ym

Пусть заголовок вас не удивляет. Фотосъемка в грязи – один из лучших способов сделать уникальный снимок. Мы расскажем вам о том, как это делается и с чего начать.

Подводная фотография. Фотосъемка в грязи.
Рис. 1 
Подводная фотосъемка в загрязненных местах обычно выглядит так: вы плаваете на глубине 6 метров в условиях плохой видимости, иногда среди различного мусора, снимая микроскопических существ, которых сложно обнаружить и еще сложнее сфотографировать. Звучит не слишком привлекательно, не так ли? И это определенно не то, на что дайверы тратят тысячи долларов, и за чем едут на другой конец света. Однако же, это именно то, чем мы занимаемся, и фотосъемка во многих местах популярна именно благодаря разнообразным таинственным существам, обитающим в загрязненной воде. В Карибском море дайверы уже давно научились не обращать внимания на покрышки, бутылки и теннисные туфли, захламляющие морское дно у городского причала на острове Бонэйр, потому что поняли, что горы мусора, заросшие оранжевыми кораллами и трубчатыми губками, оказались прекрасным местообитанием для огромного количества морских организмов. Здесь находят убежище морские коньки, мелководные удильщики (рыбы-лягушки) и мальки многих видов коралловых рыб. Сент-Винсент и Гренадины также привлекают фанатов, мечтающих поймать в объектив великолепных долгоперых морских петухов, скорпен, павлиньих ботусов и бычеглазых омаров. 
 

Однако основными центрами подобной фотосъемки стали далекие экзотические места – такие как залив Туламбен (Tulamben Bay), Раджа Ампат (Raja Ampat) и пролив Лембех (Lembeh Strait) в Индонезии, залив Милн Бей (Milne Bay) в Папуа-Новой Гвинее и остров Мабул (Mabul) в Малайзии. Это культовые места, которые многие фотографы охотно заносят в список мест, где обязательно надо побывать. Именно здесь делаются одни из самых причудливых и красочных фотографий в подводной фотосъемке. Хотите овладеть техникой фотосъемки в загрязненной воде? Мы вам расскажем, как это сделать:

Аппаратура  

Подводная фотография. Фотосъемка в грязи. 
Рис. 2

Многие из существ, обитающих в загрязненной воде, довольно малы, поэтому в большинстве случаев для фотоаппаратов с полноформатной матрицей подойдут макро объективы 100 мм или 105 мм, а для фотоаппаратов с кропнутой матрицей – макро объективы 60 мм или 50 мм. И поскольку самые интересные существа в загрязненной воде чаще всего оказываются и самыми маленькими, вам обязательно понадобится сильное увеличение – используйте как минимум линзы с увеличением 1:1 (в натуральную величину). Удлинительные кольца или макролинзы крепятся к объективу внутри подводного бокса. Конечно же, тогда ваше погружение будет посвящено только съемке очень маленьких существ и ничему другому, но это полезное упражнение – вы вырабатываете избирательное зрение, так как все объекты размером больше десятицентовой монеты не принимаются во внимание. Более универсальным подходом является использование внешних съемных увеличивающих линз, например, Backscatter Macro-Mate, Nexus Wet Diopter или Seacam Wet Two. Они надеваются перед макро-портом при необходимости, когда вы обнаруживаете очень маленький объект. Macro-Mate обеспечивает самое большое увеличение, примерно один к двум, в то время как другие внешние линзы добавляют примерно от 25 до 40% увеличения.

Однако в этих местах вы также можете встретить и более крупных существ, поэтому оптимальным выбором будет гибкая система, предоставляющая больше возможностей. Например, с 16-35 мм линзами я мог бы сделать самый лучший снимок осьминога (рис. 2). Но с 100 мм макролинзой, которую я поставил в тот раз, мне пришлось очень сильно обрезать кадр и подгонять композицию под возможности линзы. Это сработало, но если бы у меня был выбор, я бы использовал другие линзы. Я даже отчасти завидовал своему напарнику, который во время того погружения снимал на фотокамеру Sea & Sea compact DX-1G. Я наблюдал, как он снял серию портретов осьминога, перешел в режим макро и сделал пару снимков глаза, а затем добавил к боксу широкоугольную линзу и сделал замечательные панорамные снимки с осьминогом, свободно плывущим вдоль рифа. 

Как избавиться от «снега»

Подводная фотография. Фотосъемка в грязи.
Рис. 3 
Вода на загрязненном дайв-сайте вряд ли будет кристально чистой. Фактически, в большинстве прибрежных зон видимость зачастую бывает хуже из-за дождя или из-за донных наносов, поднятых прибойными волнами. К тому же, в прибрежных зонах чаще встречается песчаное дно, а не массивные коралловые рифы или рифовые стены, поэтому неумение контролировать плавучесть и неловкие гребки ластами могут ухудшить видимость в и без того уже сложной ситуации. К счастью, большинство ваших объектов съемки находятся не в открытом море, и «снег» от вспышки часто не виден, так как сливается с фоном. Например, этот осьминог (рис. 3) проплывал вдоль дна, устланного вулканическим песком, рядом проливом Лембех. Видимость была всего около 8 метров, но поскольку я фотографировал под углом сверху вниз, песчаная поверхность замаскировала крупные частицы взвеси, подсвеченные вспышкой.  
Подводная фотография. Фотосъемка в грязи.
Рис. 4 
С технической точки зрения наиболее сложны снимки темных объектов с участками открытой воды в кадре. Именно тут хорошо виден «снег», и зачастую избежать его появления при съемке в загрязненной воде невозможно. Этих сомов (рис. 4) я обнаружил при очень плохой видимости, и, словно этого было мало, они как буйная толпа подростков плыли вдоль рифа, поднимая еще большую муть в поисках пищи. Старайтесь сделать все возможное, чтобы избежать появления «снега» – выбирайте маскирующий его фон и располагайте вспышку под разными углами. Но имейте в виду, что иногда «инструмент клонирования» в Photoshop и кропотливый труд – ваша единственная возможность избавиться от «снега» на снимке. 

Роль дайв-гида

Подводная фотография. Фотосъемка в грязи.
Рис. 5 
Я уверен, что многие фотографы вполне могут самостоятельно находить интересные объекты, но все же хороший местный дайвмастер знает привычки мельчайших и отлично маскирующихся морских организмов: где они живут и как их представить своим клиентам-фотографам в наилучшем свете, виде и ракурсе. Я буду первым, кто признает, что этот снимок миниатюрного морского конька (рис. 5), прежде всего, заслуга гида, который мне его показал. Было очень непросто сделать фотографию такого маленького существа в достаточно большом масштабе, так как я пытался заснять его обращенным к объективу, а он все время отворачивался. А поскольку работа над композицией на глубине от 15 до 25 метров отнимает много ценного времени, наличие знающего дайв-гида позволяет свести к минимуму время, затраченное на поиски объекта, и максимально увеличить количество попыток сделать хороший кадр. 
Подводная фотография. Фотосъемка в грязи.
Рис. 6 
Помощники, занимающиеся поиском интересных объектов для фотосъемки, играют очень важную роль – ведь они могут передвигаться от точки к точке, указывая фотографу на один интересный кадр за другим. К тому моменту, как фотограф создает один макро-шедевр, проводник часто уже находит следующий объект. Жульничество ли это? Я так не думаю. Даже знаменитому гольфисту Тайгеру Вудсу нужен тренер, чтобы довести свой удар до совершенства. Конечно, это аналогия здесь не совсем подходит, ведь Тайгер может самостоятельно обнаружить все 18 лунок. Но местные дайв-гиды действительно обладают особыми навыками и невероятной остротой зрения, а фотограф может значительно повысить эффективность своей работы, полагаясь на их знания. Многие из подводных существ довольно малоподвижны, и гид легко найдет их, зная, где он их видел неделю назад. К тому же, дайв-гиды свободно делятся информацией друг с другом. Если один гид во время утреннего погружения обнаружил каракатицу, откладывающую яйца в лосерогий коралл (акропору ветвистую), то другой гид после полудня выйдет в море уже вооруженный этим знанием. 

Не все грязные дайв-сайты одинаковы

Я иногда думаю, что дайвинг в грязной воде – одна из самых удачных афер в дайвинге, которую придумали дайвмастера с орлиным взглядом. Они обнаружили, что, указывая на крошечного морского конька, креветку на голотурии или яркую рыбу-мандаринку (китайского окуня), плывущую вдоль скучного серого рифа, они могут вызвать «огненную бурю» фотовспышек своих благодарных клиентов и, как следствие, получить большее вознаграждение. Конечно же, самые популярные места погружений в загрязненной воде дают возможность сделать потрясающие фотоснимки, которые зачастую можно сделать только в данном конкретном месте и нигде больше. Но загрязненные дайв-сайты определенно имеют разное происхождение и сильно различаются между собой. Недавно меня рассмешил один рассказ, опубликованный в Интернете. В нем фотограф Мэттью Эдисон (Matthew Addison) описывал своё самое незабываемое погружение в грязной воде:

«По просьбе наших макро-фотографов мы провели два дня на грязном дайв-сайте. И это была не вулканическая грязь, которая часто встречается в таких местах, как пролив Лембех. Это были сточные воды города, не имеющего канализационной системы. Я наотрез отказался от дальнейших погружений здесь в первый же день, когда мне показали на мертвое, вздувшееся тело собаки, проплывавшее мимо. Другие фотографы были храбрее меня, и вышли из игры только после того, как несколько мусоровозов вывалили содержимое своих кузовов в воду прямо над их головами. Некоторые из горожан, стоящих на пирсе, просто сгибались пополам от смеха. Без шуток, действительно все так и было!»

Я не говорю, что интересные погружения в сточных канавах невозможны – кто знает, каких странных мутантов там можно обнаружить. Но, исходя из моего опыта, наиболее интересны погружения в тех местах, где подводный мир содержит огромное разнообразие удивительных маленьких организмов, и где дайв-гиды обладают хорошо отточенными навыками поиска этих созданий.

Этикет макросъемки

Так как фотосъемка в грязной воде привлекает энтузиастов, которые зачастую тратят огромные суммы наличных и много времени, чтобы добраться до этих мест, у вас и ваших напарников может возникнуть непреодолимое желание сделать снимок любой ценой. Но нельзя забывать об очень важных вещах, которым вы не должны навредить: подводный мир и его обитатели, а также ваша репутация фотографа, с которым людям хочется нырять. В этом вам помогут наши советы:

Не монополизируйте объект съемки. Подводные организмы могут быть очень чувствительными к близкому облучению мощной вспышкой. Кроме того, другой фотограф может терпеливо ждать рядом своей очереди сфотографировать тот же объект. Хорошим тоном будет позволить другим фотографам тоже сделать снимки, особенно если этот объект нашел дайв-гид.

Не мешайте другим фотографам. Повторяющиеся вспышки быстро проинформируют вас о том, что другой фотограф в вашей группе нашел что-то интересное. Будьте терпеливы. Крайне невежливо вмешиваться в работу другого фотографа, и еще хуже – пугать объект съемки. Оставайтесь на разумной дистанции в стороне и ждите своей очереди. А лучше найдите себе другой объект для съемки.

Следите за своей плавучестью и движениями ласт. На некоторых из загрязненных дайв-сайтов преобладает крупный вулканический песок или каменистый грунт, который не так легко взмутить, но на многих дно, наоборот, покрыто мелким песком или илом. Тогда крупный или неуклюжий дайвер может поднять все это со дна и превратить это место в свинарник, сведя на нет ту прозрачность воды, которая тут, возможно, была. Еще хуже, если фотограф тщательно выбирает ракурс для снимка, очень осторожно маневрируя вокруг объекта, боясь получить «снег» от вспышки, а затем отталкивается от поверхности несколькими сильными гребками, оставляя за собой непроглядное облако ила. Можно сделать вывод, что этот дайвер или не подозревает об этом или он просто неуклюж. Гораздо хуже, если он намеренно портит место съемки для следующего фотографа. Но в любом случае это проявление неуважения к другим дайверам.

Не провоцируйте и не поощряйте неправильное поведение. Местные дайв-гиды знают, что чем лучше снимок, тем большее вознаграждение они получат. Если вы вознаградите их, либо деньгами, либо своими восторгами, например, за откапывание осьминога из песка и бросание его в толщу воды для того, чтобы вы могли сделать классический снимок плывущего осьминога, этим вы только укорените неправильное поведение.

Статья с сайта журнала “Scuba Diving” , сентябрь 2008 года
Текст и фотографии: Стивен Фринк (Stephen Frink)

Другие статьи рубрики: Подводная фотография