ym

"Дайвинг в Азовском море? Что может быть интересного в этой мути и мелкоте?" - скажете вы и будете неправы… Впрочем, давайте я напишу обо всем по порядку и подробнее.

Неизвестный Азов. Исследования продолжаются…

Года три назад на Азове была подводно-поисковая экспедиция, организованная Александром Ёлкиным и порталом www.wreck.ru. Я был в составе её участников и занимался тем, что я очень люблю - нырял и фотографировал как под водой, так и над водой. Та экспедиция прогремела по всем известным каналам СМИ - нам удалось обнаружить и идентифицировать три погибших судна времен Великой Отечественной войны, обследовать достаточно небольшой участок водной акватории, померзнуть (апрель-месяц), пообщаться с друзьями и все…

Прошло время. Воспоминания об этой экспедиции затмились более свежими и яркими впечатлениями и событиями. Но есть такая штука - интернет. Все мы являемся его активными пользователями и участниками той или иной социальной сети. И как бы я ни хотел не "сидеть" в Одноклассниках, большинство моих друзей присутствует в этой сети - пришлось и мне "региться" и периодически бывать на сайте.

Неизвестный Азов. Исследования продолжаются…

Примерно с полгода назад, а мои фото и события на сайте открыты для всех пользователей, пришло предложение о дружбе. В сети на фото - суровый мужик на борту судна пристально разглядывал моё левое ухо. Место дислокации - Кучугуры! Вообще, я неравнодушен к морю, и любое фото, затрагивающее морскую тематику, меня волнует, а здесь явно пахло морем.

Неизвестный Азов. Исследования продолжаются…

Познакомились, подружились. "Суровым мужиком" оказался Александр Лукьянов, в миру работающий на паромной переправе, большую часть своего времени проживший в Кучугурах, знающий хорошо историю этих мест и около семи лет ныряющий в Азовском море на задержке дыхания. Созвонившись с Сашей, я узнал много нового про Азов, в частности, о порядка десяти новых подводных объектах, как периода ВОВ, так и более раннего довоенного и, скажем так, досоветского периода, так или иначе потерпевших крушение на море.

Мы решили скооперироваться и устроить подводную мини-экспедицию. С меня - снаряжение, воздух, подводное и наземное фото. С Александра - лодка и местонахождение объектов. Дело осталось за малым - за погодой.

Неизвестный Азов. Исследования продолжаются…

Учебник PADI в одном из своих курсов делает особый акцент на погружениях в новых для дайвера местах - просит внимательно изучить водоем, подъезды к нему, погоду и специфику конкретного места. На Азовском море это особенно актуально. Нырять здесь можно только в штиль или при наличии слабого (до 2 метров в секунду) юго-западного ветра, проводить погружения лучше рано утром, не позднее 8 часов. Именно с утра можно поймать под водой видимость до 4-5 метров. Сложность Азовского моря - в непредсказуемости ветра и волнений в течение дня, и хотя максимальная глубина моря в центре едва достигает 18 метров, условия мореходства на нем сложные. Я сам лично помню по экспедиции, как тяжело и долго мы возвращались к берегу, отойдя от него всего лишь на 6 км, и как наша бедная "резинка" преодолевала высокие волны из-за внезапно испортившейся погоды. А два года назад, лютой зимой, море основательно замерзало, а с ним и люди, попавшие в ледовый плен.

Наконец-то, после десятидневного ожидания, 14 августа этого года нам повезло с погодой. Прыгнув в машину в два часа ночи дома, под Краснодаром, и проехав порядка 375 км, в 7 утра я стою на въезде в Кучугуры - небольшой курортный поселок, расположенный в стороне от основной трассы Темрюк-Порт-Кавказ.

Неизвестный Азов. Исследования продолжаются…

Вживую Александр оказался достаточно молодым коммуникабельным парнем. Особо не рассюсюкивая, мы погрузили лодку на его машину и, удаляясь по проселочной дороге вдоль берега от Кучугур к Крыму, стали искать приемлемую для машин точку спуска к морю.

Точку нашли достаточно быстро, Саша знаток этих мест. Быстро спустив лодочку (маломерка с 12-сильным движком), переоделись и вышли в море. Нахождение землечерпалки "Фрунзе" - объекта времен ВОВ - мы оба примерно знали, да и минут через 15 ходу объект сам заявил о себе огромным темным пятном в метре от поверхности воды. Для истории подошли к огромным шестерням и, заякорившись, забили точку на GPS.

Неизвестный Азов. Исследования продолжаются…

Я нырял ранее на этом объекте, но сейчас ощущения были совсем другие. В этот раз море стояло, и мне удалось не спеша и вдумчиво сделать около 12 четких подводных фото, внимательно рассмотреть механизмы, проплыть вдоль всех останков землечерпалки (в радиусе 60 метров) и даже обнаружить замытый в песок артефакт. Поразило обилие бычков. Эта совершенно непуганая и наглая рыба спокойно давала себя фотографировать, нехотя уплывала с пути моего следования и вообще своей стае-бандой считала себя хозяевами положения. Очень "культово" смотрятся огромные шестерни землечерпалки, точащая из песка огромная лапа одного из якорей, скелет верхней надстройки. Еще, по непроверенным данным, на ней стояло орудие (45-ка), из которого советским морякам удалось чудом сбить немецкий самолет-разведчик "рама", который до сих пор ищут поисковики.

Следующий объект - останки рыболовецкого сейнера, использованные в войну для высадки десанта - мы подробно осматривать не стали. Большей частью занесенные песком, сохранившиеся части деревянных шпангоутов и фрагмент судового двигателя ни у меня как у фотографа, ни у Саши, видевшего их ранее, эмоций никаких не вызвали. Для истории, отметили точку на навигаторе.

Неизвестный Азов. Исследования продолжаются…

А вот третий объект вызвал живой интерес! Во-первых, характер дна поменялся - песок стал чередоваться с огромными валунами, поросшими водорослями и мидиями. Во-вторых, останки судна досоветского периода представляли четко читаемый остов с сохранившейся лопастью винта и многочисленными обломками вокруг. Помимо этого, все дно вокруг рэка было усеяно актиниями. Они представляли собой очень красивую композицию - живое поле цветов, только под водой. Нами также были обнаружены четыре фрагмента смотровых окон машинного отделения. Ранее Саша нашел на этом объекте стеклянную чернильницу с замысловатой вязью, предположительно на болгарском языке.

Неизвестный Азов. Исследования продолжаются…

К сожалению, все хорошее когда-то заканчивается. Так, практически одновременно с воздухом в баллонах, закончилась и хорошая видимость под водой. Обратный ход по морю занял около часа. Вытащив лодку на берег и отмыв её и снаряжение от песка, мы вернулись на базу - к Сашиному подворью. Обменявшись впечатлениями и наскоро перекусив, я отправился домой - впереди меня ждали 370 км отнюдь не легкой дороги, а дома - семья и мама.

Выводы. Здесь постараюсь быть по-деловому четким. Я считаю, что подводные исследования в этом районе должны быть продолжены. По архивным данным, в районе от Темрюка до поселка Ильич в разное время потерпели крушение более сорока судов. И это только по архивным данным с советского периода! Примечательна история-легенда о потерянном в районе порта г.Темрюк советском транспорте, эвакуировавшем архив в годы войны. Ни судьба судна, ни содержание архива до сих пор не выяснены.

Попутной задачей также можно поставить изучение моря (Азов практически не исследован под водой!), фото и видеофиксацию флоры и фауны, найденных затонувших объектов, их GPS-позиционирование.

К сожалению все упирается в финансовую составляющую (аренда лодки, забивка баллонов, снаряжение и питание), а также в то, что экономически и практически выгодно проводить мини-экспедиции, а не ждать у моря погоды.

А в заключение, как всегда, скажу: по возможности, ныряйте много и с удовольствием!

Всегда ваш, с уважением,
Эрнст Антонов

Другие статьи рубрики: География дайвинга