ym

Продолжение статьи Эрнста Антонова. Читайте первую и вторую части на нашем портале.

Итак, продолжаю свое повествование. С тяжелым сердцем уходя от Змеиного, мы рассчитывали, что хорошая погода продержится дольше одних суток. К сожалению, на море все быстро меняется - и погода, и ветер. Следующей нашей точкой был транспорт "Теодорих". На море уже достаточно сильно болтало, поэтому из всех дайверов, бывших на судне, на "Теодорих" нырнула половина. Остальные в воду не полезли, не видя смысла нырять при плохой видимости и сильной болтанке. Я решил оставить силы для следующего рэка - "Карло Альберто Раккия".

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

"Карло Альберто Раккия" - один из самых больших лидеров эсминцев итальянского флота времен Первой Мировой войны. Его водоизмещение составляло 1972 тонны, а длина корпуса - 103 метра. Эсминец был построен в 1914-1916 гг., а в 1920 г. подорвался на мине в районе Одессы. Экипаж спасен советскими кораблями. Впоследствии было предпринято несколько попыток поднять затонувший корабль, но все они окончились неудачей

.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Мы все понимаем, что со времен гибели эсминца прошло более 90 лет, но, тем не менее, рэк по-прежнему интересен. В первую очередь своими колоссальными размерами, фрагментами корпуса и механизмов на дне, подводными обитателями, заселившими его останки, а также тайной и историей, ведь каждому из нас хочется немножко прикоснуться к истории.

Море на момент погружения немного утихло, видимость немного улучшилась, и, надев снаряжение, мы быстро ушли на дно. Темно-зеленая вода, окружившая нас, потихоньку отступала, уступая место громадной черной тени, похожей из-за обрушившихся бортов на громадного кита, обросшего мидиями. Судно впечатляло - практически невозможно его осмотреть за одно погружение, разве поверхностно. Тем, кто мало сталкивался с рэками под водой, тяжело отличить нос от кормы, разглядеть (по силуэтам!) якорные клюзы, или увидеть часть оставшейся мачты или кнехты. Все 50 минут я радовался жизни и ни о чем плохом не думал - море еще и лечит.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Поднявшись на судно, мы еще успели до заката солнца полюбоваться Одессой с моря, а также по многочисленным судам разного тоннажа и типа убедиться, что судоходство в этом районе довольно оживленное. По этой причине обратно в порт Очаков мы прибыли в третьем часу ночи. После недолгих сборов снаряжения, теплого прощания с кэпом и командой, уже напряженного (разговор длился около 2-х часов) обсуждения "животрепещущего" вопроса по экспедиционным сборам, было решено продолжить экспедицию и погружения (составом из трех человек) теперь уже на крайне восточной точке Крыма - мысе Тарханкут, Мекке украинского дайвинга. Стартовали немедля, впереди был неблизкий путь и новые погружения.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Рассвет потихоньку отступал, за рулем накатывала усталость. Перед небольшой пробкой на въезде в Крым в лобовое стекло с пассажирской стороны с четким стуком попал камень от следующих друг за другом пяти фур, которых километров 30 не было никакой возможности обогнать. Ну не камикадзе я! Перспектива замены лобового стекла хорошего настроения не добавила.

Выручили как всегда "гопстопники" - белорусы. По двое, трое, пятеро, с огромными рюкзаками, они заполонили весь Крым. Остановившись и выяснив, что попавшиеся мне путешественники тоже направляются в сторону Черноморского, я решил их подвезти. С попутчиками веселее, да и заснуть они не дадут. Пока мои приятели, знакомые с местными дорогами, вырвались вперед, я с удовольствием слушал белорусские песни и узнавал, как все-таки правильно готовятся "драники". Высадив товарищей по СНГ в Черноморском, позвонил коллегам-дайверам. Мы встретились возле магазина, закупили продуктов на два дня и поехали в Оленевку

.

В это время года в Крыму пик сезона - очень много людей с семьями, много детей, открыто много кафешек, магазинов. В общем, Черноморское "бурлило" и, главным образом, вдоль трассы. Ехать пришлось очень осторожно, тем паче, что "пешеходник" на Украине - святое дело.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Небольшое отступление о еде. Вы не поверите, но я полюбил сало! Предыстория такова: на Украину езжу нырять в течение пяти лет, каждую экспедицию брал с собой в принципе недешевую "долгоиграющую" колбасу, такую же покупал на Украине, но всякий раз мой керченский друг Максим, по происхождению русский, упорно отказывался есть любые мясные продукты, купленные мной в магазине или привезенные с собой из России. В этой экспедиции я решил "поставить точку". Максом был проведен убедительный эксперимент с тремя видами мясопродуктов, после чего было веско сказано: "Сало невозможно подделать".

Вы, пожалуйста, не думайте, читатели, особенно те, кто служил в СССР, что это то же сало, которое было в наше время в армии. Нет, это нежный бело-розовый брусочек, употребляемый с цибулей и черным хлебом под.… В общем, вы догадались. Я не стал фанатом этого продукта, но научился его есть. До сих пор ходит байка, что для "продвинутых новых русских" специально делают где-то в Одессе "сало в шоколаде" и стоит оно немеряно. Есть спрос, есть предложение…. Но это только для "новых" товарищей.

В Оленевке меня поразило обилие рекламы. Через дом, через каждые 100 метров - "обучение дайвингу", "дайвинг" и куча домашних заправочных станций, готовивших "на вкусном степном воздухе" любые смеси! Два баллона, по 160 рублей за баллон с воздухом, Олегу с Максом забили минут за пятнадцать. Конкуренция. Сервис скоростной, однако.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Мыс Тарханкут - это самая западная часть Крымского полуострова. Здесь почти отсутствует нормальный почвенный покров. Известняковые глыбы и плиты выходят непосредственно на поверхность, а рек вблизи нет, поэтому вода - удивительно прозрачная. Загадочная красота мыса возникает из необычайного сочетания белых отвесных скал с лазурными оттенками моря.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Высота скал местами достигает нескольких десятков метров. За сотни и тысячи лет морская стихия выдолбила в них многочисленные пещеры, гроты и тоннели, придав побережью живописный вид. Не случайно именно эти места выбрали для съемок фильма "Человек-амфибия".

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Подобных ландшафтов с причудливыми очертаниями скал, со сквозными гротами и пещерами, уходящими вглубь скал, с изящными бухточками, не встретишь больше нигде в Крыму. Подходишь к самому краю обрыва, смотришь на море, и забываешь обо всех бытовых проблемах и неприятностей. Такой видимости я не встречал нигде на Черном море. На самом деле туда надо хоть раз съездить, оно того стоит.

При въезде со стороны маяка вначале пугает пыль - возникающая из-за отсутствия нормальной почвы, она за считанные минуты покрывает всю машину. Впрочем, об этом быстро забываешь, глазея по сторонам. Поражает обилие дайв-центров и клубов, некоторые из которых обнесены забором, а некоторые - колючей проволокой. На весь район маяка - всего лишь одно кафе, да и то с завышенным "прайсом". Первое, что бросается в глаза, это свежий рэк "Исмаил-Керим". Ему от силы года два, и часть корабля еще торчит из воды напротив маяка, метрах в 300 от скалистого берега.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Первым делом мы съездили в лагерь подводников "Амфора" и договорились с легендарным Йогой, если погода позволит, совершить погружение на "Цесаревич Алексей". Йога, получивший свое прозвище за внешний вид и привычку рассуждать обо всем пространно и витиевато, встретил нас более-менее приветливо, прочитав получасовую лекцию о корабле и правилах погружения на него. Вообще человек он колоритный и своеобразный. Ведь, по рассказам многих, именно он и нашел "Цесаревича" и до сих пор ныряет на него довольно часто. Интересный человек.

На обратном пути мы сделали пару остановок, чтобы полюбоваться на скалу Черепаху и посмотреть на совсем уж экстремального подвоха, взбирающегося в костюме, с рюкзаком, ружьем и добычей по вертикальному тросу от уровня моря примерно на высоту шестиэтажного дома. К сожалению, мой Canon закапризничал, иначе бы фото отменное получилось.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Несмотря на усталость с дороги, я решил понырять и попросил своих камрадов помочь мне спустить снарягу к берегу. Одевшись на скалистом выступе, я шагнул широким шагом с высоты 2-х метров в море и сомлел от счастья. При температуре 37 с плюсом и постоянной пыли на мысу, нырять было просто райским наслаждением. Нырял около часа, ниже 13 метров не опускался, осмотрел остатки "Ливадии", фотографировал и изучал местную подводную флору и фауну.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Видимость до 15 метров. Много крабов, рыб-собачек, медуз. Интересный рельеф. В отличие от российского побережья, флора более развита и представлена более разнообразными видами. Немного огорчали проносящиеся над головой катера, а так соло-нырялка для релакса удалась. Подплыв к скале и отдав снарягу товарищам, получил задание забрать с 6 метров арбуз, который там охлаждался. Занырнуть без скубы оказалось не менее интересным, чем с ней.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Но все это меркло в ожидании погружения на "Цесаревича". Шел у нас вечер 12 августа. Приготовили с ребятами нехитрый ужин, поели, побродили с фотиками по берегу. Вокруг гомон, отдыхающие - мы насчитали около 100 палаток в окрестности. Проверив снаряжение, ребята - в палатку, я - в машину, и спать. Завтра на глубокое…

Завтра началось в час ночи (как же, тринадцатое число) с жуткого ураганного ветра, молний и потока воды, бьющего в узкую щель приоткрытого бокового окна. Я не преувеличиваю! Машина, стоящая на скорости и ручнике, скрипела и кряхтела. С ужасом посмотрев на "Калину" Макса, я увидел, как корпус машины двигается, а стояла она в 6 метрах от обрыва. Моя - метров на пять дальше. У ребят сорвало часть крепления палатки, внутрь стала затекать вода. В общем, уснуть уже не удалось. На утро после урагана на мысу осталось стоять всего три палатки, включая нашу - самые стойкие. Разумеется, ни о каком глубоком погружении речи и быть не могло. Кстати, украинские дайв-клубы в этом случае достаточно консервативны (что очень правильно!) и в случае неблагоприятного прогноза или проверенных народных примет все плавсредства и ценные вещи с помощью крана поднимаются на высокий берег и жестко там закрепляются.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

К сожалению, мое время поджимало и, с грустью расставшись с друзьями, я отправился в обратный путь, на Родину, в Россию. Опуская подробности обратного пути, скажу, что все в целом закончилось благополучно, и через двое суток я окунулся в обычные рабочие будни.

Подводя итоги этой необычной дайв-транзит-экспедиции, хотел бы еще раз выразить свою искреннюю благодарность компании "Aqua Lung" и подводному интернет-порталу "Тетис" за ту поддержку, которую они мне душевно оказали.

Опа… Чуть не забыл! А выводы?
Выводы таковы: во-первых, "не все коту масленица" - это по поводу Змеиного и второго дня на Тарханкуте. Во-вторых, дайвинг на Украине все-таки очень интересен, разнообразен и относительно недорог. В-третьих, надо помогать ученым и археологам, ведь вы прекрасно понимаете, что подводная археология, несмотря на все свои сложности, увлекательное и необычное занятие. Ну и самое главное, не надо зацикливаться на телевизоре, сидеть сиднем дома и писать много умных слов на форумах, ничего кроме этого не делая. Ныряйте много и с удовольствием!!!

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть третья.

Искренне ваш,
Эрнст Антонов

Другие статьи рубрики: Репортажи и интервью