Загадочный ладожский рэк (часть 3)

27.09.17

Детективная история в четырех частях. Владимир Шевцов из орловского клуба «Диво» взялся разгадать загадку «Севастополя» – таинственного судна, неизвестно откуда взявшегося на дне Ладожского озера. Расследование приближается к кульминации и развязке. Читайте на Подводном портале Тетис часть первую и вторую.

Загадочный ладожский рэк (часть 3)

Траля интернет, я наткнулся на сайт warspot.ru. Читая статьи про «красные крейсера», обратил внимание на такой факт: оказывается, в буквенном обозначении корабля присутствует указание на его назначение. Привожу цитаты.

«В 1949 году «Красный Крым» был переведён в состав отряда учебных кораблей ЧФ, в 1953 году – переквалифицирован в учебный крейсер, в 1957 году – разоружён и переквалифицирован в опытовое судно ОС-20, а в 1958 году стал плавказармой ПКЗ-144. 7 июля 1959 года бывший «Красный Крым» был исключён из списков флота и передан на разделку».
Источник: warspot.ru 

«3 ноября 1947 года крейсер подняли со дна, а 8 февраля 1948 года ввели в док для заделки пробоин. Считая бесперспективным восстановление «Червоной Украины» в качестве боевой единицы, её передали учебному отряду ЧФ для использования в качестве учебно-тренировочной станции по борьбе за живучесть, переименовав в СТЖ-4. 30 октября 1950 года бывший крейсер переформировали в корабль-цель ЦЛ-53, а 10 мая 1952 года посадили на грунт в районе косы Бакая в Каркинитском заливе для использования в качестве мишени для авиации (вероятно, тогда же ЦЛ-53 исключили из списков ВМФ)».
Источник: warspot.ru 

Итак. Опытовое судно – ОС. Плавучая казарма – ПКЗ. Тренировочная станция по борьбе за живучесть – СТЖ. Ну и корабль-цель – ЦЛ.

На корме «Севастополя» надписи такие: сначала большими буквами написано ПС-1, ниже – Севастополь, ниже – просто цифры 163.

Загадочный ладожский рэк (часть 3)

И тут мне в голову пришла крамольная мысль. А что если слово «Севастополь» – это вовсе не название судна, а порт приписки?! Вспомним, даже на спасательных кругах есть такие надписи. Имя судна и порт приписки. А у тех судов, которые имени собственного не имели, как раз и было написано, например, «СРТ-19 Калининград» Т.е. средний рыболовный траулер №19. Порт приписки Калининград. Я видел такие надписи на фото, подаренных мне моим дядей, который как раз и ходил на таком СРТ.

Так что, думаю, нужно покопаться и этом направлении.
Покопался. И вот что пока накопал.

Существовал, а может и поныне действует (в Консультанте не нашел), следующий документ.

Приказ Комитета РФ по рыболовству от 28 февраля 1996 г. N 35 «Об утверждении и введении в действие правил нанесения отличительных знаков на суда рыбопромыслового флота Российской Федерации». Далее цитирую содержание с указанием номеров пунктов и подпунктов:

3. Нанесение на суда названия, порта приписки, регистрационного номера и позывных

3.1 Название судна наносится по бортам в его носовой оконечности, а также на транце в кормовой оконечности судна. При отсутствии транца – по бортам кормовой оконечности. Под названием судна в кормовой оконечности наносится наименование порта приписки судна. Надписи на бортах и транце производятся буквами русского алфавита: на темном фоне – белой эмалью, на светлом фоне – черной эмалью.
3.6 Судовой регистрационный номер наносится ниже наименования порта приписки судна. Размеры цифр номера и букв порта приписки по высоте принимаются на 100 - 200 мм меньше размера букв названия судна на его бортах и транце.

4. Надписи на спасательных и других плавсредствах

4.4 На спасательные круги наносятся: название судна и наименование порта приписки, выполняемые буквами русского алфавита по периметру круга с расчетом нанесения знаков вне световозвращающих полос. Размеры букв выбираются в пределах 75 - 100 мм.

Загадочный ладожский рэк (часть 3)

Также отыскался вот такой документ: «Правила окрашивания судов флота рыбной промышленности СССР». Утверждены Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР
от 5 августа 1982 г. N 336. По утверждению «Гаранта», текст правового акта по состоянию на август 2012 года. Читаем.

2.2 Надписи наименования судна и порта приписки

2.2.1. На судне с обоих бортов в зависимости от его размеров наносят надписи: в носовой части – наименование судна, а в средней – бортовой (судовой) номер, присвоенный судовладельцем. Если судно не имеет наименования, то в носовой части наносят только присвоенный ему судовладельцем судовой номер: на черном (темном) фоне белой эмалью, на светло-сером (светлом) фоне черной эмалью.

2.2.2. В кормовой части судна (на транце) наносят наименование судна или только судовой номер (если данное судно не имеет наименования), а также наименование порта приписки судна и регистрационный номер.

2.2.3. Наименования судна и порта приписки наносят посередине кормовой части. В тех случаях, когда особенности конструкции кормовой части не позволяют нанести надписи посередине, их следует наносить на обоих бортах кормовой части судна.
Наименование порта приписки следует располагать под наименованием судна по оси, проходящей посередине этих надписей.

2.3. Надписи на спасательных средствах

2.3.3. На спасательных кругах надписи наименования судна и порта приписки должны быть на одной стороне круга с высотой букв 75 - 100 мм.

«А причем здесь «Севастополь?» - спросите вы. Отвечаю. Очевидно, что «Севастополь» не рыболовное судно и никогда не входил ни в состав флота рыбной промышленности СССР, ни в состав рыбопромыслового флота РФ, но я уверен, что те правила нанесения отличительных знаков на суда, которые содержатся в процитированных документах, действовали и для других гражданских судов. И если покопаться, то наверняка можно найти аналогичные приказы, например, министерства речного флота или министерства торгового флота, в которых эти правила будут изложены, что называется, «один-в-один». Более того, я уверен, что эти правила заимствованы из каких-то международных морских документов. Кто никогда не бывал на морях и не видел корму судна, посмотрите на эти фото.

Загадочный ладожский рэк (часть 3)
«Дух Коломбо». Порт приписки Сингапур.

Загадочный ладожский рэк (часть 3)
Фото взято с сайта yurasumy.livejournal.com

Порт приписки Улан-Батор?! Бред! Откуда в Монголии море?! А вот и не бред. Это так называемый «удобный» флаг, который обеспечивает судам благоприятные условия. А для того, чтобы зарегистрировать судно в какой-либо стране, ему даже не обязательно в этой стране находиться. Вот и регистрируют суда под своим флагом сухопутные Монголия и Боливия.

Учитывая изложенное, рискну сделать практически революционный вывод.

Лежащее в бухте Савилахти острова Кюльвяянсари судно не называется «Севастополь»! Судно имеет обозначение ПС-1. А слово «Севастополь» означает порт приписки данного судна!

Что это дает исследователям истории судна? Пока ничего. Кроме дополнительных вопросов и направлений поиска. А вдруг кто-то в Севастополе скажет: «В 1982 году наше судно ПС-1 перевели куда-то на Балтику. Говорили, что, вроде бы, на Ладогу. С той поры его никто в Севастополе больше не видел. Что там с ним стало? А до этого мы на нем мазут в Балаклаву возили».

Взяв за основу свое предположение, что портом приписки судна ПС-1 был Севастополь, решил попробовать поискать на Черноморском флоте. Не нашел пока ничего. Однако появились новые идеи и новые мысли. Итак. Заходим вот на этот сайт flot.sevastopol.info и внимательно изучаем состав вспомогательных судов флота.

Во-первых, убеждаемся, что мое предположение о том, что функциональное назначение судна отражается в его названии (не имени), верно!

БНН – баржа несамоходная наливная
БУК – буксирный катер-кантовщик
ВУС – водоумягчающее судно
ГКС – гидроакустическое судно
КИЛ – килекторное судно (про килекторное судно КИЛ-158 можно посмотреть, например, вот здесь bastion-opk.ru)
МБ – моторный буксир
МБСН – моторная баржа несамоходная
МКЩ – малый корабельный щит
БКЩ – большой корабельный щит
БНС – базовое наливное судно
СР – судно размагничивания
СФП – судно контроля физических полей
ПД – плавучий док
ОС – опытовое судно

Хватит? Утомил? Давай скорее пиши, что такое ПС!
А нет такой аббревиатуры!!!

Смотрите сами вот тут: flot.sevastopol.info Сочетание ПС встречается только в аббревиатуре ПСКЛ. Но ПСКЛ это банальный Плавучий СКЛад. Увы. И, тем не менее, я всё-таки уверен, что начало судьбы нашего ладожского рэка надо поискать именно на Чёрном море.

Загадочный ладожский рэк (часть 3)
Плавучий склад СХЗ-20 Черноморского Флота. Фото взято с сайта www.kchf.ru

И пока у нас одна зацепка – первоначальное назначение судна, зашифрованное в этих таинственных ПС. Примечательны в этом плане следующие факты.

Тральщик Т-820 вступил в строй в 1955 г. В 1959 г. в Керчи прошел переоборудование в корабль воздушного наблюдения и был переименован в КВН-27. В 1980 г. корабль был переоборудован по проекту 254К-УТС, переклассифицирован в учебно-тренировочную станцию и получил новое название – УТС-519. В ходе раздела Черноморского флота в 1997 г. УТС-519 отошла российской стороне.

Тральщик «Всеволод Вишневский» вступил в строй в 1952 г. В 1975 г. после разоружения и переоборудования тральщик был переклассифицирован в судно безобмоточного размагничивания и получил новое название СБР-258. В 1976 г. после переоборудования судно было переклассифицировано в учебно-тренировочную станцию, с переименованием в УТС-415.

В настоящее время входит в состав 68-й Бригады охраны водного района, с базированием на б. Южная (Севастополь).

Подобных примеров можно привести немало. Да и что тут удивительного, если даже легендарный «Красный Крым» лишился своего громкого имени и стал сначала ОС-20, а затем и вовсе ПКЗ-144.

Следовательно, суда, при смене их функционального назначения, сразу переименовывались. И даже лишались первоначального имени собственного. Значит наш ладожский рэк, кем бы он ни был, ушел с Черного моря на Ладогу, будучи по своему предназначению именно неким «ПС». Выяснив, что скрывается за этой аббревиатурой, вероятно, сможем продвинуться в нашем расследовании хотя бы на маленький шаг.

- А у вас есть такой же, но с перламутровыми пуговицами?
- Нет.
- Будем искать!

Продолжение следует…