Короткий фокус широкоугольного объектива под водой

26.11.13

Автор: Алекс Мастард

Короткий фокус широкоугольного объектива (англ. Close Focus Wide Angle, далее - CFWA) - одна из основных техник подводной съемки, и, хотя это всего лишь один из аспектов использования широкоугольного объектива, для кадров, сделанных на расстоянии ближе 60 см от объекта, необходимо знание специфических приемов. Снимая на таком близком расстоянии, очень сложно добиться правильного освещения и создать удачную композицию, однако, благодаря тому, что при такой технике происходит усиление перспективы, фотографии получаются очень интересными. Поначалу снимать в технике CFWA будет непросто, но как только вы ее освоите, вы поймете, что это один из самых простых приемов в подводной фотосъемке. Надеюсь, что данная статья поможет вам на пути к успеху.

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой Короткий фокус широкоугольного объектива (CFWA) - классическая техника для создания трехмерных фотографий, на которых объект съемки четко выделяется на фоне заднего плана. Nikon D700 + объектив Sigma 15mm FE. Бокс Subal, две вспышки Inon Z240. F14 @ 1/80th. ISO 800.

Мы все знаем, что мантра "Ближе. БЛИЖЕ!" - основополагающий принцип подводной фотосъемки. Руководствуясь им, нам удается делать более красочные, четкие и контрастные фотографии в сумрачном подводном мире. Но, подбираясь ближе к объекту съемки с широкоугольным объективом, мы получаем еще одно преимущество. Маленькое расстояние между камерой и объектом съемки усиливает перспективу в кадре - объект кажется больше, чем на самом деле, и выделяется на фоне заднего плана, создавая почти 3D-эффект. В результате фотографии получаются более впечатляющими, особенно когда объектом на переднем плане служит красочное или просто интересное создание.

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой Я находился менее чем в 30 см от горгонарии, но смог вместить ее в кадр благодаря сверхширокоугольному объективу "рыбий глаз". Рэк "Улисс", Красное море. Nikon D2x + объектив Nikon 10,5mm FE. Бокс Subal, две вспышки Subtronic. F8 @ 1/40th. ISO 100.

В технике CFWA лучше всего использовать сверхширокоугольный объектив ("рыбий глаз"), как в зеркальных, так и в компактных фотокамерах. Эти линзы хорошо фокусируются на близких предметах, а их ни с чем не сравнимый, ультра широкий обзор позволяет создавать наиболее драматичные кадры. Линейные широкоугольные объективы (не "рыбий глаз") - например, 16-35 мм, 14-24 мм - тоже могут использоваться в технике CFWA, но они не так хорошо усиливают перспективу, создавая более реалистичное, но менее эффектное изображение. Лучше всего подойдет "рыбий глаз" с шириной обзора 180 градусов (например, Canon 15 мм, Nikon 10,5 мм, 16 мм, Tokina 10-17 мм и т.д. в зависимости от вашей камеры). Для некоторых кадров бывает нужен меньший угол обзора, и его можно легко получить, если у вас Tokina 10-17 мм. К тому же, на некоторые модели сверхширокоугольных объективов можно устанавливать телеконвертер 1,4x или 1,5x, чтобы уменьшить угол обзора.

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой "Рыбий глаз" с углом обзора 180 градусов может оказаться не слишком подходящим для съемки малых объектов. Но если у вас Tokina 10-17мм или компактная фотокамера, то вы можете воспользоваться зумом. Или можно установить телеконвертер на "рыбий глаз", чтобы сократить угол обзора. Рыба-клоун, Красное море. Nikon D700 + объектив Nikon 16mm FE + 1,5x телеконвертер. Бокс Subal, одна вспышка Subtronic. F10 @ 1/125th. ISO 200.

С точки зрения экспозиции, фотографии в технике CFWA делятся на два слоя: освещенный вспышкой передний план (контролируется изменением диафрагмы и мощности вспышки) и задний план с естественным освещением (регулируется диафрагмой и выдержкой). Поскольку диафрагма влияет на оба плана, то проще установить ее на минимальные значения. Например, при съемке в технике CFWA, чтобы получить подходящую глубину резкости, необходимо установить диафрагму на F5,6-F8 если у вас "мыльница", F8-F11 при использовании неполноформатной зеркальной камеры и F13-F16 на полнокадровой зеркальной фотокамере. Таким образом, мы можем установить диафрагму, а потом менять мощность вспышки, настраивая экспозицию переднего плана, и выдержку, подбирая экспозицию заднего плана, независимо друг от друга.

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой С точки зрения экспозиции, кадры CFWA делятся на два слоя: освещенный вспышкой передний план и задний план с естественным освещением. Северная стена, Большой Кайман. Nikon D2x + объектив Nikon 10,5mm FE. Бокс Subal, две вспышки Subtronic. F11 @ 1/80th. ISO 100.

Не бойтесь при необходимости (на глубине и при недостатке освещения) использовать длинную экспозицию - вы легко получите резкое изображение даже при экспозиции 1/10, так как передний план не смажется, освещенный вспышкой. Используя длинную экспозицию, лучше всего выбрать синхронизацию по второй шторке (если есть возможность выбора), чтобы за движущимися объектами (например, рыбами) получился красивый шлейф.

Получить правильно экспонированные снимки в технике CFWA относительно просто. Самая распространенная проблема, с которой я сталкиваюсь при обучении фотографов данной технике, это плохо освещенный объект на переднем плане. Экспозиция правильная, но неверно расположенная вспышка дает плохое освещение. Чаще всего получается, что середина объекта слегка затемнена, а края кадра пересвечены и отвлекают внимание от объекта. Ключом к хорошему освещению при CFWA является понимание причин и следствий и умение вводить поправку на очень близкое расстояние между камерой и объектом.

Основная причина плохого освещения при съемке в технике CFWA - то, что фотограф располагает вспышки слишком далеко от объектива. Существует очень распространенное заблуждение, что широкоугольные объективы всегда требуют длинных армов для вспышек. Это справедливо, если объект съемки находится дальше 60 см от объектива, но когда мы начинаем снимать в технике CFWA, это требование теряет смысл. Если снимать в CFWA со вспышками на длинных армах, то мы слишком сильно высветим (а то и "сожжем") края нашего объекта, а его центр останется в тени.

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой Если вспышки расположены слишком далеко от объектива, они пересветят края объекта, оставив его середину в тени (вверху). Передвинув их ближе к камере, вы получите более ровное освещение стороны объекта, обращенной к камере (внизу). Разница в положении вспышек в этих двух примерах составляет менее 30 см. Губка, Большой Кайман. Nikon D700 + объектив Sigma 15mm FE. Бокс Subal, две вспышки Subtronic. F13 @ 1/60th. ISO 200.

Главное правило: чем ближе вы к объекту съемки, тем ближе должны быть вспышки к объективу. И по мере сокращения расстояния это требование становится все более критичным. Если расстояние до объекта съемки 15 см, то для того чтобы получить оптимальное освещение кадра, вспышки должны быть расположены очень близко к объективу. Разумеется, если расстояние до объекта будет больше, то при таком расположении вспышек мы получим "снег" на снимке (когда свет вспышки отражается от взвешенных в воде частиц).

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой Передвинув вспышки как можно ближе к объективу, я смог получить равномерное освещение этого мягкого коралла. И, несмотря на то, что вода в мангровых зарослях довольно мутная, в кадре нет "снега", так как расстояние от камеры до объекта очень мало. Nikon D700 + объектив Sigma 15mm FE. Бокс Subal, две вспышки Inon. F14 @ 1/250th. ISO 200.

Обычно я размещаю свои две вспышки по бокам порта, чуть позади него, так чтобы передние края вспышек находились за воображаемой линией, проходящей через задний край порта, во избежание бликов. Для съемки CFWA (60см) я направляю их вперед, а при очень близком расстоянии, менее 30 см, поворачиваю слегка внутрь. При съемке горизонтальных кадров, для большинства объектов я ставлю вспышки на том же уровне, что и объектив (как стрелки на часах: на 3 и на 9). Но если объект находится на плоском морском дне, я приподнимаю их над боксом (на 2 и 10 часов), чтобы не пересветить морское дно на первом плане, и направляю вперед.

С точки зрения композиции, к технике CFWA все-таки лучше всего подходят вертикальные кадры. Если объект плывет в воде, или торчит из стены, мы можем оставить вспышки в том же положении, что и при горизонтальной съемке. Теперь, когда камера повернута набок, вспышки расположены на 6 и на 12 часов, т.е. одна над портом, а другая под ним. Однако надо учитывать, что второй наиболее распространенной ошибкой в технике CFWA является слишком яркая подсветка снизу в вертикальном кадре. В большинстве случаев это выглядит неестественно (ведь солнечный свет падает сверху) и отвлекает все внимание зрителя на нижнюю часть снимка.

В вертикальных композициях освещенность получается неравномерной, потому что нижняя вспышка находится значительно ближе к объекту, чем верхняя, а значит, если мощность обеих вспышек одинакова, то нижняя часть фотографии окажется значительно более светлой. Если вы используете TTL, то вспышки будут иметь одинаковую мощность. В среднем, надо уменьшить мощность нижней вспышки как минимум на две ступени по сравнению с верхней вспышкой (в моделях Inon это 4 деления!). При съемке объекта, находящегося на дне, я поворачиваю арм так, чтобы нижняя вспышка оказалась сбоку от порта (на 10 и 12 часов), и еще больше снижаю ее мощность, что позволяет мне опустить камеру ниже. При съемке вертикальных кадров CFWA, верхняя вспышка выполняет практически всю работу, и если вы попробуете совсем выключить вторую вспышку, вы увидите, что это почти не скажется на освещенности снимка.

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой При съемке этого кадра две вспышки одинаковой мощности были расположены на 12 и на 6 часов. Так как нижняя вспышка находится гораздо ближе к объекту съемки, чем верхняя, нижняя часть кадра освещена ярче - она притягивает взгляд, а освещение выглядит ненатурально. Чтобы добиться более равномерного освещения, мощность верхней вспышки должна быть на 2 ступени больше, чем нижней. Это одна из причин, почему TTL не даст правильного освещения для широкого угла, даже при правильной экспозиции. Мягкий коралл и дайвер, Красное море. Nikon D2x + объектив Tokina 10-17mm FE. Бокс Subal, две вспышки Inon. F8 @ 1/125th. ISO 100.

Съемка в технике CFWA, по определению, подразумевает, что фотограф должен находиться как можно ближе к объекту, поэтому перед началом съемки вы должны убедиться, что сможете подобраться достаточно близко, не повредив окружающую флору и фауну. Будьте готовы к тому, что некоторые объекты останутся для вас недосягаемыми (особенно, если ваши вспышки закреплены на длинных, в несколько раз сложенных армах). Лучшие кадры получаются тогда, когда у нас есть пространство для работы, и мы можем спокойно выбрать подходящий угол съемки для задуманной композиции. Небольшое изменение положения камеры приводит к значительным изменениям взаимного расположения переднего и заднего планов кадра.

Снимая в технике CFWA, мы должны найти не только интересный объект, но и подходящий задний план. Трудность состоит в том, чтобы найти эти две составляющие в одно время в одном месте! Я зачастую сначала ищу интересный второй план, а уже потом подыскиваю подходящий объект для переднего плана, чтобы он был на нужном расстоянии и под нужным углом для дальнейшей работы с фоном.

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой Хороший задний план жизненно необходим для качественных кадров в технике CFWA, поэтому я чаще всего начинаю с поиска подходящего фона. Мне показалось, что очертания морских водорослей послужат прекрасным фоном, поэтому все погружение я провел под ними, в поисках подходящего переднего плана. Хотя морская звезда - не самый интересный объект для съемки, фон делает кадр достойным внимания. Nikon D3 + объектив Sigma 15mm FE. Бокс Subal, две вспышки Inon. F13 @ 1/50th. ISO 800.

Задний план в технике CFWA очень важен, так как он придает кадру глубину, которая как бы уводит взгляд зрителя за пределы кадра. Сплошная синяя вода - самый скучный фон, мало что дающий в плане художественной ценности. Его можно разнообразить, поймав в кадр рябь на поверхности воды, и/или солнечные лучи, а лучше всего добавить какой-нибудь силуэт на втором плане. Поскольку объект на заднем плане будет освещен только естественным (рассеянным) светом, лучше выбрать что-нибудь с простыми, контрастными хорошо узнаваемыми очертаниями. Например, коралловая стенка на фоне поверхности воды, дайверы, опоры причала, пещера или арка, бурые водоросли, горгонарии и т.д. Эти объекты сделают фотографию более эффектной.

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой Чтобы показать значение заднего плана в CFWA, я взял верхнее фото и закрасил фон, как если бы я снял крылатку просто на фоне воды (внизу). Задний план придает кадру глубину и объем, делая его более эффектным. Nikon D2x + объектив Nikon 10,5mm FE. Бокс Subal, две вспышки Subtronic. F13 @ 1/125th. ISO 100.

Еще одним элементом техники CFWA, над которым стоит задуматься, является "движимый" задний план: модель. Силуэт человека на заднем плане фотографии CFWA сделает ее интереснее и придаст ей визуальную глубину. Однако стоит заметить, что пустой синий фон может быть необходим, если фотография предназначена для публикации или рекламы, где поверх изображения будет наложен текст (как, например, на обложке журнала).

Короткий фокус широкоугольного объектива под водой
Силуэт дайвера прекрасно оживит фон на фотографии, снятой в технике CFWA. Пожалуй, самое ценное в нем то, что дайвер позволит вам придать глубину кадру даже в безнадежной ситуации - когда у вас есть прекрасный объект для съемки, но нет поблизости сколько-нибудь подходящего фона. Дайверы ведь могут передвигаться. Словом, это хорошее дополнение к любой фотографии CFWA. Горгонария в пещере, Раджа Ампат. Nikon D700 + объектив Sigma 15mm FE. Бокс Subal, две вспышки Inon. F13 @ 1/15th. ISO 200.

Найдя подходящий задний план, можно приступать к поиску объекта для переднего плана - его выбрать довольно просто. Подойдет любой яркий, интересный и харизматичный объект, к которому легко приблизиться. Погружаясь в прозрачной синей воде, ищите объекты теплой цветовой гаммы (красные, оранжевые, желтые), потому что эти цвета дополняют цвет воды - фотография получится контрастной, красочной и более эффектной. Морские обитатели больших размеров не всегда подходят для съемки в технике CFWA. Например, акулы при близкой съемке "рыбьим глазом" получаются искривленными или непропорциональными, похожими на головастиков (большая голова, крошечное тело).

Эта статья уже в 2,5 раза превысила лимит, который мне был отведен для ее написания! А я успел затронуть только азы. Еще так много нужно рассказать, ведь из каждого приведенного здесь постулата есть исключения. Но я надеюсь, что эта статья поможет вам освоить технику CFWA и получать отличные фотографии.


Подводный портал www.tetis.ru по материалам журнала "Underwater Photography", Nov/Dec 2009