Дайвинг. Как упростить себе жизнь на сафари.

29.12.09

Наши эксперты подскажут вам, как существенно упростить себе жизнь и избежать возможных проблем, отправляясь на дайв-сафари.

Дайвинг. Как упростить себе жизнь на сафари.Мечта дайвера: встать с постели, быстренько позавтракать и выйти прямо на палубу, где вам предстоит еще один день неограниченных погружений в одном из самых привлекательных с точки зрения дайвинга регионов мира. Всем вашим желаниям стараются угодить. «Мы любим говорить, что мы за своих клиентов делаем все, только не дышим за них», - говорит Уэйн Хассон, президент компании «Aggressor Fleet» (крупнейшей в мире флотилии ботов для дайвинга). Но главное, что делает подобные путешествия столь популярными, - посещение удаленных уголков земного шара, переходы в открытом океане и пребывание главным образом в море, а не в сердце цивилизации. И все это означает, что вам нужно тщательно продумать свой план поездки. Ниже приведены 10 советов от наших экспертов, которые помогут вам сделать ваше следующее дайв-сафари лучшим – начиная от выбора судна и заканчивая упаковкой сумки для дайвинга.

1. Выберите бот

Различных видов дайв-сафари не меньше, чем судов на воде в оживленной гавани. От наблюдения за крупными морскими животными до уроков по местной морской биологии – выбор того, чем вы будете заниматься во время сафари, не менее важен, чем выбор региона. Хотите провести неделю, оттачивая свои навыки подводной фотосъемки? Тогда ищите сафари с профессиональными фотографами и семинарами по подводной фотосъемке. Хотите веселых погружений для всей семьи? Выбирайте семейное сафари со специальными программами для детей – такими, как, например, «охота на мусор» (игра, участники которой должны найти и собрать за ограниченное количество времени определённые предметы), – с подводными экскурсиями с целью определения рыб и семинарами, посвященными безопасности на воде. Также примите во внимание условия погружений в выбранном вами регионе, минимальный уровень сертификата дайвера, необходимый для таких погружений, и честно оцените свой собственный опыт в дайвинге, прежде чем бронировать места в этой поездке. Например, путешествие на острова Сокорро на борту «Solmar V» рассчитано на опытных дайверов, поскольку маршрут проходит в отдаленной местности, в условиях открытого океана, и в ходе погружений дайверы встречаются с крупными животными, а именно с акулами. «Мы предупреждаем клиентов, что этот маршрут рассчитан на опытных дайверов, - говорит Хосе Луис Санчес, владелец судна «Solmar V». - Но у нас нет никакой возможности заранее оценить уровень дайверов, поэтому они должны быть честны сами с собой, когда бронируют эту поездку».

2. Оговаривайте все заранее

Есть, спать и погружаться. Это ваш план действий на время дайв-сафари, и у вас, скорее всего, не вызовет затруднений составление его части, относящейся к дайвингу. Но не забывайте и об оставшихся двух пунктах плана. Разнообразие кают / спальных мест на сафарийных судах ограничено, а когда вы окажетесь в море, на борту не будет продуктового магазина. Так что, если вы хотите получить определенную каюту (к примеру, расположенную по центру из-за того, что вы чувствительны к морской болезни), или если у вас особые диетические потребности или предпочтения, потому что вы вегетарианец, не переносите лактозу или просто капризны в еде, оговаривайте подобные пожелания заблаговременно. «Гости на боте должны помнить о том, что это судно удовлетворяет потребности до 20 пассажиров одновременно, - говорит Ларри Спикер из компании «Peter Hughes Diving». - Мы сделаем все возможное, чтобы учесть все ваши требования – в разумных пределах – но не ждите, пока до отъезда останется от двух до четырех недель, чтобы объявить о своих пожеланиях».

3. Езжайте налегке

Пространство – первостепенный вопрос на судне, и все пассажиры должны поделить между собой имеющееся место. Ларри Спикер рекомендует использовать только мягкие, складные сумки, которые займут мало места после их распаковки. Также не стоит переживать насчет того, в чем вы будете одеты на борту судна. «Если вы в мокром, значит, пора пойти поесть, а если вы в сухом, то самое время нырнуть под воду, - говорит он. - Следование этому плану не требует частой смены гардероба». Не берите с собой много обуви, потому что большую часть времени на боте вы будете ходить босиком, а обувь занимает много места в багаже. Возьмите с собой только одну пару обуви, пригодную для прогулки по палубе. И, несмотря на тропический климат, ночи на море и каюты с кондиционером могут оказаться на удивление прохладными, так что флисовые брюки и кофта помогут вам оставаться в тепле.

4. Возьмите с собой дополнительные принадлежности

Скорее всего, у вас не будет возможности купить медикаменты, крем от загара и всякие запасные и дополнительные мелочи для вашего снаряжения, как только бот выйдет в море. Собирая свой багаж для дайв-сафари, уделите особое внимание этим необходимым мелочам:

Дополнительная защита от воздействия окружающей среды – когда вы совершаете по четыре или пять погружений в день, вы начинаете замерзать быстрее, чем обычно. Возьмите с собой более толстый гидрокостюм, чем вы использовали бы обычно в подобных условиях, а также прихватите короткий костюм-шорти или жилетку с капюшоном, чтобы одеть под гидрокостюм, и шлем или шапочку, которые пригодятся вам, если станет прохладно.

Ремонтный набор – позаботьтесь, чтобы в вашей сумке были запасные детали и расходные материалы ко всем элементам дайверского снаряжения. Компьютерные батарейки, загубники для регуляторов, ремешки для ласт, О-ринги. Если что-то может сломаться, то вполне вероятно, что оно сломается, поэтому держите наготове необходимые запчасти.

Аварийное сигнальное оборудование – свисток, пневматическое устройство для подачи звукового сигнала («крякалка»), сигнальное зеркало, сигнальный буй в виде сосиски, химические источники света (светящиеся палочки) и/или сигнальные лампы на батарейках.

Батарейки и зарядные устройства для всей электроники – камеры, компьютера для дайвинга, фонарей и прочего. И возьмите с собой походной удлинитель с тройником, так как количество розеток на борту может быть ограничено.

Туалетные принадлежности – шампунь, мыло, лекарства от морской болезни, головной боли, проблем с пищеварением, а также достаточный запас любых необходимых лично вам медикаментов. «Достаньте все из коробок и положите в сумку, в большой карман на молнии, чтобы сэкономить место», - советует Ларри Спикер.

5. Непредвиденные обстоятельства

В зависимости от пункта вашего назначения, а также от количества и типа перелетов, необходимых чтобы добраться туда, возможно вам придется запланировать прибытие к месту старта дайв-сафари за день до его начала или даже раньше. «Если у вас есть возможность выбрать прямой рейс, вы можете прибыть на место в тот день, когда отплывает бот, - говорит Санчес. – Но если вы летите с пересадкой, то мы рекомендуем вам прилететь примерно на день раньше». Но все зависит от конкретного бота и оператора, поэтому проконсультируйтесь со своим оператором относительно вашего случая. «Почти все наши суда имеют запасной план действий, на случай если ваш вылет отложат – мы все равно доставим вас на борт судна, - заверяет Энн Хессон, сотрудница «Aggressor Fleet». - Только один из наших ботов, которому до пункта назначения необходимо плыть 30 часов, не предлагает запасного плана».

6. Пройдите дополнительное обучение

Дайвинг – это ваше основное занятие во время сафари, но между погружениями вам понадобится еще что-то, чтобы скоротать время. Воспользуйтесь данной возможностью, чтобы улучшить свои навыки в дайвинге и пройти дополнительное обучение. «Зачастую «учебные» погружения в рамках таких курсов как Глубокие погружения, Погружения с судна, Погружения в условиях течения и других, уже входят в план дайв-сафари, так что вам всего лишь надо добавить теоретическую часть курса, которую вы легко сможете пройти по вечерам или во время поверхностных интервалов, - говорит Спикер. - Но если вы заинтересованы в обучении, вам следует предупредить об этом организаторов сафари заранее, еще в ходе планирования поездки. Инструктора всегда готовы вам помочь, но дайв-сафари не ваш местный магазин по продаже оборудования для дайвинга, где есть под рукой все учебные материалы на всех языках».

7. Используйте найтрокс

Чтобы получить максимум от напряженного расписания дайв-сафари или повысить уровень безопасности своих погружений, используйте найтрокс в ходе некоторых или во всех погружениях во время дайв-сафари. Нет сертификата, позволяющего использовать найтрокс? Пройдите соответствующий курс обучения на прямо борту (смотрите совет №6). «Сертификация по найтроксу вам очень пригодится, если вы совершаете 20 или более погружений в неделю, - предупреждает Ларри Спикер. - Это повышает вашу безопасность и снижает риск возникновения декомпрессионной болезни. Обычно дайв-сафари проходят довольно далеко от ближайшей барокамеры, и практика осторожного дайвинга приветствуется. Все, что дайверы могут предпринять, чтобы снизить риск возникновения декомпрессионной болезни – все имеет значение».

8. Не экономьте на чаевых

Команда, работающая на вашем дайв-сафари, часто выполняет двойные или даже тройные обязанности. Когда они не собирают и не разбирают ваше оборудование, не заполняют ваши баллоны и не работают гидами во время ваших погружений, они наводят чистоту на боте, готовят вам еду и следят за тем, чтобы все шло правильно и безопасно. Размер стандартных чаевых зависит от типа дайв-сафари и колеблется от 10 до 15 процентов от общей стоимости поездки. Не будьте скрягой. Заранее включите чаевые в ваши общие затраты на поездку. Хотя некоторые операторы позволяют вам включить чаевые в сумму, которую они снимут с вашей кредитной карты, имейте в виду, что прежде, чем эти деньги попадут к членам команды, оператору придется заплатить с них налоги, поэтому то, что вы платите по кредитной карте, не является суммой, которую получит команда. Команда всегда будет рада чаевым.

9. Застрахуйтесь

Пять погружений в день на протяжении недели приведут к тому, что уровень азота у вас в организме значительно повысится, а большинство дайв-сафари проходит вдали от цивилизации. Если у вас начнется ДКБ, вам, скорее всего, понадобится немедленная воздушная эвакуация в ближайшую рекомпрессионную камеру, а она может оказаться не так уж и близко. Даже если страхование погружений не обязательно, будет глупостью с вашей стороны не застраховаться. Стоимость эвакуации и рекомпрессии может легко достичь десятков тысяч долларов, а самая дорогая страховка службы DAN (diversalertnetwork.org) стоит всего лишь 70 долларов в год – но оно того стоит! «Наряду с дайверской страховкой, страхование на случай отмены и непредвиденного прекращения поездки защитит вас от финансовых потерь, если поездка будет отменена по оговоренным условиям (например, из-за погоды), а также может очень помочь, если в пути что-то пойдет не так (например, будет задержан рейс самолета или утерян ваш багаж)», - предупреждает Ларри Спикер.

10. Изучите пункт назначения

Заранее сделайте домашнюю работу – выясните, с какими дополнительными расходами вам, возможно, придется столкнуться в ходе путешествия. Надо ли вам будет оплатить расходы на топливо вашего судна? Есть ли на вашем маршруте портовые взносы или другие подобные налоги? Как насчет наземных мероприятий? Многие организаторы дайв-сафари предлагают наземные экскурсии по маршруту следования, так что планируйте их заблаговременно. И, конечно, обязательно изучите места предстоящих погружений. Разумеется, вы хотите получить максимум удовольствия от вашей поездки, так что подумайте, чем вы хотите заняться, и сообщите об этом организаторам заранее. Но, уведомив организаторов о своих пожеланиях, будьте готовы к возможным изменениям. «Экипаж судна сделает все возможное, чтобы это сафари стало для вас самым лучшим и запомнилось надолго. Они знают выбранный вами регион и местные условия лучше, чем кто-либо другой, - говорит Ларри Спикер. – Но вы должны помнить, что если вы всего лишь прочли в путеводителе о каком-то месте погружения, это еще не значит, что оно идеально подойдет для погружений именно в это время, в ходе именно этого сафари».


Статья с сайта журнала “Scuba Diving”, ноябрь 2008 года
Автор статьи: Тревис Маршал (Travis Marshall)
Фото: Стивен Фринк (Stephen Frink)