Вопросы проникновения

01.10.04

Погружаясь на рэк, надо ли проникать внутрь? Нет, если у вас нет специальной подготовки.

Захватывающие, но опасные, затонувшие корабли представляют угрозу даже для опытных дайверов.Историческое ли это судно, пропавшее во время войны или шторма, или обычное грузовое, затонувшее на радость дайверам, есть в погружениях на рэки что-то, что заставляет кровь дайверов кипеть - в хорошем смысле слова. Это один из самых опасных видов дайвинга, особенно для тех, кто проникает внутрь затонувшего объекта без специальной подготовки и оборудования.

Рэк-дайвинг на открытой воде

Первый шаг к безопасному погружению на рэки - сертификат начинающего рэк-дайвера. Этот курс предлагают в дайв-школах, он научит вас распознавать основные опасности, встречающихся снаружи рэка, и бороться с ними. Среди них можно выделить потерю ориентации, острые металлические края и риск запутаться в обрывках сетей и одиночных тросах.

В дополнение к тому, что он делает исследования внешней части рэка более безопасными, начальный курс рэк-дайвинга – это первый шаг к более продвинутому уровню. Тренировочные погружения ориентированы на осмотр объектов с целью обнаружения потенциальных опасностей и на изучение техник, помогающих сохранять постоянную уверенность в своем местонахождении на рэке относительно ходового конца. Металлические части корабля могут сделать ваш компас практически бесполезным, поэтому эта часть курса учит использовать естественные ориентиры.

Ограниченное проникновение (Limited penetration)

Следующий уровень тренировок учит навыкам ограниченного проникновения. Дайверы этого уровня (LPD) используют традиционное снаряжение для рекреационного дайвинга, но некоторые также берут с собой ходовые катушки для простейшей навигации. Поскольку этот курс предлагается и рекреационными, и техническими дайв-школами, определение ограниченного проникновения не очень ясное. Большинство технических школ включает в это понятие плавание в простых сквозных частях рэка, где риск оказаться в ловушке из-за перекрытого прохода минимален, и дайвер может оставаться внутри естественно освещенной зоны возле входа. LPD ни в коем случае не должны полагаться на свет проникающий сквозь иллюминаторы и другие непроходимые отверстия, но всегда должны держать место входа-выхода в поле зрения.

Самый опасный враг для LPD – это потеря видимости. Чистая вода внутри рэка на обратном пути почти всегда замутнена частицами ржавчины, илом и другими осадками. Плохой контроль плавучести, плохая техника гребков ластами и даже пузырьки выпускаемого воздуха могут стать причиной ухудшения видимости, подняв песок, ил и сбив осадок с ржавых стальных переборок над головой.

Из досадной неприятности облака ила и осадков могут превратиться в опасного дезориентирующего врага, который полностью лишит вас возможности видеть. Чтобы облегчить такого рода трудности, LPD учатся проникать только в открытые проходы, с широкими входами и, по возможности, больше, чем с 1 выходом.

Полное проникновение (Full penetration)

Наиболее продвинутая форма рэк-дайвинга - это полное проникновение или технический рэк-дайвинг. На этом уровне дайверы учатся проникать в любые части корабля при условии, что структура рэка прочная, а также при условии, что дайвер достаточно опытен для такого погружения.

Технический рэк-дайвер должен владеть теми же навыками, что и кейв-дайвер, и понимать, что любое погружение на рэк – это погружение с декомпрессией. Поэтому большинство тренировочных программ кроме навыков проникновения включает также технику расчета и подбора газовых смесей, чтобы обеспечить этапные декомпрессионные остановки во время всплытия. Тренировки часто включают использование подъемного парашюта или поверхностного буя, чтобы дайв-бот мог определить местонахождение дайвера, сместившегося по течению во время прохождения декомпрессии.

В дополнение к этапному баллону и поверхностному бую, технический рэк-дайвер должен использовать вместо обычного баллона баллон большой емкости (15-18 л), имеющий вентиль с двумя выходами или спарку с манифолдом с запорным (изолирующим) вентилем и двумя портами для присоединения регуляторов. Оба варианта позволяют дайверу взять больший запас газа и два независимых комплекта регуляторов, каждый из которых состоит из первой и второй ступеней, соединенных 1.5-2-метровым шлангом.

Если во время исследования рэка, неожиданно случится катастрофическая сбой в одной из систем вентиль-регулятор (например, неконтролируемая утечка воздуха на 2-ой ступени), то дайвер сможет перекрыть неработающий регулятор и переключиться на другой. Это позволит сохранить источник газа и спокойно покинуть рэк, не дыша из одного легочника с партнером. Если ситуация ухудшится, и один из дайверов обнаружит, что основной запас воздуха израсходован, длинный шланг позволит партнерам пользоваться общим источником газа, даже если им придется проходить узкие проходы друг за другом.

Технические рэк-дайверы также используют консервативную технику, называемую правилом третей. Простыми словами, дайвер использует одну треть газа во время того, как плывет от отправной точки; одну треть, чтобы вернуться к отправной точке, а еще одну треть сохраняет в качестве резерва на всякий случай.

Технические рэк-дайверы используют ходовые катушки и маркеры направления (пещерные стрелки), чтобы ориентироваться внутри корабля. Во время курса проникновения дайверы осматривают структуру рэка с целью обнаружить шаткие и непрочные конструкции и альтернативные выходы на открытую воду, на случай, если место входа станет непроходимым.

Техническое погружение может быть произведено на любой рэк с прочной структурой. Обычно дайверы, страдающие этой страстью, приходят к мысли, что более глубокие рэки предлагают больше интересного. Поэтому большинство технических рэк-дайверов также проходит курс погружений на тримиксе, чтобы погружаться на глубоководные рэки - от 45 до 100 метров.