Хорошего настроения, друзья, и четности!
Итак, продолжаю свое повествование. Напомню, первая часть рассказа закончилась прекрасным ужином в районе Тарханкутского маяка. Утро добрым все-таки бывает. Наскоро позавтракав вездесущими пряниками, решили собрать лагерь и двинуться вдоль моря от маяка к Атлешу. Задача была нырнуть возле одного интересного кораблекрушения. К сожалению, несмотря на солнечную погоду, ветер стал потихоньку раздувать, и спуск на высоту 3-4-этажного дома вместе со снаряжением, затем сноркелинг метров на четыреста, дайвинг и обратно подъем на ту же высоту уже не казались простой задачей…
Красота. Вот что люди ценят на Тарханкуте! И еще видимость. Порой до 35 метров под водой! В Черном. Море. Навернув на машине километров пять, по дороге останавливаясь сфотографироваться в культовых местах – к примеру, там где снимали фильм «Пираты XX века» – подъезжаем к памятной стеле, посвященной спуску под воду первого в СССР подводного дома. Рядом знаменитая Чаша Любви, но туристов в это время нет, как и дайверов.
Отступление №2. О бензине. Несмотря на то, что уже некоторое время Крым российский, я не заметил крупных игроков в сфере «бензоколоночного» бизнеса. Присутствует, по моей памяти, около 12 различных брендов. Не в целях рекламы, а на собственной шкуре и исходя из кошмарного вида фильтра, вытащенного из топливного бака, советовал бы вам заправляться в Краснодарском крае. Хотя есть два местных игрока, которых мне рекомендовали крымские друзья. Это случилось после того, когда в разгар солнечного дня они показали мне снятые на видео брызги воды, периодически вылетающие из моего глушителя.
Итак, мы на Атлеше. Рядом с небольшой будкой стоит машина, а подошедший из нее парень, указывая на красивый катер в море, спрашивает: «Не хотите заказать морскую прогулку?» Разговорились. Я пробую торговаться. По самому минимуму катер на час-полтора выйдет в районе 1500-1800 рублей на всех. Но энтузиазма на лице напарников я не вижу. Деньги в Крыму, как и в Краснодарском крае, зарабатываются небольшие, есть у людей еще зарплаты по 7500 рублей, и живут. Парень-лодочник ждет, мотаю головой в отказ и задаю ему мучавший меня вопрос: «Ты с Запорожья?» Резкая перемена в лице: «Не, я с Донбасса…» Блин, ну врать зачем? По мне так все люди – братья! Я друзей не по месту жительства и национальности выбираю…
Спонтанно решаем здесь не нырять, а ехать в Форос. Только не на горбачевскую дачу, а на рэк, лежащий в Форосе – бывший пароход «Ростов». Решение сложное, дорога очень длинная, но попробуем...
После Симферополя, на повороте к Севастополю, делаем короткую остановку для отдыха. Звоню жене домой, прошу зайти на Гисметео и посмотреть направление ветра. Извините, интернетом на телефоне не пользуюсь, селфи страдаю только подводным. Слабый западный ветер вечером в Форосе. Непонятный мне по видимости, но хорошо хоть слабый.
Севастополь пролетаем по объездной. С сожалением смотрю на изумительно красивые виды окрестностей. С левой стороны по ходу движения вид на площадку байк-шоу – куча раритетных машин, фигуры из железа, всякие фишки… Уважаю байкеров и их тяжелый труд. По расходам на снаряжение и бензин их увлечение сопоставимо с дайвингом.
Наконец-то мы в Форосе. Маленький уютный поселок с одной центральной улицей и собственным лесопарком. Здесь рядом с объектом нашего погружения находится правительственная дача. Спускаемся по изогнутой серпантином улице к морю и упираемся… правильно, в шлагбаум!
Вежливый смотритель ворот отсылает нас к старшему по смене, тот к заму по охране, тот к начальнику, от него к зам.директора гостиницы… Если учитывать, что мы только проехали более 260 км, время к вечеру, а гостиница на серпантине, и один начальник от другого находится в метрах 500, вы можете представить мое состояние.
Не знаю, что повлияло на решение зам.директора гостиницы – молодого элегантного человека в стильном костюме. Мое ли одухотворенно небрито-загорелое лицо, удостоверение ли члена РГО или беззеркалка на взводе в правой руке, но разрешение заехать на бетонку пирса мы получили.
Собираемся быстро, насколько это возможно. Рядом КАМАЗ вываливает кучу щебенки, Крым готовится к сезону.
Отступление №3. Вспышка у меня подводная, японской фирмы «Зи энд Зи». Купил давно, пользуюсь лет шесть уже. Прямо чудеса с ней… Первый раз затекла в 2013 году, когда снимал минный заградитель «Буг». Сейчас, в 2016 году, история повторилась. Там же! Спасибо Геннадию Федоренко, спас ситуацию. Наскоро почистив спиртовой салфеткой и выкинув мокрые аккумуляторы, вставляю Генин «Энелоп». Индикатор светится! Кто снимал на 18 метрах в Черном без вспышки, тот меня поймет.
Итак, одевшись и прогулявшись с полной снарягой метров сто, мы с Максимом и Пашей плюхаемся широким шагом с пирса в воду. Реально холодно. Смотрю на «Суунту», она рисует мне 10 градусов тепла. Нам приходится, обогнув пирс, идти на ластах вдоль линии мутной и прозрачной воды. Ориентир – огромные камни у уреза воды. Падаем вниз, идем по дну к берегу. Из полумрака медленно выплывает громада кормы с большим гребным винтом. Пашка потерялся, Макс вяжет конец к корме и поддувает буй – конечно, Aqua Lung, а что? Эту красно-черную «сосиску» очень даже далеко видно!
2. Транспорт №57. Принадлежность России. Бывший почтово-пассажирский пароход «Ростов».
Пароход красив, если это применительно к рэкам. От целой кормы метров через пять к носу остается только скелет, который быстро сменяется громадной кучей обломков, разбросанных по дну. В стороне твердо стоят на дне паровые котлы, на их фоне Максим кажется маленькой фигуркой. Исследуем, фотографируем, снимаем видео.
Вдруг из кучи железа на дне появляется Павел, в руках большая камбала. Мыча, Паша показывает на мой фотоаппарат, делаем несколько снимков и отпускаем рыбину. Камбала, как подбитый немецкий истребитель, пикирует на дно, делая красивый вираж, фотик за ней не успевает… Мотаясь вдоль железа, забываю о рэке и переключаюсь на скатов. То один, то другой появляется со дна и улетает в сторону. Причем, не один и тот же. Апофеозом под конец погружения стала стая скатов в 9 особей, спокойно лежавшая на песочке на глубине 12-14 метров.
С учетом того, что до выхода из воды метров 150, газа осталось всего бар 50, а погоду я не посмотрел, решаю, плача про себя, возвращаться. Перед пирсом вышел на поверхность, немного колбасило. Завернул за пирс, а там Павел уже помог со скубой. Выходить пришлось с набежавшей волной на высокий пирс.
Дело к вечеру. После длинной дороги и погружения накопилась усталость, но хотелось сделать красивую панораму с горы. На узком серпантине Максим, бывавший уже здесь раньше, возглавил нашу колонну. Очень красивый храм и вид на море. Зашли, поставили свечки, в планах было снять закат в Ялте. Увы…
Моя машина. Она не завелась даже после того, как я с вытаращенными глазами проехал, почти без тормозов, метров 300 по серпантину, пытаясь её завести. Хотя друзья отговаривали от экстрима. После этого мы полностью её разобрали, вплоть до топливного фильтра в баке. Причину не нашли. Вызванный по телефону автоэлектрик приехал через два часа, уже наступили сумерки. Дело оказалось в контактной группе, которую наскоро «подшаманили».
С грустью проезжал ночную Ялту, Алушту, «Артек». Понимая, что не скоро теперь сюда приеду. По дороге Гена с Галей остановились – они устали и решили домой возвращаться самостоятельно. Где-то во втором часу ночи мы заехали в Феодосию. Довезли Павла домой и помогли с разгрузкой вещей. Мы остались с Максимом вдвоем из команды. Проехал всего полкилометра по городу, как услышал металлический треск, Макс засигналил сзади, из-под капота повалил черный дым… Потушили. Не буду писать все подробно, ночью я спал в машине возле СТО.
Отступление №4. Друзья, настоящие, действительно познаются в беде. Только благодаря Максиму и его помощи мне удалось справиться со всеми моими проблемами. Огромное спасибо ему и его семье!
Итак, следующие полдня мы посвятили моей машине и договорились о погружении на завод «Гидроприбор» в Орджоникидзе с Ильей. После обеда вновь сходили на дачу Стамболи. Там полным ходом шла подготовка к встрече премьера. Меня никогда не перестанет умилять, как восемь дядек в строгих черных костюмах командуют пятью замученными грузчиками. Что в Краснодарском крае, что в Крыму – ситуация при встрече важных персон аналогичная. Несмотря на подготовку, музей работал, и мне удалось (было свободное время!) оставить свой комментарий в книге отзывов. Позже, через три дня, премьер оставит свой отзыв рядом.
Ночевали на городском пляже. Ближе к вечеру к нам присоединился еще один «приключенец», Дмитрий Апальков. Дима работает в Керчи, живет в Краснодаре, а путешествует по всему миру. Интересный собеседник. Утром еще присоединяется Влад Дадченко – известный феодосийский подводный фотограф. Едем через город, короткой дорогой, в Орджоникидзе.
Делаем остановку на набережной, потом заезжаем в гаражи. Там нас встречает Илья – работяга, дайвер и знаток здешних мест. Не буду писать, как попасть на завод, узнавайте у Ильи. Но через полчаса мы были у заводской гавани.
3. Завод «Гидроприбор» – бывший секретный объект в поселке Орджоникидзе в Крыму, засекреченный завод по производству торпед и глубинных бомб.
Даже сейчас масштабы завода, сооружений, причала поражают. Это было очень мощное предприятие. Конечно, все строилось при СССР и сейчас пришло в упадок. Вроде, собираются восстанавливать. Быстренько осматриваемся и фотографируем, что можно. У Ильи еще клиенты, плюс проблемы у рыбаков. Попросили помочь с поиском якорей. Максим у нас самый «долгодыхающий» – не представляю вообще, чем он дышит, с глубины выходит всегда крайним. Мне скучно и я напрашиваюсь в лодку, вдруг пригожусь. Пока Макс «буит» якоря, делаю обзорные панорамы.
Видимо, разыгрались магнитные бури для машин и катеров. Двигатель в лодке глохнет и изредка чихает. Другая лодка далеко, но все в черте берега. Прощаемся с рыбаками, они к этому привычные, и вплавь добираемся до берега. Я в костюме 7 мм, но без ласт и грузов, и для зрителей, наверное, напоминаю большого королевского пингвина на поверхности.
Собрались, ушли под воду. Сначала шлюзы, видимость около 3 метров, вполне достойная. Темно, много металлоконструкций, железа и медуз у поверхности. Можно снимать красивые фильмы про боевых пловцов. Дмитрий взял Гоупро, впечатлений у него масса. Ребята здесь в первый раз, я уже был лет пять назад. Меня больше интересует торпедолов – катер, подбиравший учебные торпеды. Переплыв на трубке вход в гавань, ухожу к нему. Вода градусов 12, глубина побольше. Но видимость… шепчет!
Красивый рэк для дайверов. Есть два входа внутрь. Часть механизмов еще осталось. Очень интересно идут солнечные лучи через дыры. Было интересно залезть в кормовой трюм. В первый мой поход была сплошная муть. Но воздух заканчивается, надо выходить. Все радостные, довольные.
На берегу пара дайверов с Ильей готовится к погружению. Переодевшись и дотащив снаряжение до машины, ребята решают прогуляться по берегу к бухте Лаваш. Я, любитель гор, лезу вверх по горе. Достаточно трудно, скажу я вам. Но какой шикарный вид открывается… Закачаешься в прямом и переносном смысле. Спуск оказывается более тяжелым – да и вообще, туда лазить, по-видимому, нежелательно. Старая колючая проволока с изоляторами наводит на нехорошие мысли. Внизу подтянулся Илья с клиентами, жители Московской области, однако. Нормальные ребята, поделились со всеми вкусным хлебом и чаем, я из-за машины поломанной своей совсем про еду забыл.
Обратно по дороге в Феодосию просто замечательные виды. Айвазовскому было что рисовать.
Наша маленькая экспедиция закончилась благополучно, машину сделали, мы хорошо поныряли, почувствовали настоящий вкус походного детства.
Резюме. Конечно, как дайверу с опытом, мне бы хотелось понырять в новых для меня местах, например на Кубе или в Индии. Но если сложить все факторы воедино – друзей, семью, бюджет, ночь у костра и шашлык, незабываемую природу и чистое Черное море… то вам в Крым. Однозначно, как говорит Владимир Вольфович.
С уважением ко всем, дочитавшим мой опус,
Эрнст Антонов
Фото: Геннадий Федоренко, Максим Ковалев, Влад Дадченко, Эрнст Антонов