ym

Текст и фото: Rico Besserdich

Как снимать подводные фотопанорамы

Панорамы часто используются для съемки пейзажей или архитектуры, позволяя уместить на одном снимке то, что не сможет охватить ни один объектив в мире (или, по крайней мере, не сможет сделать это в хорошем качестве).

Фотопанорамы состоят из нескольких отдельных фотографий, снятых в одном и том же месте в одно время и с одной точки. В ходе последующей обработки фотографии сшиваются вместе при помощи таких программ, как Adobe Photoshop, Panorama Studio PRO или Panorama Maker.

Панорамы дают прекрасную возможность запечатлеть подводный пейзаж в действительно широком формате, позволяя фотографу в одном кадре показать зрителям то, что он видел под водой своими глазами.

Примечание: Панорамная съемка – это непростая техника, она требует специального оборудования (обычно это штатив и панорамная головка для него). В принципе, все это можно применить и под водой, но для упрощения процесса и чтобы сделать панорамную съемку доступной любому подводному фотографу, я предлагаю вам свою методику в режиме «фристайл» – дополнительное оборудование вам не потребуется.

Как снимать подводные фотопанорамы
Fiddle Garden, Шарм-эль-Шейх / Красное море. Canon 40D, Tokina 10-17mm, f/7,1, 1/100s, ISO 100.

Что вам понадобится

• Камера, предпочтительно с широкоугольной линзой. В скобках замечу, что традиционно в панорамной съемке на суше рекомендуется использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм, так как широкоугольные объективы создают проблемы с перспективой (например, растягивают или сжимают изображение по краям), что не всегда нужно фотографу. Но учитывая, что вы только начинаете осваивать подводную панорамную фотосъемку, давайте забудем на время все эти оптические заморочки и будем использовать то оборудование, которое у вас есть. Я снимал двумя объективами, Sigma 10-20 мм и Tokina 10-17 мм, и они оба вполне годятся для подводных панорам (хотя я предпочитаю нефишайные широкоугольные объективы).

• Интересный крупный объект / ландшафт для съемки (затонувший корабль, риф, живописный рельеф и т.п.)

• Хорошая видимость под водой. Как минимум 15 метров, но чем больше, тем лучше.

• Идеальный контроль плавучести. Половина успеха в этой технике зависит от вашего умения контролировать положение своего тела в воде.

• Программа для последующей обработки и склейки фотографий в панораму, например, Photoshop или одна из специализированных программ, таких как Auto Stitch, Autopano Pro или PanoramaPlus X4

Как снимать подводные фотопанорамы
Затонувший корабль Dunraven, Красное море. Canon 7D, Tokina 10-17mm, f/9, 1/125, ISO 400.

Как это делается

1. Для начала найдите подходящий объект для съемки. Прекрасно подойдет подводный ландшафт, риф или затонувший объект. Съемка на небольшой глубине с использованием естественного освещения дает отличные результаты.

2. Если есть возможность, переключитесь на ручную фокусировку. Если такой опции в вашей камере нет, установите автофокусировку по центральной точке. Еще один вариант ручного управления фокусировкой – фокусировка задней кнопкой.

3. Настройте камеру по тому объекту, который собираетесь снимать. Выставьте выдержку, диафрагму и ISO. Сделайте несколько пробных кадров разных участков будущей панорамы, проверяя гистограмму на дисплее камеры. Выбранные настройки должны давать более-менее ровную экспозицию всей панорамы.

4. Теперь стабилизируйте свое положение в воде. Проверьте плавучесть. Важно, чтобы всю серию фотографий вы сделали, оставаясь на одном и том же месте. Представьте себе штатив-монопод. Сейчас штатив – это вы сами. Займите вертикальное положение (словно вы стоите в воде) и посмотрите в видоискатель камеры.

5. Оставайтесь на месте. Не меняя глубины, повернитесь немного влево. Представьте, что ваше тело – это штатив, вращающийся вокруг вертикальной оси. Несильный гребок правой ластой должен сработать.

6. Глядя в видоискатель, наведите камеру на начало вашей панорамы и сделайте первый снимок.

7. Продолжая смотреть в видоискатель, повернитесь немного вправо и наведите камеру на следующий кадр. Следите за тем, чтобы перекрытие кадров составляло около 30%. Другими словами, правый край снимка №1 не должен совпадать с левым краем снимка №2 – снимки должны частично накладываться друг на друга. Это важно для того, чтобы впоследствии их можно было сшить вместе.

8. Сделайте второй снимок. Помните: вы должны оставаться на месте. Вы «стоите» в воде и поворачиваетесь только вокруг вертикальной оси. Вы не должны смещаться вправо или влево, и уж точно не должны менять глубину. Как я уже говорил, половина успеха зависит от вашего умения управлять своим телом в воде.

9. Еще раз повернитесь вправо и сделайте третий снимок. Вы можете продолжать в том же духе со снимками № 4, 5 и 6, но для начала, пока вы не освоите эту технику, трех снимков будет вполне достаточно.

Как снимать подводные фотопанорамы
Самолет Dakota, Бодрум / Турция. Canon 40D, Sigma 10-20mm, f/10, 1/6s, ISO 250.

Позже, когда вы просматриваете фотографии и отбираете те, которые надо сшить вместе, бывает сложно отличить кадры, которые являются частью панорамы, от остальных снимков. Есть простой способ решения этой проблемы: сфотографируйте свою руку перед началом панорамы и после нее. Все фотографии «между вашими ладонями» и есть панорама. Поверьте, это очень помогает!

Несколько полезных советов:

• Выставленный вручную баланс белого сэкономит вам время при обработке фотографий.

• Как только все настройки установлены, снимайте панораму как можно быстрее. Чем больше времени проходит между отдельными кадрами, тем выше риск того, что вы сдвинетесь с места, загубив всю панораму.

• Не подплывайте к объекту съемки слишком близко. Несколько метров расстояния между вами и объектом снизят риск того, что из-за искажения изображения на переднем плане точное выравнивание снимков при последующей сшивке окажется невозможным – так называемая «ошибка параллакса».

• Никогда не меняйте настройки камеры между снимками в одной панораме – все кадры панорамы должны быть сделаны с одинаковыми настройками.

Как снимать подводные фотопанорамы
Возле берега, Бодрум / Турция. Canon 40D, Sigma 10-20mm, f/8, 1/80s, ISO 125.

Постобработка и сшивка панорамы

Я пользуюсь Фотошопом, инструментом PhotoMerge, для всей процедуры постобработки, начиная с открытия всех кадров панорамы в Adobe Camera Raw.

На этом этапе вы можете поправить баланс белого (если вы использовали автоматический ББ при съемке) и, при желании, немного изменить кривые, контраст и цветовой баланс. Нелишним будет также воспользоваться функцией коррекции дисторсии. Не забудьте, что любые изменения должны применяться ко ВСЕМ фотографиям, входящим в панораму (выберите команду “select all” -> “synchronize” в Adobe Camera Raw). Если вы будете править баланс белого отдельно на каждом из трех снимков, панорама будет выглядеть неравномерной. Не обрезайте кадры на этом этапе – это делается в последнюю очередь.

Затем откройте фотографии в Photoshop и выберите File -> Automate -> PhotoMerge. Выберите открытые файлы и добавьте их в PhotoMerge.

Когда вы нажмете OK, Photoshop начнет сшивать ваши снимки в единую панораму. Это может занять некоторое время, так что вы вполне успеете налить себе чашечку кофе.

Если все пройдет как надо, Photoshop предъявит вам готовую панораму. Картинка может иметь неровные края, так что вам придется ее обрезать, чтобы получить аккуратный прямоугольник. Отрезав все лишнее, слейте слои в один и сохраните результат. Вуаля! Перед вами ваша первая подводная панорама. Поздравляю!

Возможные проблемы

Иногда Photoshop’у не удается сшить отдельные кадры в единую панораму, и тогда он выдает вам сообщение об ошибке: "impossible to merge selected files" – «невозможно объединить выбранные файлы».

Причина №1: Вы все-таки слишком сильно сдвинулись с места во время съемки фотографий.

Причина №2: Вы отредактировали один из кадров в Adobe Camera Raw, забыв синхронизировать его с остальными, чтобы внесенные изменения применились ко всем снимкам, входящим в панораму.

Причина №3: Фотографии недостаточно перекрывают друг друга.

Как снимать подводные фотопанорамы
Ras Bareika, Красное море. Canon 7D, Sigma 10-20mm, f/8, 1/80s, ISO 200.

Photoshop сильно упрощает процесс создания панорам, но все-таки эта программа не совершенна. Пытаясь снять панораму без штатива, фотографы часто забывают, что соседние фотографии должны перекрывать друг друга на 30%. Так что на всякий случай лучше не ограничивайтесь одной попыткой – снимите панораму пару раз. Немного практики, и у вас будут получаться невероятные подводные снимки!

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.uwphotographyguide.com

Другие статьи рубрики: Подводная фотография