Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

27.06.11

Начинающие фотографы чаще всего пытаются просто получить красивые изображения рыб, дайверов, морских огурцов и коралловых рифов. Но на самом деле ваша изначальная цель должна заключаться в том, чтобы освоиться с процессом фотосъемки и начать чувствовать себя спокойно и уверенно, делая красочные, интересные снимки.

Прежде всего, необходимо почитать статьи или учебник для начинающих заниматься подводной фотоохотой. Если слова «фокусное расстояние», «зум», «макросъемка» и «телефото» вам незнакомы, то, прежде чем читать дальше эту статью, посмотрите их значение в словаре или справочнике.

Пожалуй, самый простой способ научиться подводной фотосъемке – это обсудить со специалистом ошибки других фотографов и способы, как от подобных ошибок избавиться. Давайте рассмотрим перечень самых распространенных ошибок в композиции, свойственных новичкам в подводной съемке.

1) Слишком большое расстояние до объекта

Наиболее часто встречающаяся ошибка начинающих подводных фотографов. Если вы фотографируете что-то маленькое, подплывите как можно ближе, лучше на расстояние нескольких сантиметров. Если объект средней величины, будет достаточно дистанции в несколько десятков сантиметров. Проверьте, включена ли вспышка – ее использование помогает сделать фотографию более красочной. Если вы хотите сфотографировать что-то, находящееся на большом расстоянии, это можно сделать при естественном освещении (без вспышки).

2) Съемка сверху вниз вместо съемки снизу вверх

Большинство начинающих подводных фотографов подплывают к объекту сверху и снимают его с этой позиции. С практикой приходит осознание того, что лучше всего подплывать к объекту снизу и фотографировать его снизу вверх. При съемке снизу вверх с близкого расстояния получаются очень необычные и удачные кадры.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Снимок этого голожаберного моллюска сделан сверху. Фотография голожаберника на рис. №13 сделана снизу вверх и выглядит гораздо интереснее.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Эта рыба-флейта была также снята снизу вверх, и получился очень любопытный кадр. (Фото Дианы Висей).

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Сделать снимок проплывающей мимо рыбы в направлении снизу вверх не всегда просто, однако усилия того стоят. Этот толстоголовый губан был надо мной на краю рифа, и я снимал его под углом снизу вверх.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Данный пример неидеален – снимок был сделан сверху. Необходимо опуститься ниже и фотографировать таким образом, чтобы объект был, по крайней мере, на уровне глаз.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Этот снимок представляет собой исключение из правил (бычок, остров Каталина, F8, 1/250th, ISO 200, D300 + 60мм +1.4x, телефото). Если объект имеет интересную форму, цвет или узор, допускается съемка сверху. В данном случае изгиб тела бычка и красное на красном создают завершенное композиционное решение.

3) Отсутствие свободного пространства на снимке

Объект на фотографии не должен упираться в края снимка – то есть, вокруг объекта должно быть свободное пространство в том направлении, куда объект мог бы двигаться. Иногда это называют «воздухом на фотографии».

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

На этой фотографии необходимо добавить больше пространства справа от объекта.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

И снова, фото рыбы неплохое, но справа не хватает «воздуха».

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

На данном фото пространства справа от объекта вполне достаточно, что улучшает композицию снимка. Я использовал однообъективную цифровую зеркальную фотокамеру с макро-объективом и большой диафрагмой, что позволило добиться эффекта размытого фона. При использовании компактной камеры («мыльницы») достичь подобного эффекта будет сложнее, но все равно можно получить неплохой кадр.

4) Обрезанные объекты в кадре, рыбы со стороны хвоста и т.п.

Есть вещи, совершенно точно не улучшающие снимок. Например, если дайвер или рыба не поместились в кадр целиком, и в результате какая-то часть изображенного объекта «обрезана» краями кадра. Или если рыба обращена к зрителю хвостом – как правило, это получается, когда объект съемки успевает уплыть от вас в процессе съемки. Не торопитесь и попробуйте сделать кадр с более удачной композицией. Постарайтесь сделать так, чтобы рыба смотрела в кадр.

Учтите, что иногда частично «обрезанное» фото может быть оправдано, но, как правило, это относится только к съемке крупным планом или к случаям, когда объект полностью заполняет кадр. Если рыба не умещается в кадр целиком, сделайте снимок крупным планом, портретное или художественное фото. Попытайтесь как-то обыграть это с помощью композиции и удачного ракурса.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Данное фото выглядело бы значительно лучше, если бы хвост рыбы полностью уместился в кадре.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Эту рыбу фотографировать очень тяжело. Большинство снимков демонстрируют вид сзади, как на данном фото.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Этот снимок получился несколько лучше – выбран более удачный ракурс и есть свободное пространство.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Это удачная фотография с точки зрения техники, с хорошей экспозицией, но композиция оставляет желать лучшего. Рыба снята немного сверху, слева нет свободного пространства, и часть рыбы обрезана.

5) Нерезкое изображение глаз или ринофор объекта

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Обратите внимание на резкое изображение ринофор на данной фотографии. Ринофоры – это «антенны» на голове голожаберного моллюска (начинающие фотографы здесь останавливаются, продвинутые – читают дальше). То, что ринофоры расположены параллельно плоскости объектива, упрощает задачу. Моя зеркальная фотокамера позволила мне навести точку фокусировки прямо на ринофор, что обеспечило резкое изображение. Наличие нескольких точек фокусировки является существенным достоинством камеры и позволяет выстроить в кадре ту композицию, которую вы хотите. Снимок сделан со значением диафрагмы 18. Если бы мне представился второй шанс, я бы сделал данный кадр с диафрагмой 13, чтобы фон был более размытым, но в этом случае был бы риск получить нерезкое изображение ближнего к нам края объекта.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки. 
Я постарался навести точки фокусировки прямо на ринофоры, чтобы их изображение получилось резким. Диафрагма 18 дала достаточную глубину резкости. Голожаберник рода Janolus, остров Каталина (США, Карибский бассейн). D300 + 60мм + 1,4x зум.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Рыба-игла, остров Каталина, США. Как я уже говорил, глаза объекта должны быть в фокусе. Диафрагма 14, выдержка 1/200, ISO 320. D300, объектив 105 мм.

6) Расположение объекта съемки точно в центре на всех ваших кадрах.

Иногда расположение объекта съемки в центре кадра играет вам на руку, особенно при съемке очень крупным планом. Но попробуйте выстроить композицию немного иначе, сместить объект относительно центра, и посмотрите, как вам понравится результат.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Рыба на данной фотографии смотрелась бы гораздо лучше, если бы была снята более крупным планом и располагалась не в центре кадра. Фотокамера Фуджи F10, выдержка 1/100, диафрагма 8.

7) Отказ от кадрирования фотографий.

Опытные фотографы часто кадрируют снимки, чтобы добиться оптимальной композиции. (Хотя, конечно, зачастую им удается достичь желаемого результата еще на этапе съемки). Конечно, лучше всего, если вы сможете выстроить наиболее удачную композицию во время съемки, однако не бойтесь кадрировать снимки (в разумных пределах – не забывайте, что при кадрировании уменьшается максимальный возможный размер напечатанных фотографий).

8) Неправильный фон.

Необходимо каждый раз спрашивать себя – что находится позади моего объекта съемки? На каком фоне он будет смотреться лучше? Не отвлекает ли фон от снимаемого объекта, не надо ли сделать фон размытым?

Как сделать фон менее отвлекающим:
- Опуститесь ниже, чтобы снимать под углом снизу вверх;
- Поплавайте вокруг объекта, поищите более удачный ракурс;
- Используйте зум или более длиннофокусный объектив, что позволит лучше выделить объект съемки;
- При съемке зеркальной фотокамерой используйте большее отверстие диафрагмы (меньшее число диафрагмы), чтобы получить размытый фон.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Этот австралийский кудрепёр получился неплохо, но фон выбран неверно и очень отвлекает от объекта. При использовании однообъективной цифровой зеркальной фотокамеры меньшее число диафрагмы помогла бы больше размыть фон. Когда я делал второе фото, мне пришлось довольно долго ждать, пока трубкорыл подплывет к морской лилии, чтобы получился хороший кадр на достойном фоне.

9) Отсутствие четкого объекта съемки

Эта ошибка особенно часто встречается при съемке широким углом.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

Вот мое фото, сделанное пару лет назад. Отличный общий план и полное отсутствие ярко выраженного объекта съемки.

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

С технической точки зрения этот кадр, сделанный на буровой платформе, пожалуй, неплох, но сильного впечатления на зрителя не производит – опять же, из-за отсутствия четкого объекта. Не бойтесь делать подобные снимки, со мной это происходит постоянно, но в следующий раз все же постарайтесь найти какой-нибудь интересный объект для переднего плана. 

Подводная фотография. Особенности композиции. Основные ошибки.

А вот пример широкоугольной фотографии с четким объектом на переднем плане. Дайвер без перчаток на заднем плане (Кен Уилк) помогает получить завершенную композицию. Буровая платформа в Калифорнии, диафрагма 13, выдержка 1/320, ISO 250, Токина 10-17мм @16мм.

Автор статьи: Scott Gietler

Источник: www.uwphotographyguide.com