Правильный грузовой пояс с точки зрения физики нырка

17.07.19

Автор: Олег Гаврилин

В первой части этой статьи мы выяснили для чего нам нужны груза, и как корректно подбирать их количество.

Правильный грузовой пояс с точки зрения физики нырка

Теперь давайте поговорим о том, как и с помощью чего эти самые груза мы должны правильно размещать на себе во время подводной охоты.

Самым простым и самым распространенным способом закрепления грузов на теле охотника является грузовой пояс (в дальнейшем мы будем называть его грузпояс).

Среди scuba-дайверов наиболее распространены грузпояса, изготовленные из нейлоновой стропы. Основными характеристиками таких грузпоясов являются их крайняя дешевизна и долговечность.

Но подводные охотники ныряют и в других условиях, и совсем по-другому, нежели аквалангисты, и поэтому охотничьи грузпояса выглядят совсем по-другому. Основное отличие между дайвером и охотником заключается в том, что дайвер погружается в положении «ноги вниз – голова вверх» и в таком же положении и всплывает. А вот охотник во время нырка трижды меняет свое положение. Погружение – голова вниз, проныр вдоль дна – голова вперед, всплытие – голова вверх. То есть если у дайвера его грузпояс все время будет спокойно висеть на талии, то у охотника во время нырка грузпояс под действием силы тяжести будет стремиться смещаться вдоль тела ныряльщика сначала к подмышкам, потом к пояснице, а потом к ягодицам, а иногда и к пяткам…

Правильный грузовой пояс с точки зрения физики нырка

К тому же следует помнить, что охотничьи гидрокостюмы, как правило, изготовлены из намного более эластичного и мягкого неопрена, нежели чем дайверские. Соответственно, толщина гидрокостюма также будет уменьшаться с ростом глубины. И чем толще гидрокостюм, тем сильнее его сдавит водой. Следовательно, диаметр тела охотника уменьшится, и грузпояс начнет болтаться и скользить вдоль него еще сильнее. Норовя то ударить по подбородку, то упасть на пятки.

Чтобы избавиться от этого неприятного эффекта, охотники применяют грузовые пояса, изготовленные из различных эластичных полимеров или резины. Качественный охотничий эластичный грузпояс, затянутый вокруг бедер, будет всегда плотно сидеть на теле в независимости от того, какое положение вы занимаете в данный момент. И с ростом глубины, когда толщина вашего гидрокостюма уменьшается, эластичный пояс будет также уменьшать свой диаметр и продолжать надежно фиксировать груза на теле в том месте, где им и положено находиться.

Компания OMERSUB производит грузпояса под брендами OMER и Sporasub из особого полимера, состоящего из натуральной резины, и ряда специфических присадок, обеспечивающих поясам от OMER/Sporasub  долговечность и способность не терять эластичности даже при низких температурах. Грузовые пояса OMER/Sporasub имеют особое шершавое покрытие по всей своей поверхности, что сводит на нет как эффект вращения пояса вокруг талии охотника, так и эффект проскальзывания грузов по поясу. В ассортименте OMER/Sporasub имеются пояса с тремя типами пряжек: марсельские, US-типа и с французской или авиа-пряжкой. У каждого вида пряжек есть свои приверженцы и противники. Например, французская пряжка абсолютно надежна, но пояс с такой пряжкой сложно отрегулировать по размеру. Марсельский пояс регулируется по размеру буквально за одну секунду, но за счет отверстий под язычок пряжки в материале он имеет несколько меньший срок службы. Все вышеперечисленные пряжки могут быть изготовлены как из металла, так и из пластика. Здесь можно сказать, что металл – это, скорее, выбор пресноводных охотников, а пластиковые пряжки больше подходят морским охотникам. Металл, конечно, значительно крепче и долговечнее. Но пластик, во-первых, издает меньше звуков при соприкосновении с другим снаряжением или, например, камнями в подводной пещере, во-вторых, пластик не ржавеет в агрессивной морской воде, и, в-третьих, пластиковые пряжки не испускают бликов на солнце, что в условиях высокой прозрачности морской воды может демаскировать охотника.

Правильный грузовой пояс с точки зрения физики нырка

Самое важное, что все эти различные тиры пряжек отлично выполняют свою основную функцию. Они надежно застегиваются и вместе с тем моментально расстегиваются одним движением руки, что позволяет в течение одной секунды сбросить ремень в случае необходимости. Причем, именно в случае необходимости и ни в каком другом! И это очень важно. Только представьте себе, к каким последствиям может привести случайный сброс грузового пояса, допустим, в то время когда вы зашли глубоко в подводную пещеру в море или обследуете завал из коряг на большой реке! Уверяю, что лучше на себе это не испытывать.
 
Продолжение следует…