Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

29.06.12

Автор статьи: Кери Уилк (Keri Wilk)

Есть много "за" и "против" того, чтобы путешествовать и погружаться в одиночку. И большинство из этих доводов мне пришлось проверить на собственной шкуре во время недавнего двухмесячного путешествия по всей Индонезии. Полная свобода выбора при планировании погружений, перелетов, размещения и питания с учетом только своих собственных пожеланий - это, конечно, очень удобно. Но для общительных людей отсутствие напарника, с которым можно было бы поделиться впечатлениями от увиденного под водой, и практически полное одиночество по вечерам, после окончания погружений, могут стать нелегким испытанием.

А если вы подводный фотограф, то список доводов "против" увеличивается многократно. Вместо двух пар глаз, осматривающих окрестности в поисках интересных сюжетов для съемки, вам приходится полагаться только на себя. Вместо того чтобы полностью сосредоточиться на процессе фотосъемки, предоставив напарнику следить за всем остальным и обеспечивать вашу безопасность, вы предоставлены сами себе. И если вы вдруг понимаете, что в кадре с красивыми рифами, группой мягких кораллов или живописным гротом просто необходим человек, чтобы расставить акценты, подчеркнуть красоту ландшафта и добавить глубины и эмоциональности сюжету - что ж, вам не повезло.… Так? Не обязательно. Располагая правильным оборудованием, владея методикой его применения и имея некоторую практику, вы сами сможете позировать для собственных снимков, обратив себе на пользу, казалось бы, безвыходную ситуацию.

Будучи, по сути, соло-дайвером на протяжении всей поездки, я, тем не менее, не желал упускать возможность пофотографировать под водой. Таким образом, у меня не было другого выхода, кроме как попытаться самому позировать для своих же фотографий. В результате, найдя подходящий объект для широкоугольной съемки, я устанавливал на штатив камеру и вспышки, вплывал сам в кадр и фотографировал. В этой статье я расскажу о том, какое оборудование использовал, с какими проблемами столкнулся и какие приемы и техники применял.

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

НЕ автопортрет…

ОБОРУДОВАНИЕ
Вам не понадобится никакого особого оборудования, чтобы начать самому позировать для своих кадров. Всего лишь подводный бокс с отверстием для крепления на штативе, штатив, который вам не жалко будет взять под воду, и фотокамера с режимом автоспуска.

Подводный бокс
Большинство современных подводных боксов имеет в нижней части как минимум одно или два отверстия под стандартную для штативов резьбу 1/4 - 20. Такое же отверстие есть практически на любой "сухопутной" фотокамере. Винты подавляющего большинства штативов рассчитаны именно на этот размер, поэтому найти подходящий штатив проблемы не составит.

Я использовал камеру Nikon D90 в боксе Nauticam DA-90, который имеет специальное крепление для штатива.

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

Штатив
Поскольку вы, скорее всего, будете опробовать эту технику съемки в соленой воде, я бы не советовал вам брать с собой свой навороченный/суперпрочный/дорогущий штатив, который вы используете на суше. Хотя большинство высококачественных штативов преимущественно изготавливается из легких, не поддающихся коррозии материалов (углеродное волокно, алюминий и т.п.), их гайки, винты и ручки зачастую выполнены из подверженной коррозии стали. Поэтому для поддержания их в рабочем состоянии вашему штативу после каждого погружения потребуется тщательная промывка в пресной воде. Лично я предпочитаю использовать недорогой штатив, чтобы через год-два можно было заменить заржавевшие детали или просто выкинуть всю конструкцию в помойку.

Во время поездки я использовал штатив Velbon CX-300, который обошелся мне аж в целых 30 долларов. Он весит около килограмма, так что когда я устанавливал на него камеру в боксе, достаточно было даже слабенького течения или волнения на море, чтобы он закачался или вовсе сдвинулся с места. Чтобы придать системе устойчивости, я прикрепил по килограммовому грузу к каждой ноге - теперь сдвинуть камеру и штатив могло только самое сильное течение, с которым я когда-либо сталкивался (и при котором мне в любом случае и в голову бы не пришло устанавливать камеру на штатив). По прошествии двух месяцев все стальные части сильно проржавели, так что я временно отказался от использования этого штатива до тех пор, пока у меня не найдется времени заменить поврежденные детали.

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

Альтернативой классическим трехногим штативам служат их невысокие гибкие родственники Gorillapod. С ножками длиной всего лишь 30 см в топовой модели, такой гибкий штатив идеален для тех случаев, когда требуется сделать снимок с низкой точки - что невозможно с большинством недорогих штативов. Во время большей части погружений у меня с собой имелись вспышки с насадками-снутами, установленные каждая на свой гибкий штатив и повешенные на ремнях через плечо. Так что если мне требовался снимок с низкого ракурса, я просто ставил на один из гибких штативов бокс с камерой вместо вспышки. Единственная сложность с ними заключалась в том, чтобы установить камеру вертикально.

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

Чтобы свести к минимуму нагрузку на штатив (и на свои руки!), постарайтесь добиться от своей фотосистемы плавучести близкой к нейтральной. Моя собственная фотосистема обладает небольшой отрицательной плавучестью - мне так удобнее. Я упоминаю об этом, потому что у меня не было времени аккуратно устанавливать штатив в той точке, куда я хотел его поставить, поэтому к концу поездки штатив был почти полностью сломан из-за дополнительной нагрузки.

Фотокамера
Срабатывание затвора после того, как вы оставили камеру на штативе и отплыли, чтобы оказаться в кадре, требует наличия подводного бокса с пультом, либо камеры с режимом автоспуска или таймером. Проводной пульт дистанционного управления лично мне кажется слишком ограничивающим свободу творчества в данных условиях (хотя я никогда его не пробовал), так что я использовал только режим автоспуска моей D90. Большинство современных цифровых фотокамер имеют режим автоспуска, позволяющий устанавливать отсрочку срабатывания затвора до 20-30 секунд. В большинстве случаев этого времени вполне достаточно, чтобы доплыть до нужной точки и занять свое место в кадре.

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

В моей D90 в режиме автоспуска можно было задать брекетинг по экспозиции (съемку трех последовательных кадров с разной экспозицией), но эта функция не работает, когда поднята встроенная вспышка камеры. Использование оптоволоконного синхрокабеля, запускающего срабатывание вспышек, также исключает возможность использования брекетинга. Поскольку у меня с собой не было электронного синхрокабеля, мне пришлось подплывать к камере после каждого снимка, а затем быстро плыть обратно в кадр. Это не самый удачный вариант с точки зрения расхода воздуха, но, тем не менее, это работает.

Некоторые камеры имеют встроенный режим таймера, который позволяет сделать любое количество кадров через любые интервалы времени, начиная с указанного пользователем момента. Это идеальный вариант для подводной фотосъемки с собой в главной роли, поскольку вам не придется подплывать к камере после каждого кадра. В моей камере такой функции не было, поэтому основная часть этой статьи посвящена съемке в режиме автоспуска.

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

ТЕХНИКА СЪЕМКИ И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Обзавестись правильным снаряжением достаточно просто, а вот научиться грамотно и эффективно его использовать - это уже совсем другая история. По моим прикидкам, 80% фотографий со мной в кадре, сделанных за время поездки, по тем или иным причинам получились неудачно. Но зато в процессе я набил руку и постепенно процент хороших кадров начал повышаться.

По сравнению с сухопутной съемкой, установка на штативе камеры, бокса и внешних вспышек под водой требует учитывать гораздо больше разных факторов. Если вы окажетесь в ситуации, когда вам придется (или вы сами захотите) позировать для своих собственных снимков, вот несколько советов, которые могут вам пригодиться:

  • Найдя объект для съемки, осмотритесь вокруг в поисках места, где можно будет установить штатив без ущерба для подводной флоры и фауны. Старайтесь избегать сюжетов, для которых вам придется всплывать на значительно меньшую глубину, чем та, на которой находится камера. Если вы используете режим автоспуска, то вам, скорее всего, придется поторопиться, чтобы успеть попасть в кадр, а быстрое всплытие чревато серьезными неприятностями!

     

    Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

  • Не присоединяя камеру к штативу, сделайте несколько пробных кадров, чтобы убедиться, что вы правильно выставили экспозицию и расположили вспышки, а также чтобы подобрать композицию. Все это гораздо проще делать до того, как вы установите камеру на штатив, а получившиеся кадры вы можете использовать как контрольное изображение.
  • Установите штатив на место, прикрепите к нему камеру в подводном боксе, а затем настройте систему так, чтобы в видоискателе появилось нужное вам изображение. Если вы используете вспышку (или несколько вспышек), сделайте еще один пробный кадр, чтобы убедиться, что, когда вы установили камеру на штатив, экспозиция не поменялась.

     

    Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

  • Представьте, какой будет композиция кадра, и где именно вы хотите находиться. Воображение и хорошее пространственное мышление помогут вам оказаться в нужной точке снимка. Мне еще помогала воображаемая линия, которую я мысленно проводил по естественным ориентирам, а затем плыл вдоль нее к намеченной точке в кадре.
  • Когда все будет готово и настроено, установите камеру в режим автоспуска (или приготовьте пульт) и сделайте небольшую паузу, чтобы расслабиться и выровнять дыхание. Ведь вам, возможно, придется поторопиться, чтобы вовремя попасть в нужную точку, и вы вряд ли хотите пыхтеть в кадре как паровоз.
  • Возможно, вам лучше будет установить фиксированный фокус - если вы установите камеру в режим автофокуса, то при нажатии кнопки спуска камера и штатив могут сдвинуться, сместив фокус. Я обычно переключал свою камеру в режим ручной фокусировки, после того как были выбраны все остальные настройки.
  • Включите автоспуск и плывите на заданную позицию (или займите нужное положение, а затем нажмите на кнопку пульта). Следите, чтобы камеру со штативом не сдвинуло с места "кильватерной струей" от ваших ласт, особенно если вы резко сорветесь с места, чтобы успеть попасть в кадр. Если вы используете вспышки с режимом автоспуска, вы можете отправляться проверять, что получилось, как только они сработают. Если же вы снимаете при естественном освещении, лучше подождать подольше, продолжая позировать. Мой автоспуск всегда был выставлен на максимальное время для этой модели камеры (D90) - 20 секунд.

     

    Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

  • Проверьте, что получилось. Оцените свое расположение в кадре, а затем внесите необходимые поправки, чтобы получить задуманный результат. Если вы находитесь на подходящем расстоянии от камеры, и если хватает отраженного света, вы можете использовать свое отражение в стекле порта подводного бокса в качестве подсказки, где и как вам расположиться. Добиться "идеального" кадра достаточно сложно, даже если вам позирует ваш напарник, а уж если в кадре вы сами - не рассчитывайте на отличный результат с первой попытки, будьте терпеливы!

     

    Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

  • Разные типы фотографий характеризуются разной степенью сложности. Фотографии с силуэтом дайвера - задача очень непростая, поскольку вам, как правило, приходится отплывать довольно далеко за тот короткий промежуток времени, который дает вам автоспуск. К тому же, если вы не позаботитесь контролировать свое дыхание, вы можете получить на фотографии рябой от пузырьков воздуха задний план, поскольку когда вы направляете камеру в сторону поверхности воды, пузырькам требуется довольно много времени, чтобы исчезнуть из кадра. Я советую для начала выстраивать композицию так, чтобы вам было достаточно проплыть минимальное расстояние по горизонтали, чтобы оказаться в кадре. Как только вы освоитесь с этой техникой, можете усложнять задачу. Нет предела совершенству!

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

Заключение
Позирование самому себе в подводной фотографии - занятие крайне непрактичное. Мое донное время существенно сократилось; я подвергал себя большему риску, совершая погружения в одиночестве и зачастую по пилообразному профилю (подвсплывая и погружаясь по нескольку раз подряд); мне удавалось сделать лишь 1-3 приемлемых фотографии за погружение; 4,5-килограммовый штатив наперевес был просто кошмаром с точки зрения плавучести и, уж поверьте, не добавлял мне комфорта.

Тем не менее, этот способ съемки может позволить вам сделать отличные фотографии с дайвером в кадре. Кроме того, это ваш единственный выход, если вам по какой-то причине придется погружаться без напарника.

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

Подводная фотография. Автопортрет в режиме соло-дайвинга.

Примечание: Все фотографии в этой статье сняты автором (с самим собой в качестве модели) при помощи камеры Nikon D90 (с 20-секундным автоспуском), подводного бокса Nauticam, вспышек Inon Z240 и/или Ikelite DS160, сужающих пучок света от вспышки тубусов ReefNet, объектива Tokina 10-17 мм и штативов Velbon CX-300 и/или Gorillapod Focus.

Об авторе
Кери Уилк - инженер и подводный фотограф, несмотря на свои 26 лет уже имеющий 15-летний опыт погружений. Он неоднократно становился победителем международных конкурсов по подводной фотографии, его статьи периодически публикуются в различных изданиях.


Подводный портал www.tetis.ru по материалам www.divephotoguide.com.