Автор: Олег Гаврилин
Читайте также:
1. Корректная отгрузка с точки зрения физики нырка
2. Правильный грузовой пояс с точки зрения физики нырка
Как мы выяснили в предыдущей статье, для современного подводного охотника эластичный грузпояс с быстро расстегиваемой пряжкой является неотъемлемым атрибутом. Неотъемлемым, но не единственным.
Дело в том, что условия подводной охоты в различных водоемах могут различаться кардинальным образом и, следовательно, кардинальным образом должно различаться и снаряжение. Или, по крайней мере, некоторые его элементы.
Например, большинство российских подводных охотников большую часть времени вынуждены охотиться в пресноводных водоемах с весьма низкой температурой воды, а это подразумевает использование гидрокостюмов из весьма толстого неопрена – от 7 мм и выше. Что, в свою очередь, влечет необходимость навешивать на себя большое количество свинцовых грузов для компенсации излишней положительной плавучести.
Например, я с трудом представляю себе эластичный грузпояс, который сможет одновременно удерживать на себе 10-12 килограммов свинца и при этом оставаться эластичным, не затруднять нам дыхание и не сваливаться то к подмышкам, то к пяткам в зависимости от того, погружаемся мы или всплываем. Пояс либо будет слишком тугим (то есть фактически не эластичным), либо будет болтаться.
Для того чтобы решить эту проблему, компания Omersub выпускает под брендом Sporasub оригинальную грузовую систему, состоящую из непосредственно грузового пояса с металлической пряжкой марсельского типа и так называемого «брасового ремня». В этой системе грузпояс несет на себе свинцовые груза, а брасовый ремень, в свою очередь, удерживает грузпояс от сваливания вдоль тела охотника. Для этого ремень посредством металлического фиксатора крепится к грузовому поясу сзади в районе позвоночника, а затем проходит через пах и крепится спереди с помощью петли на язычок пряжки марсельского типа.
В результате брасовый ремень надежно фиксирует грузовой пояс от сваливания вниз (во время фазы погружения) и сводит на нет все возможные неприятные ощущения. Что касается безопасности этой системы, то все работает ровно так же, как и для обычного марсельского грузпояса. Достаточно дернуть рукой за свободный конец грузпояса, пряжка расстегнётся, передняя петля брасового ремня соскользнет с язычка, и вся система уйдет на дно, освободив охотника от лишнего груза и обеспечив ему необходимую положительную плавучесть и надлежащий уровень безопасности.
В любом европейском журнале, посвященном проблематике подводной охоты, данную статью на этой ноте можно было бы и закончить.
Но не в России. Ибо у нас люди зачастую ныряют не только в холодной, но и в очень холодной воде. И неглубокая, но, тем не менее, требующая совершения нырков охота – совсем не редкость. Во время такой охоты и при температуре воды +3…+7 градусов приходится использовать гидрокостюмы толщиной 8,5 – 9 мм, а с учетом того, что нырки совершаются на небольшую глубину (5-7 метров), мы вынуждены навешивать на себя по 13-16 килограмм.
Необходимость в течение нескольких часов таскать такой вес может причинить серьезные неприятности вашей пояснице. И это одна из причин, по которой было бы правильно как-то распределить груз по спине, а не собирать его весь на поясе.
Вторая причина заключается в том, что положительная плавучесть распределяется в теле охотника весьма неравномерно. Прежде всего, речь идет о том, что после осуществления полного вдоха ныряльщик получает порядка 5-6 килограмм положительной плавучести, сосредоточенной в районе груди. А это приводит к тому, что верхняя часть тела всегда стремится всплыть.
Во время охоты из засады-залежки, имеющая чрезмерную положительную плавучесть верхняя часть тела либо будет постоянно всплывать, демаскируя охотника, либо ему придется постоянно напрягать поясничные мышцы для того чтобы удержать тело в горизонтальном положении. А излишнее напряжение мышц однозначно приведет к сокращению времени нырка. Что, скорее всего, отрицательно скажется на результате охоты.
Обе эти проблемы решаются одним и тем же способом. Часть грузов снимается с грузового пояса и переносится в так называемый разгрузочный жилет. Таким образом, мы достигаем практически идеального баланса тела и снимаем значительную часть нагрузки с позвоночника.
В настоящее время под брендом OMER производится несколько видов разгрузочных жилетов. Это и легкая неопреновая «сбруя» с карманами для четырех специальных грузиков OMER весом по 0,5 кг, и более основательные, раскрашенные в знаменитый 3D камуфляж, жилеты, во внутренние грузовые карманы которых легко можно разместить до 6 грузов OMER.
В случае использования такого жилета мы можем добиться идеальной балансировки тела в воде и обеспечить корректную «отгрузку» вообще без использования ремня. Но в данном случае мы должны понимать, что экстренный сброс такого жилета сопряжен с определенными трудностями.
Поэтому все-таки лучше хотя бы часть грузов оставить на привычном нам эластичном поясе, который уж точно в случае необходимости может быть сброшен в течение одной секунды. Такая модульная грузовая система, состоящая из жилета и грузового пояса, обеспечивает самому взыскательному охотнику требуемый уровень комфорта и безопасности.
Использование термина «самый взыскательный» никоим образом не является преувеличением. Все мы видели, как самый известный охотник РФ, В.В.Путин во время своей охоты на щуку в Тувинских озерах использовал именно жилет-разгрузку OMER Camu3D.
Фото с сайта opensea.ru
Казалось бы, идеал достигнут. Но дизайнерам скучно сидеть на месте, и вот на рынке появляется, без ложной скромности, уникальная грузовая система, удачным образом сочетающая в себе функциональность и комфорт грузового жилета с безопасностью грузового пояса. Речь идет о выпускаемом под брендом Sporasub грузовом жилете нового поколения.
Этот жилет имеет восемь карманов, вместимостью по 600 г каждый. Он легко надевается поверх гидрокостюма и обеспечивает отличный баланс тела. Но в случае необходимости охотник может одним движением расстегнуть нагрудную пряжку, и все 4 закрепляющих жилет на теле охотника ремня моментально освободятся, а охотник, получивший несколько килограмм положительный плавучести, сможет сразу же безопасно подняться к поверхности не прилагая к этому никаких усилий.
Жилет поставляется в двух цветах (классический черный и камуфлированный). Можно сказать, что грузовой жилет Sporasub является вершиной эволюции современных грузовых систем.
На этом описание всех имеющихся на рынке грузовых систем со всеми их недостатками и преимуществами можно считать законченным.
И я надеюсь, что приведенные в этой серии статей факты и мой личный опыт помогут некоторым из вас, не тратя ни лишнего времени, ни лишних денег, подобрать себе именно такую грузовую систему, которая наиболее корректным образом будет соответствовать условиям вашего любимого водоема и присущему именно вам стилю и способу подводной охоты.