогда в основном «бал правили» Краснодар, Ростов, Ставрополь и Москва. Теперь кого только не встретишь на трассе. Рабочие, ведающие логистикой и очередностью движения легковых машин, вполне компетентны, но их работе, из-за встречающихся по-прежнему «антисоциальных» элементов, я не позавидую.
Время от покупки билетов до заезда на паром составило около 40 минут. Паромов ходит много, и один из них, кажется греческий, уже переименовали в «Победу», молодцы ребята! Для тех, кто впервые: средняя продолжительность переправы от порта «Кавказ» до порта «Крым» – 16-20 минут, в зависимости от ветра, волнения на море и вида парома. На паромах (обратно шел на другом) относительно чисто, есть куча кафешек, wi-fi, а большие панорамные окна и мягкие кресла располагают к созерцанию или фотографированию. Еще большая часть людей движется кругами от кормы к носу – пытаясь все сфотографировать, покормить чаек и дозвониться родным именно с середины пролива.
Пришли ранним утром, и чтобы не беспокоить своих керченских друзей, решил по дороге показать жене одну из местных достопримечательностей – крепость Ени-Кале. Многие россияне-туристы её просто пролетают, а между тем, это первый исторический и красивый объект, который находится между портом «Крым» и Керчью и ждет нас в Крыму. Всего только и надо перед первым переездом свернуть налево и проехать пару километров по небольшой змейке. И перед вами крепостная стена с одной из оборонительных башен и шикарный вид на пролив. Раньше именно здесь была паромная переправа, а еще раньше (давным-давно) – набережная.
Керчане. Они очень интересные люди. В большинстве своем, люди рабочие, которые работали на заводах, в порту или в море. Очень хорошо знают историю своего города и любят его. В ходу – татарский, русский, украинский, а также «суржик», особая смесь двух последних языков. Вечно чем-то озабочены, если нет проблем, значит что-то не так, надо готовиться к тому, что они появятся. А так, очень гостеприимные и вежливые, несмотря на то, что основной турпоток, а с ним и финансовое благополучие, что сейчас, что раньше, проходит мимо города.
В Керчи много старых улочек и памятников, интересных объектов для съемки как над, так и под водой. Но сейчас про это писать много не буду, это отдельная история. Встретили нас друзья хорошо, напоили горячим чаем вприкуску с домашними блинами. Максим – глава семьи, как и я, уже несколько лет занимается дайвингом и «не ровно дышит» к подводным исследованиям. Кроме этого, он хороший подводный охотник и в трудные переходные времена его это неплохо выручало. По крайней мере, рыба, добытая честным способом (без акваланга, на задержке дыхания) в доме всегда есть. Вместе с женой Мариной и сыном Максим Максимычем они составляют крепкую и дружную семью. Этим же утром мы узнали, что нам предстоит работа в археологической экспедиции и решили созвониться позднее для уточнения всех обстоятельств. Напоследок, нам нарвали полведра инжира в дорогу, прямо с дерева, чему мы были, естественно, рады.
Дорога Керчь-Феодосия. Я помню её три года назад, она была порядком разбита, но движения было намного меньше. Тогда киевляне на дорогих «тачках» считали своим долгом обогнать мою «шаху» (жигули 6-ой модели), сейчас с моей «ксюхой» (Daewoo Nexia) то же самое проделывают соседи-ростовчане и ставропольцы. Движение стало намного интенсивней. Все те же степи по сторонам и маленькие села с чудными названиями типа «Фонтан». Некоторые участки трассы стали ремонтировать, на удивление, и ДПС работает, но о нем также всегда предупреждает добрый человек на встречке, помигав фарами. Хотя из-за неровностей дороги иногда с этим сложно разобраться. Много фур по обе стороны движения, так что сильно не разгонишься.
Феодосия в переводе с древнегреческого – «богом данная». Чудный город. Также этот город назывался Кафа, Кефе. Часам к 12-ти мы заезжаем в Феодосию и движемся на улицу Федько. По карте Феодосии, дальше просто Фео (местное название), нас интересовало жилье по этой улице между улицей Ульянова и кинотеатром «Украина». Это очень удобное расположение, недалеко от моря, набережной и музеев и не так дорого, как на проспекте Айвазовского.
Поразительно! Жилье в центре Фео, с бесплатным wi-fi, 150-ю спутниковыми каналами ТВ, двумя кроватями, санузлом в номере и отдельной кухней на три номера по деньгам вышло… 300 рублей с человека. В сентябре, в бархатном сезоне, при температуре воды +24 градуса. Конечно, это место я вам не сдам! Единственное, отмечу, интернет-сайты по сдаче жилья накручивают примерно 200 рублей с человека в сутки, если покупаете через них. Это, наверное, не критично для многих, кому лень искать самому.
Просто не могу не отметить красоты города. Он великолепен. Чего только стоят только музеи – Айвазовского, Грина, древностей. Самое старое здание Фео, можно сказать его символ – дача Стамболи. А старая крепость и храмы в районе Карантина. Там же армянский фонтан и вид на город со смотровой площадки. Весь день мы ходили по городу, любуясь им, а вечером, передохнув, отправились на дачу Стамболи, где мне удалось успеть сделать два дела: побеседовать об археологической экспедиции с непосредственным руководством – зам.начальника Черноморского центра подводных исследований к.и.н. В. В. Вахонеевым, а также сделать небольшую ночную фотосессию исторического памятника.
Я привык к тому, что отдых должен быть активным. И мое следующее утро было непосредственно связано с дайвингом, а точнее с погружением на один из знаменитых крымских рэков – транспорт «Жан Жорес»…
Продолжение следует…
С уважением ко всем читателям,
ваш Эрнст Антонов