Фьорды, дайвинг, рыба, велосипед и все остальное – августовская Скандинавия вместе с клубом «Зеленая черепаха».
Текст: Анна Борисенкова
Фото: Анна Борисенкова, Данила Басырев
Итак, в пятницу вечером мы сели в машину и стартовали из Москвы. Путешествие предстояло непростое: мимо Санкт-Петербурга в Турку (Финляндия), потом на пароме в Стокгольм (это уже Швеция), минуя Осло (наконец-то Норвегия!), с остановкой в Гейрангер-фьорде и прямо до острова Хитра. Там нас ждала неделя нырялки и рыбалки на базе Dolmsundet Marina.
Гейрангер-фьорд – один из самых красивых и знаменитых фьордов Норвегии. Узкий морской залив, в котором медленно разворачиваются гигантские многопалубные круизные лайнеры, по несколько штук сразу. Глубина позволяет этим гигантам подходить почти к самому берегу. Из воды вздымаются заросшие зеленью скалы, уходящие вверх почти на полтора километра. С их почти отвесных склонов льются бесчисленные потоки воды. Живописные водопады – одна из местных достопримечательностей. Здесь легко можно было бы провести не меньше недели, но нам пора дальше, нас ждет конечная точка маршрута.
Остров Хитра – край вереска и малины, скал и ручьев, невероятных закатов и туманных рассветов, пустынных дорог и вежливых собак. По зеленым лужайкам поодиночке и группами бродят дикие олени. Они почти совсем не боятся человека и подпускают к себе довольно близко. Для местных жителей это головная боль, потому что нередко олени объедают в садах цветы.
База Dolmsundet расположена на берегу узкого морского пролива между островами. Я сразу иду на причал и смотрю в воду. Вода прозрачная, на дне в косых лучах солнца колышутся водоросли, у самой поверхности неторопливо проплывают одна за другой две большие медузы. Здесь должно быть интересно!
Одна из задач поездки – проверить на практике сухой гидрокостюм Whites Fusion Essence (женская модель) в паре с утеплителем Thermal Fusion. В этом сухаре я уже ныряла на Мальте, но там температура воды была 19 градусов, так что тогда я решила обойтись обычным флисовым спортивным костюмом и, в общем, не ошиблась – его вполне хватило. В Норвегии, как известно, вода гораздо холоднее. Строго говоря, это самая холодная вода за всю мою историю погружений. А я не люблю холод и легко замерзаю. Но любопытство пересилило – должна же я была увидеть своими глазами, как выглядят северные моря под водой.
Итак, дайвинг. Температура воды в море варьировалась от 15 градусов на поверхности до 13 на 25-30 метрах. Термоклин обнаружить не удалось – видимо, летом он уходит глубже. Видимость – метров 10-15.
Сразу скажу, что гидрокостюм и утеплитель со своей задачей справились (кто бы сомневался!). Несмотря на беспощадно подтекающие из-за тонких запястий манжеты, утеплитель гарантированно обеспечивал мне 30-40 минут комфортного времени под водой. Действительно комфортного, даже в мокрых перчатках. Потом постепенно начинало холодать, но еще минут 20 я могла плавать, не испытывая серьезного дискомфорта.
Ну и, конечно, сам гидрокостюм. Очень удачная конструкция. Те, кто с ней знаком, не дадут соврать – костюм сухой, но по ощущениям, плавается в нем, как в мокром. Он мягкий, не громоздкий, совершенно не сковывает движений. Весит немного (специально взвесила, всего 2 кг 200 г для размера М) и не занимает много места в сумке. Единственное неудобство – чтобы влезть в него и выпутаться обратно, нужен помощник, т.к. это бюджетная модель и молния в ней расположена на спине. Да и шейную манжету с головы стаскивать удобнее в четыре руки. Но это не проблема для тех, кто не ныряет соло.
По большей части, все самое интересное было сосредоточено на глубинах примерно метров до пятнадцати. Глубже просто становилось темно, видимость падала, водоросли и кораллы пропадали. Оставались только бодрые мелкие гребешки и ленивые морские звезды.
Исключением стал затопленный корабль. Он лежит на ровном киле недалеко от базы, на глубине примерно метров 30. Корабль был спущен на воду в 1914 году. Тонул дважды – в 1934 и в 1944 годах, оба раза был поднят и восстановлен. Использовался как грузовое судно под названием Sandsvalen. Между прочим, корабль этот знаменит. На его борту некоторое время провел норвежский писатель Jon Michelet, в то время работавший над книгой Orion's Belt. Роман был опубликован в 1977 году и приобрел популярность. Значительная часть действия в книге происходит на борту корабля Sandy Hook (английская версия норвежского названия Sandsvalen). В 1985 году по книге был снят одноименный фильм. Роль Sandy Hook в фильме сыграло другое судно, но прототипом послужил именно Sandsvalen.
Правда, сам корабль выхода фильма не дождался. В 1979 году он снова затонул, теперь недалеко от острова Хитра. В 1990 году оказалось, что судно лежит на месте предполагаемой постройки причала. Его подняли и в последний раз затопили рядом с базой Dolmsundet, где он служит аттракционом для дайверов.
На корабль можно нырнуть прямо с пирса. На остальные дайв-сайты мы добирались на моторках. В принципе, база главным образом заточена под рыбаков и подводных охотников. Но компрессор тут имеется, так что и дайверы в обиде не будут. Суша здесь представляет собой россыпь больших и маленьких островов. Мы пару раз ходили дальше по проливу, а один раз обогнули соседний остров и ныряли в другом, более широком проливе.
Ну а самый красивый дайв-сайт нашелся совсем недалеко от базы. Надо было только дождаться максимального прилива, когда вода ненадолго затихнет. Во время прилива и отлива в узком (шириной всего 57 метров) проливе под мостом вода просто бурлит. Но когда прилив (или отлив) достигает максимальной точки, течение ненадолго успокаивается. Вот тут-то и пора надевать скубу и прыгать в воду.
Глубина под мостом небольшая, 14-15 метров. Ровное дно усыпано валунами, обросшими розовым кораллом (не уверена, что коралл, но похоже). Получаются ярко-розовые камни. На них густо растут ярко-рыжие мягкие кораллы, между ними шныряют стремительные рыбы, вальяжно шагают неторопливые крабы, спокойно лежат многолучевые морские звезды разных оттенков – от малинового до фиолетового – и большие красно-оранжевые морские ежи, круглые как мячи. Надо всем этим великолепием полощутся огромные бурые флаги морской капусты.
Место популярно у рыбаков, о чем свидетельствует огромное количество валяющихся на дне грузил, воблеров и прочего, чему я даже не знаю названия. Прямо под мостом обнаружилась морская звезда, подобно осьминогу из тропических морей поселившаяся в пустой бутылке.
По проливу время от времени проплывают моторки, так что при себе лучше иметь буй и всплывать только у самого берега, вдоль стенки.
В один из дней было решено пожертвовать дайвингом в пользу велосипеда и осмотреть окрестности базы. И не зря! Во-первых, конечно, на острове очень красивая природа. Нордические пейзажи, заросшие вереском скалы, дикая малина вдоль дорог, кристально-прозрачные ручьи, пряничные красные домики с белыми наличниками, на спокойной воде заливов медленно покачиваются белоснежные яхты. В гостиной обязательно огромное окно-витрина от пола до потолка, в котором висит небольшой светильник, часто в форме сердечка. Как только стемнеет, светильники в окнах зажигаются, и ощущение сказочности этого места становится просто непреодолимым.
Кстати, огораживать дома забором здесь не принято. Но, несмотря на отсутствие преград, виденные пару раз возле домов собаки всего лишь интеллигентно гавкали раз-другой, обозначая, что они тоже меня видят, но не делали даже шага в мою сторону (а казалось бы, любимое собачье развлечение – броситься за велосипедистом и ухватить его за ногу).
Во-вторых, прекрасные дороги: асфальт, по одной полосе в каждую сторону, машин почти нет. Обочин, правда, тоже нет, но велосипедистам они и не нужны. Человек на двухколесном транспорте в Норвегии – полноправный участник дорожного движения. Вы смело можете ехать по своей полосе. Встречный транспорт примет чуть правее, а попутный не торопясь обгонит вас по встречке. И никому даже в голову не придет сигналить или «подпирать» ваш велосипед, требуя уступить дорогу.
Впрочем, к правам прилагаются и обязанности: велосипедист обязательно должен быть в шлеме. Даже в аренду велик сдается только в комплекте со шлемом.
Рельеф на острове неровный – длинные выматывающие подъемы сменяются не менее длинными спусками, на которых можно разогнаться так, что кажется, будто летишь над землей. Иногда удается не крутить педали на протяжении пары километров. Главное, не забывайте сдавать правее и притормаживать перед поворотами.
Встречные велосипедисты (за весь день мне попались четверо) обязательно улыбаются и здороваются, признавая собрата.
На обед и ужин у нас, конечно, была рыба. Ничто не сравнится со свежедобытой морской рыбой, ни в каком магазине такого не купишь. Рыбы было много и всякой: треска, люр, камбала. Сюда едут за трофеями рыбаки со всей Европы. В соседнем с нашим домике жили шведы, которые ездят сюда рыбачить уже восьмой год подряд. Они рассказали, что когда по возвращении домой говорят, что поймали за неделю больше десятка видов рыб, им никто не верит. Приходится показывать фотографии.
Неделя пролетела незаметно, пора возвращаться в Россию. На обратной дороге приятным дополнением ко всем впечатлениям поездки стала возможность зайти в музей «Васы» в Стокгольме. На вопрос, можно ли фотографировать в музее, девушка-кассир улыбается и с широким взмахом руки отвечает: «Везде!» Улыбнувшись в ответ, захожу внутрь.
Я давно мечтала увидеть этот корабль. И он не разочаровал! Зрелище просто завораживающее, особенно когда стоишь на нижнем этаже, под самым килем, и при взгляде вверх на корму, что называется, шапка валится. Он огромен! На его постройку ушла тысяча огромных дубов. И еще 700 дубов были использованы для резных скульптур, в избытке украшающих корпус. Даже сейчас он потрясает воображение, а при спуске на воду, в 1628 году, просто не имел себе равных. Разумеется, так и было задумано: король Швеции Густав II Адольф хотел продемонстрировать военную мощь своей державы, повергнув в шок и трепет всю Европу.
И вот, представьте: новенький нарядный флагман, салютуя из всех орудий, вышел из порта, распустил паруса и через 20 минут затонул «с поднятыми парусами, флагами и всем прочим», успев пройти лишь чуть больше километра. Словно в сказке, триста тридцать три года лежал он на дне, пока в 1961 году его не подняли на поверхность. Затем была грандиозная по масштабам операция по консервации деревянного корпуса и декора – ведь, высохнув, дерево просто растрескалось бы и рассыпалось в прах.
Про историю постройки, гибели и подъема «Васы» в интернете можно без труда найти гигабайты информации, поэтому подробно все пересказывать не буду. Но увидеть это чудо военной техники XVII века своими глазами стоит. Невероятно, но если бы не фатальная ошибка в конструкции, мы знали бы о нем только из хроник и гравюр в старинных фолиантах. А так – вот он, целехонький, во всем великолепии.
В стоимость билета также входит экскурсия (они проводятся на разных языках, вам просто нужно дождаться подходящего гида – есть и русскоязычные) и просмотр фильма о подъеме «Васы». Фильм посмотрите обязательно! Архивные кадры дополняют общую картину.
Поездка получилась насыщенной и разнообразной, в нее уместились и дайвинг, и прогулки с фотокамерой, и заезд на велосипеде, и осмотр достопримечательностей. Впечатлений так много, что они до сих пор, наверное, не уложились в голове. Огромное спасибо клубу «Зеленая черепаха», Андрею Ефанову, Сан Санычу Андрианову и всем-всем-всем за прекрасное путешествие и незабываемые впечатления. Это было классно!