Текст и фото: Анна Борисенкова
Полная версия статьи, которая в сокращенном виде была опубликована в №4 журнала "Предельная глубина" за 2013 год.
Я люблю путешествовать. А лучше путешествий могут быть только путешествия в хорошей компании. Поэтому когда друзья предложили мне отправиться с ними в двухнедельное дайв-сафари на юг Судана, я не устояла. И даже коллеги, пугавшие меня гражданской войной, террористами и пиратами, не смогли повлиять на мое решение. Тем более что некоторые из них, как я подозреваю, путали Судан с Сомали, а юг Судана с Южным Суданом.
Я стала вспоминать, что знаю о Судане. До недавних пор самая большая страна Африки. Столица - Хартум. Белый Нил и Голубой Нил. Гражданская война в Дарфуре. Отделение Южного Судана. Нубийская пустыня. Верблюды. Нет, все не то. А, дайв-сафари из Египта на север Судана - бывают редко, но, кажется, считаются очень неплохими (организаторы обещают нетронутую природу и непуганую рыбу). Отчетов о дайв-сафари по Судану в сети я нашла всего два или три, и они особой ясности не внесли, тем более что самый свежий из них был пятилетней давности. Ну что ж, придется все узнавать на собственном опыте.
Итак, Судан.
Страна
До Порт-Судана мы добирались через Дубаи сначала самолетом авиакомпании Emirates, а затем - местным лоу-костером Fly Dubai. С учетом шестичасового транзита в дубайском аэропорту дорога получилась довольно долгой и утомительной. А на обратном пути транзит был запланирован и вовсе девятичасовой - об этом мы старались даже не думать. Но как потом оказалось, это самый верный и надежный вариант для вылетающих из Судана. Впрочем, об этом позже.
Россиянам для въезда в Судан нужна виза и получить ее, судя по информации из Интернета, не так просто. Одно из первых условий - в загранпаспорте не должно быть никаких отметок, как-либо связанных с Израилем. Еще нужны заполненные анкеты и обязательно приглашение. Но в нашем случае оформление всех документов взяла на себя принимающая сторона. В аэропорту нас встречал улыбчивый толстячок. Анкеты, над заполнением которых мы битый час ломали голову в самолете, он тут же безжалостно скомкал и выкинул. Вместо них он выдал каждому из нас пачку бумаг, где было разрешение на въезд и уже заполненная на арабском анкета. Все это вместе с паспортами мы сдали пограничникам и отправились забирать багаж.
К слову, перед поездкой я прочитала, что паспорта у туристов изымают на все время поездки. На самом деле это не совсем так. Просто визу (как и многое другое) в Судане заполняют от руки. Поэтому паспорта с визами выдают только на следующий день после прибытия, а мы в этот момент уже вышли в море. Так что паспорта забрал у пограничников улыбчивый представитель принимающей стороны, а нам их вернули сразу по возвращении в порт.
Страна мусульманская, поэтому спиртное провозить нельзя ни под каким видом. И не стоит рассчитывать на местный дьюти-фри - в этой крошечной комнатушке на полках лежат только какие-то красочные пакеты, сильно напоминающие стиральный порошок (что это было на самом деле, я не знаю, так как заходить не стала). Кроме того, в Судане действует определенный дресс-код. Для мужчин это как минимум футболка и брюки. Для женщин - брюки или юбка ниже колен, закрытые плечи, никаких декольте. А вот голову можно не покрывать. Впрочем, как только корабль покидает порт, все эти ограничения снимаются.
Первое, что поразило меня в Судане - состав и количество людей, прилетевших с нами. Я была уверена, что это крайне редко посещаемая туристами страна, и ожидала, что основную часть наших попутчиков составят местные жители. А вот и нет! Весь самолет был буквально набит дайверами. Главным образом, европейцами: итальянцами, французами, бельгийцами. Попадались англичане и испанцы. Крохотный зал прилета они просто заполонили. В глазах рябило от дайверской символики, а лента багажного конвейера напоминала выставку достижений производителей сумок для снаряжения. Вот так сюрприз!
Как только мы все шумной толпой вывалили из здания аэропорта, шустрые местные представители разобрали "свои" группы и деловито потащили их к припаркованным в несколько рядов "басикам". Еще 20 минут пути и мы в порту, а перед нами - строй ботов, готовых принять гостей на борт. И среди них - наш красавец Don Questo.
Корабль
"Don Questo" сошел со стапелей в Великобритании лет 50 назад, и тогда он был рыболовецким тральщиком. Разумеется, строился он с расчетом на бурное Северное море, которому гораздо более спокойное Красное и в подметки не годится. Поэтому он обладает одним волшебным качеством - на нем не укачивает! Причем понятно это стало еще в порту, когда мы смотрели на стоящие в ряд суда. Все они плясали на волнах, и только наш стоял неподвижно, как утюг. И действительно, таблетки от укачивания, которых я набрала столько, что хватило бы на четверых, так и остались невостребованными. За все время меня укачало только один раз, да и то на "зодиаке", когда мы вдвоем всплыли раньше всех, и нам пришлось минут 15 ждать остальных.
Устойчивостью же, видимо, объясняется и то, что Don Questo ходит так далеко на юг, куда кроме него не осмеливается забираться никто. По крайней мере, за две недели мы не видели ни одного плавсредства, кроме рыбацкого суденышка. Рыбаки снабдили нас свежей рыбой и растаяли в утренней дымке.
Происхождение корабля, несомненно, повлияло и на условия проживания - они здесь довольно спартанские. Маленькие каюты, душ и туалет "на этаже". Но так как на верхней и нижней палубах душевых и туалетов по нескольку штук, то на 16 человек дайверов этого оказалось вполне достаточно. В каюте есть две койки, что-то вроде небольшого диванчика, шкафчик для вещей, по выдвижному ящику под койкой и диванчиком, раковина, зеркало и вентилятор. Кондиционер висит в коридоре и включается обычно на ночь, когда закрывают дверь, ведущую на палубу. Методом проб и ошибок мы выяснили, что вентилятором за ночь может прилично продуть, а открытой в коридор двери вполне достаточно для поддержания в каюте комфортной температуры.
На корабле есть все необходимое для дайвинга оборудование, включая свою собственную маленькую барокамеру - она принайтована на носу под брезентом. И похоже, это чуть ли не единственная барокамера в Судане. Но самое большое впечатление на нас произвела автоматическая аппарель в кормовой части. "Зодиак" вплывает на нее и поднимается как на лифте вровень с палубой - прекрасно! Не надо никуда скакать, пошатываясь под тяжестью многокилограммового баллона. А как удобно с нее купаться!
Человеческий фактор
Капитан Лоренцо и оба гида, Марко и Маурицио, итальянцы. Как настоящие жители Аппенинского полуострова, они доброжелательны и очень эмоциональны, певучие итальянские интонации слышатся, даже когда они говорят по-английски, а выразительная жестикуляция под водой смотрится очень колоритно. Кстати, капитан тоже дайвер и иногда составлял нам компанию под водой.
Команда - очень приятные, веселые и общительные люди. Большинство из них работают на Don Questo уже много лет. Кок, узнав, что мы из России, рассказал, что бывал в Новороссийске. В восьмидесятых годах корабль, на котором он тогда служил, зашел в Новороссийский порт. Была зима, и больше всего их впечатлил холод, снег и обледеневший асфальт - с непривычки они скользили по льду и падали, а привычные к такой погоде местные жители над ними смеялись. Впрочем, кок, добродушный человек, не обиделся и до сих пор вспоминает тот случай с улыбкой.
Что касается дайверов, то из 16 человек половину составляла наша дружная компания, а остальные восемь были иностранцами - главным образом, итальянцы и англичане, а еще бельгийка и австрийка. Конечно, на сафари очень многое зависит от тех, с кем вам придется провести целых 14 дней в ограниченном пространстве. Поэтому все обычно стараются собрать друзей, с которыми время пройдет весело и приятно. Но если часть мест выкуплена незнакомыми людьми, то тут не угадаешь - вопрос везения. Нам повезло! Почти все иностранцы знакомы с капитаном уже много лет, дружат и приезжают нырять в Судан каждый год, поэтому атмосфера на боте была почти семейная. Мы вместе отмечали праздники - коронацию бельгийского короля и наш День Победы. Поднимали бокал вина за удачно сданный Романой экзамен по курсу найтрокса, за трех пойманных Тимом на удочку каранксов (которых нам и подали на ужин) и за австрийскую пятницу. С Эрикой, оккупировав камбуз, пекли тыквенный пирог. С Антонеллой обсуждали красоты Италии. А Дэвид и Андреа оказались инструкторами по дайвингу. Правда, они уже пару лет как не практикуют и вернулись к своим первоначальным профессиям, но в отпуск все равно ездят нырять. Как объяснил Дэвид, море все-таки манит, и дайвинг для них сейчас снова становится удовольствием, когда во время погружения можно забыть обо всем и просто наслаждаться красотой подводного мира.
Питание
Что-то исключительное! Кок Абдурахман - просто волшебник. Каждый день мы отползали от стола как сытые удавы. Стол на верхней палубе сервировался как в ресторане: стопка тарелок по количеству смен блюд, салфетки. В меню было много рыбы в разных видах (сашими, севиче, обжаренная, запеченная), овощные супы, салаты. И еще - вкуснейшая паста с различными соусами и приправами. Оно и понятно, ведь капитан, гиды и значительная часть гостей - итальянцы. Обед и ужин состояли из нескольких блюд, не попробовать каждого было невозможно, а, попробовав, остановиться было крайне сложно - так все было вкусно. Словом, по поводу питания негативная мысль нас преследовала только одна: "Застегнутся ли на мне в конце поездки те джинсы, в которых я прилетел, и если нет, то в чем я полечу обратно?"
Дайвинг
Все было организовано очень четко и грамотно. Перед каждым погружением - брифинг с подробной схемой дайв-сайта (схемы нарисованы цветными карандашами на больших листах и заламинированы - Маурицио постарался). Затем обязательная проверка найтрокса при помощи газоанализатора (две штуки всегда в распоряжении дайверов) и роспись в журнале с указанием содержания кислорода и максимально допустимой глубины.
Баллоны стальные, главным образом 15-литровые, хотя есть и поменьше. Вентили у всех V-образные, с двумя рожками, причем один из них DIN, а другой Yoke, так что приезжать можно с любым регулятором, никаких проблем не возникнет.
Приготовьтесь к тому, что условия погружений здесь не для новичков. Впрочем, это оговаривается при бронировании поездки. Почти все погружения проходили по такой схеме: вдоль стены падаем до глубины метров 40 и выходим "в синьку" посмотреть, не появится ли там что-нибудь интересное (чаще всего - акулы-молоты). Ждем, сколько позволяет бездекомпрессионный предел, а затем возвращаемся к стене и плывем вдоль нее, постепенно поднимаясь.
Если вы хотите увидеть молотов, то придется нырять на максимально допустимые глубины, а парциальное давление кислорода на компьютере установить 1,6. Но можно, конечно, этого и не делать - вместо этого просто повисеть над группой или подождать остальных у стенки. Это уж каждый решает сам, исходя из возможностей своего организма.
Найтрокс, в связи со значительными глубинами, не слишком "кислородный" - максимум EANx29.
Акул-молотов в эту поездку я увидела впервые в жизни. Зрелище захватывающее: висишь в темно-синей воде на 40 метрах, а под тобой, еще метров на 10 глубже, идет большая стая этих огромных рыбин. Видны только изящные, плавно покачивающиеся из стороны в сторону силуэты - как будто течет бесконечная река.
Из акул еще попадались рифовые, а на поверхности бот большую часть пути сопровождали шелковые. И те, и другие размером не больше метра-полутора. Но если первые при виде дайвера норовили удрать подальше, то вторые, более смелые и любопытные, иногда рисковали приблизиться, чтобы посмотреть на пускающее пузыри чудище.
Сильное впечатление даже на бывалых дайверов произвели мягкие кораллы - пышные, многоцветные, сплошным ковром покрывающие риф. Словно огромная клумба, сад Нептуна. Губки, на глубине кажущиеся бурыми или темно-коричневыми, в свете вспышки вдруг оказываются ярко-алыми, а окружающие их кораллы начинают переливаться всеми оттенками красного и сиреневого.
Огромное количество рыбы, и по большей части она не слишком пуглива - разумеется, при условии, что дайвер ведет себя спокойно, дышит размеренно, не "пузырит" как паровоз и не размахивает всеми конечностями. Пару раз зазевавшиеся крупные каранксы подплывали на расстояние вытянутой руки, а черепаха и огромный скат-хвостокол спокойно лежали на дне, позволяя фотографировать себя со всех сторон. Бутылконосые дельфины большими стаями приходили покататься на волнах возле корабля, а как-то раз, уже после погружения, нам удалось поплавать с гриндами - это тоже дельфины, только голова у них закругленная, а нос совсем короткий.
Еще одно "открытие" этой поездки - "цветущие" кораллы. Разумеется, "цветут" они не цветами. В определенный день и час, когда приходит время, а температура воды и освещенность достигают нужных значений, кораллы выбрасывают в воду что-то вроде крошечных икринок. Их просто огромное количество. Это потрясающее зрелище - ты поднимаешься с глубины вдоль стенки рифа в чистейшей воде с прекрасной видимостью (метров 25-30, не меньше) и на верхушке рифа, на глубине всего около пяти метров, вдруг оказываешься в мутном облаке. Видимость резко снижается метров до 5-7, и ты сначала не можешь понять, что происходит. Но если присмотреться, можно заметить, что источником этой мути являются кораллы одного определенного вида. Они словно дымятся - муть поднимается от них, как дым от костра, в который бросили сырых листьев. И вокруг каждого такого коралла вьются стайки рыбок - для них это шикарное пиршество. Это очень кратковременное явление, поэтому застать его так непросто. Кроме того, "график цветения" индивидуален для каждого рифа. Мы за поездку видели такое дважды.
Снаряжение
В этой поездке у меня было два новых элемента снаряжения - регулятор и компенсатор.
Регулятор Aqua Lung Legend LX Lady мне понравился - легкий, компактный, удобный, дышится легко. Поначалу даже никак не могла привыкнуть, все казалось, что он подает слишком много воздуха. Вероятно, такое впечатление создалось на контрасте по сравнению с привычным стареньким Titan LX. В новом регуляторе новая настройка - одним винтом можно менять усилие на подрыв клапана и интенсивность воздушного потока. Если покрутить винт во время погружения, разница очень заметна, особенно на глубине. Поэкспериментировав, я в итоге закрутила винт на минимум, чтобы на подрыв клапана требовалось хоть и небольшое, но усилие - так мне показалось удобнее.
Компенсатор Aqua Lung - SeaQuest Lotus i3. Это крыло с новой для меня системой i3 - рычажком на грузовом кармане вместо инфлятора. Насчет крыла были некоторые сомнения, но, как оказалось, напрасные. Очень удобная штука! И система i3 тоже. Конечно, понадобилось немного времени, чтобы привыкнуть и перестать путать, в какую сторону надо тянуть рычажок, но потом я вошла во вкус. Ведь все действительно очень просто: хочешь опуститься вниз - тянешь рычажок вниз, хочешь подняться вверх - тянешь вверх. Найти рычажок несложно даже в перчатках, он сразу оказывается под рукой, как только ее сгибаешь. Надо только присматривать, чтобы кто-нибудь случайно не задел рычажок на поверхности: один раз это сделал дайвер, сидевший рядом со мной в зодиаке, и пару раз мое крыло начинало раздуваться, когда мы возвращались обратно на корабль, а все вынутые из воды скубы кучей лежали на дне зодиака.
И еще. Поскольку здесь встречаются довольно сильные течения, в том числе нисходящие, ласты нужны достаточно жесткие, способные обеспечить эффективный гребок. Мягкие "тряпочки" не подходят, в чем я убедилась на собственном опыте (а до этой поездки я и не знала, что мои ласты - мягкие "тряпочки"). Оба гида и вовсе плавают в охотничьих.
Фото
В этот раз я впервые попробовала фотографировать с внешними вспышками. Это другое измерение! Границы моего "фотомира" сразу раздвинулись - если раньше пределом была какая-нибудь таракашка на одной из ветвей коралла (на большее возможностей встроенной вспышки не хватало), то теперь я запросто могла уместить в кадр весь коралл целиком, рыбок на переднем плане и дайвера вдали в придачу. Хотя, как и предсказывал друг-фотограф, почти все сафари я промучилась с новой для меня системой, и понимать, как она работает и какие дает возможности, начала только к концу поездки. Но, с моей точки зрения, это того стоило.
Дорога домой
Вся процедура регистрации в аэропорту Порт-Судана производится вручную - компьютеров здесь нет - и регистрируют только на рейс до Дубаи. Девушки в форменных хиджабах от руки выписывают каждому пассажиру посадочный талон и багажную бирку, а потом отмечают зарегистрировавшегося на рейс в общем списке, ставя галочку напротив фамилии. Разумеется, это занимает немало времени, а ведь еще надо пройти все проверки, поэтому в аэропорт следует приезжать с большим запасом. Кроме того, велика вероятность задержки рейса - например, наш вылет задержали на три часа. Так что компания бельгийцев, у которых зазор между стыковочными рейсами был невелик, на второй рейс безнадежно опоздала. А вот наш девятичасовой перерыв перед рейсом на Москву оказался очень кстати.
И еще один важный момент: ручная регистрация багажа на рейс, следующий с пересадкой через крупный аэропорт с огромным пассажирооборотом - не самый надежный вариант. Очень часто багаж добирается до места назначения лишь на следующий день или вовсе теряется. Чтобы этого не произошло, надо в аэропорту Дубаи при регистрации на рейс (на этот раз компьютерной) убедиться, что информация о вашем багаже внесена в систему.
Поездка оставила самые приятные впечатления. Того, за чем ехали - дайвинг, море, солнце, хорошая компания - мы получили вдоволь. Судан (по крайней мере, та его часть, что видели мы) оказался гостеприимной страной с доброжелательными жителями. И я теперь точно знаю, что если в аэропорту, в гостинице или на корабле вы улыбнетесь и скажете: "Кееф аль-халь" ("Как дела?"), то вам всегда с улыбкой ответят: "Таммам. Миа-миа" ("Отлично").