Дайвинг. Ольга Каменская о том, как создавался фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда».

01.06.11

Дайвинг. Ольга Каменская о том, как создавался фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда».Москвичка Ольга Каменская – известный подводный фотограф. Учитель химии по образованию, она увлеклась дайвингом и стала инструктором CMAS (Всемирная конфедерация подводной деятельности). И хотя в профессию это увлечение не переросло, оно по-прежнему остается важной частью жизни Ольги.

Первую подводную камеру она взяла в руки в 2003 году, в Австралии, с тех пор подводная фотография стала жизненной необходимостью и стимулом для путешествий. За последние восемь лет Ольга со своим фотоаппаратом погружалась в разных странах Америки, Европы, Азии, Океании и, конечно, в России. Ольга – инструктор по подводной фотографии, лауреат и призёр многих российских и международных конкурсов и фестивалей.

В прошлом, 2010 году Ольга Каменская издала альбом авторских фотографий «Байкал. Царство воды и льда», который осенью был презентован в Марселе во время Всемирного фестиваля подводных изображений. Затем выставки фотографий, вошедших в альбом, прошли в Москве и в Иркутске. Скоро должна состояться выставка в Харькове.

Мы попросили Ольгу Каменскую рассказать о себе, о Байкале и об истории создания этого удивительного альбома.
 

За годы, прошедшие с момента первого погружения, мне удалось побывать на Черном, Средиземном, Белом морях, понырять в акваториях Камчатки и Антарктиды. И в какой-то момент у меня появилось огромное желание поделиться накопленными за десять лет путешествий впечатлениями с другими людьми, как-то выразить свои чувства и ощущения. Со временем все это переросло в новое хобби: подводную фотографию. Ради этого я даже окончила специальные курсы.

И когда со временем у меня появились фотоработы, которые с точки зрения друзей и близких заслуживали большего внимания, нежели просто место в семейном альбоме, я попробовала опубликовать их в популярных журналах, и мне это удалось. Потом я стала участвовать во всевозможных фотоконкурсах, и эти попытки тоже увенчались успехом и почетными наградами.

Теперь, если я еду в поездку, я обязательно беру фотоаппарат. А когда мои работы становятся востребованными, то это вдвойне приятно. Мне кажется, чем больше людей будет видеть различные грани природы – подводные миры, лес, лягушек в ближайшем пруду – тем больше они станут обращать на нее внимания, и менее прагматично к ней относиться. Мне хочется, чтобы подобные фотовыставки и материалы в прессе делали человека чуточку добрей и внимательней к хрупкому удивительному миру окружающей природы.

На Байкале я впервые оказалась в марте 2007-го года с клубом «БайкалТек». С тех пор бываю там регулярно, не менее трех раз в год. Это озеро вызывает у меня особые чувства. Многоликий, неповторимый, мистический и чарующий Байкал…. Я влюбилась в него с первого взгляда, с первого вдоха, сделанного на его берегу, с первого погружения в его ледяные воды. Наше знакомство с ним – это как открытие новой планеты, галактики, вселенной. Меня тянет к нему снова и снова, я не нахожу себе места, если не назначена дата следующей поездки и дома не лежат заветные билеты до Иркутска.

Дайвинг. Ольга Каменская о том, как создавался фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда».

Я приезжала туда летом, чтобы пройти на корабле вдоль восточного и западного берегов от самой южной точки до глубокого севера и посмотреть с воды, как по мере движения меняются ландшафт, растительность, климат, как постепенно исчезают признаки цивилизации и остается лишь первозданная, не тронутая человеческим присутствием природа. Неоднократно возвращаясь в царство льда в марте, я не переставала удивляться, как неповторимы и могучи нагромождения торосов, насколько разительно отличается лед от того, что я видела в предыдущие годы, как прорезают Байкал становые трещины, как дышит, грохочет и движется ледовый панцирь под лучами весеннего солнца. Невзирая на тридцатиградусные морозы, при которых волны замерзают на лету, перелетая через борт корабля, несколько раз путешествовала по Байкалу в декабре, чтобы, прежде чем огромное озеро будет сковано льдом, нырнуть в кристально чистую и прозрачную воду, которая бывает только в это время года.

Такого прозрачного льда, как на Байкале больше в мире нет нигде. Находясь подо льдом, можно делать сквозь метровую толщу прекрасные фотографии всего, что находится над ним. И если с виду кажется, что озеро сковано монолитным панцирем, то в реальности оно продолжает жить и дышать. За счет морозного сжатия в нем происходят постоянные подвижки, особенно в марте, и когда этот метровый лед начинает наползать друг на друга, образуя причудливые фантастические стеклянные скульптуры, как на поверхности, так и под водой – это поистине уникальное явление.

Конечно, зимой и ранней весной вода в Байкале ледяная и больше часа в такой воде даже в сухом гидрокостюме находиться не желательно, да и, собственно, мало кто больше выдерживает. Под лед вообще нет смысла нырять глубоко, так как вся прелесть в том, чтобы созерцать прозрачные подводные ледяные торосы и лабиринты изнутри.

На самом деле подводный ландшафт Байкала достаточно однотипный, там нет тропических красок, кораллов, разнообразия рыб. Как правило, это суровые гранитные скалы, каньоны или вертикальные стены, поросшие зеленой губкой и отвесно уходящие на глубины до ста метров, что отлично просматривается при характерной для Байкала великолепной видимости. Именно холодная вода обеспечивает абсолютную видимость. Поэтому, когда ты паришь на глубине, возникает мистическое ощущение, что воды вокруг просто нет, а ты летишь в воздухе над горами или паришь в космосе в звенящей тишине. Рыбы на Байкале много, но она уходит очень глубоко, и это тоже заставляет думать, что находишься не в воде.

Чем ближе к северу, тем богаче наземная флора и фауна окрестностей и беднее подводная. В тайге на берегах северной части озера, среди сосен, кедров и лиственниц живут бурые медведи, изюбры и соболя. Если повезет, с корабля можно увидеть, как к воде спускается мишка. А в самом озере живет уникальное животное – байкальская нерпа. Этот пресноводный тюлень относится к одному из трёх пресноводных видов тюленя в мире и является эндемиком Байкала, то есть встречается только там и больше нигде.

Стремление познакомиться с этим удивительным зверем привело нашу экспедицию в Бурятию в апреле, когда перемещение на машинах по льду уже было небезопасно, но желание было столь велико, что мы все-таки решили рискнуть.

Надо сказать, что это очень осторожные животные и людей они близко к себе не подпускают. Летом излюбленным местом их обитания являются Ушканьи острова. Это заповедное место, свободного доступа туристам туда нет, а понаблюдать за тюленями можно с корабля, путешествуя на нем по озеру. Зимой нерпы расселяются по всему льду. Но фотографировать их очень сложно, нужно двигаться как можно тише и незаметнее и снимать из засады объективом, рассчитанным на большие расстояния.

Встретить нерпу под водой – редкая удача. Лишь в исключительных случаях, любопытная нерпа приплывает к дайверам, поинтересоваться, кто же гостит в ее акватории. Мне удалось сфотографировать в воде детеныша нерпы только после многочасового предварительного знакомства с ним на поверхности в компании местного егеря. Когда нам удалось подружиться с бельком, он, к моему удивлению и большой радости, при совместном купании не скрылся, а наоборот, настолько ко мне привык, что только играл, тыкался в камеру и совсем не хотел расставаться. Глядя на получившиеся в результате портреты белька, я до сих пор непроизвольно улыбаюсь, вспоминая ту радость, которую принесло нам знакомство с ним.

Дайвинг. Ольга Каменская о том, как создавался фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда».

Идея о хорошем фотоальбоме, посвященном Байкалу, меня преследовала с самой первой поездки, когда, возвращаясь домой после удивительного знакомства с Байкалом и моих первых подледных погружений там, я не смогла купить красивый фотоальбом на память. Все, что было в продаже в Иркутске, больше было похоже на путеводители или очень общие видовые альбомы, где в одну книгу пытаются впихнуть весь многогранный и
многоликий Байкал. Ну а главное, ни одна книжка не вызывала у меня тех чувств, которые нахлынули во время первой поездки.

Последующие семь поездок я также продолжала искать красивые альбомы о Байкале, покупала разные, но... все равно было что-то не то. Может, не там искала. Все это время я и не думала, что сделаю альбом сама. Просто снимала то, что мне нравилось, без всякой цели. А вот когда в апреле 2009-го нашей экспедиции удалось отснять белька нерпы под водой, все в один голос сказали, что пора делать свой альбом. Тем более что подводных снимков в предыдущих изданиях о Байкале совсем не было.

Вообще я легко увлекающийся и увлекаемый человек, и мне нравится находиться среди таких же увлеченных людей. Как правило, в подобной компании, рождается множество интересных замыслов, которые сначала звучат абсурдно, но потом из них получаются довольно любопытные проекты.

От вслух произнесенной идеи до выхода альбома прошло полтора года кропотливой работы. Чтобы отобрать материал, надо было просмотреть все фотографии, которых за почти 4 года накопилось в недрах компьютера огромное количество. К тому же, этот запас постоянно пополнялся в ходе новых поездок.

Передо мной стояла непростая задача: отобрать наиболее интересные кадры, постаравшись уложить их все в определенную тему, потому что вместить весь Байкал целиком в одну книгу просто невозможно. Нужно было выбрать какую-то одну небольшую грань и попытаться раскрыть ее. Насколько мне это удалось – не знаю.

Никогда ни один из кадров, помещенных в этой книге, не снимался с прицелом на будущую публикацию, специально для альбома. Раз за разом, из года в год я возвращалась на Байкал и снимала одно и то же – воду и лед – в надежде, что когда-нибудь сделаю тот самый снимок, и волнение неудовлетворенности оставит меня.

Съемку на Байкале всегда проводить сложно, особенно, если это не лето. Сильнейшие ветра, морозы, ледяная вода, температура которой на глубине составляет всего +3..+5 градусов, а под поверхностью льда в марте может быть и 0, качающийся на волнах корабль, замерзающая аппаратура – в общем, не лучшие условия для творчества. Но поскольку я никогда не думала о создании альбома, то особо и не строила технически сложных кадров. Иногда вообще все делалось на лету: увидела – понравилось – щелкнула – потом разберусь зачем....

Дайвинг. Ольга Каменская о том, как создавался фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда».

Самый яркий момент, пожалуй, был в первую поездку, когда, отлично отныряв на самой северной точке Ольхона, мысе Хобой, и пообедав на льду, мы наслаждались прекрасной погодой, уже весенним солнцем, легкой музыкой из машины, фотографировали и радовались жизни. И вдруг раздался страшный грохот, сила которого стремительно нарастала, и понять, с какой стороны исходит звук, было невозможно. Лед под ногами начал раскачиваться вместе с машинами, а вода выплескиваться из майны, в которую мы погружались.... Страшно. Когда все стихло, и стресс прошел, мы увидели в 10 метрах от наших машин трещину шириной 1,5-2метра. А вечером, просматривая съемку, я увидела кадр, сделанный за 5 мин до этого с той точки, где и разошелся лед за счет морозного сжатия (снимала я как раз солнце, уходящее за гору – оно село, и вокруг сразу резко похолодало...). Эта фотография есть в альбоме.

В итоге на страницы издания легли более двухсот работ, но гораздо больше осталось за рамками альбома. Альбом родился в результате 4- летних съемок под водой и на поверхности, в ходе многократных поездок по берегам, воде и льду Байкала, во время уникальных полярных и летних сафари, подледных погружений, экспедиции по наблюдению за бельками, полете на вертолете. Все это дало мне возможность увидеть Байкал с разных сторон, заглянуть в его загадочные глубины.

Подводными моделями на фото в альбоме стали Геннадий Мисан, Татьяна Опарина и мой муж. Гена и Таня стали инициаторами и организаторами всех наших проектов – с первой моей поездки на Байкал и по сей день мы ныряем только с ними. А теперь они еще и очень близкие наши друзья. Без их участия не было бы ни книги, ни выставок.

Сразу хочу сказать, что у этой книги не будет читателей, там очень мало текста. А зрителя может привлечь и уже привлек нестандартный взгляд на Байкал, необычные подводные снимки, общее настроение, которое создает книга. Я бы очень хотела, чтобы она попала к тем людям, которые так же, как и я безумно влюблены в Байкал.

Дайвинг. Ольга Каменская о том, как создавался фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда».

В далеком от Байкала итальянском городке Пьяццола-суль-Брента, недалеко от Венеции, в небольшой, но очень известной в Европе семейной типографии «Papergraf», печатающей книги и различную продукцию по заказам Ватикана и сотрудничающей с такими известными российскими издательствами, как «Слово» и «Терра», фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда» стал реальностью, обрел «плоть и кровь».

И вот теперь, когда внезапная идея воплотилась в жизнь, я еще яснее поняла, что Байкал я еще и не начинала снимать. Байкал вообще нельзя снять до конца, и чувство удовлетворения никогда не наступит, ведь мы, несмотря на сотни километров, пройденных по озеру, и не одну тысячу отснятых кадров, пока лишь почувствовали тайну Байкала и все так же бесконечно далеки от ее познания, и впереди меня ждут новые встречи, открытия и откровения. Наш сокровенный диалог с этим удивительным озером не закончится никогда, пока есть силы и в тумбочке лежат заветные билеты.

Ольга Каменская

Дайвинг. Ольга Каменская о том, как создавался фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда».

Фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда», автор Ольга Каменская

Альбом ориентирован на широкую аудиторию, так как включает в себя не только образы уникального и малоизученного подводного мира, но и отражает суровую величественную красоту священного озера-моря.

Оформление и стиль позволяют использовать издание как прекрасный подарок тем, кто не равнодушен к нетронутой первозданной природе.

Формат альбома 28х28 см, 212 страниц + 2 вкладки-разворота по 12 полос. Полноцветная печать на мелованной шелковистой бумаге с покрытием полу-глянцевым ВД лаком, 6 полос с трафоретным глянцевым УФ лаком под калькой с печатью. Твердый переплет с печатью и матовой текстурной ламинацией. Часть тиража, рекомендуемая для подарков, выпущена в стильной экологической коробке, оформленной при помощи шелкографии.

Альбом можно приобрести:

okamenskaya@rambler.ru
www.kamenskaya-gallery.ru

Интернет-магазины:
«Тетис»
«Нептун»
«ГеоФото»
«naturephotographer»

Магазины:
«Лохматый кашалот», г. Москва
«Продалит», Иркутск
«Книгомир», Иркутск