Дайвинг. Пять советов о том, как лучше фотографировать рыб.

29.05.08

Дзен и искусство подводной фотографии от «разговаривающего с рыбами».

Дайвинг. Пять советов о том, как лучше фотографировать рыб.Я только что провел курс по цифровой подводной фотосъемке. Обучение проходило недалеко от моего дома – в водах Ки-Ларго (Key Largo), штат Флорида. В ходе обучения мы ныряли и фотографировали вместе со студентами, чтобы они могли увидеть и сравнить, как различные фотографы по-разному используют одни и те же условия фотосъемки. Все участники курса были опытными фотографами, и когда за мою способность заставить позировать мне даже самую пугливую рыбу они прозвали меня «говорящий с рыбами», я был невероятно горд.

На их вопрос: «Как ты это делаешь?», у меня не было конкретного ответа. Я мог только отшучиваться: «Ну, кузнечик, тебе нужно слиться воедино с морем, и тогда ты сможешь делать действительно хорошие фотографии». Но если отбросить все шутки, то я действительно думаю, что здесь есть место учению дзен. Я не могу этого доказать, но думаю, что рыба должна понимать, что вы не собираетесь причинять ей вреда, и это прежде всего должно быть видно по поведению дайвера.

Вот мой список из пяти советов о том, как поближе подобраться к рыбам и увезти домой их отличные фотографии. Опробуйте эти советы в действии, и вы тоже можете начать «разговаривать с рыбами».

1. Идите туда, где есть рыба.

Я знаю, что этот совет очевиден, но вы должны понимать, что популяции рыб сейчас не в самом хорошем положении. В мире есть много мест с великолепной чистой водой и впечатляющими рифами, но далеко не все из них богато заселены рыбой. И если вы фотографируете рыб, то незаселенные рифы вам не подойдут. Ваши шансы сделать хорошие снимки рыб увеличиваются, если вы попадаете на территорию морского парка.

В Ки-Ларго уже долгие годы существует запрет на подводную охоту, а сейчас введены еще более строгие правила для лова на крючок в заповедных зонах Национального морского заказника Флорида-Кис (Florida Keys). В результате рыбы там много, и к ней можно приблизиться, чтобы сфотографировать. Бонэр (Bonaire) – это еще одно место, где заботятся о сохранности окружающей среды, и поэтому здесь есть что поснимать. К тому же, по словам экспертов, работающих в Организации по изучению экосистемы рифов (Reef Environmental Education Foundation – REEF), здесь находятся 20 из 25 самых богатых жизнью рифов Атлантического/Карибского бассейна. Ки-Ларго – это место расположения трех наиболее богатых рыбой дайв-сайтов.

Даже в таких отдаленных и, казалось бы, нетронутых местах, как Индонезия, некоторые районы лучше других. Например, когда я в начале года был в Раджа Ампат (Raja Ampat), к своему удивлению я обнаружил, что там очень сложно фотографировать рыб. Я думал, что раз уж я нахожусь в таком месте, где рыба не привыкла видеть дайверов, мне надо будет просто осторожно подплывать к ничего не подозревающим рыбкам, и они будут кишеть прямо перед объективом. Но все оказалось совсем наоборот. Это привело меня к мысли, что если рыба редко видит дайверов, это делает ее еще более осторожной. В чем бы ни была причина, но когда я нырял на Бали чуть позже на той же неделе, фотографии рыб были гораздо более многочисленными и удачными. Плюс ко всему, владельцы местных дайв-центров и отелей понимают, что защищать морскую жизнь – в их интересах, и в результате подводная жизнь на прибрежных рифах богаче.

2. Повышайте свой уровень в дайвинге.

Хорошая плавучесть и контроль дыхания – это важные навыки, когда речь идет о качественных фотографиях рыб. Если вы берете слишком много грузов, то, скорее всего, вы будете работать ластами более активно, поднимете песок со дна и ухудшите видимость. Мне нравится устанавливать отрицательную плавучесть – я выпускаю воздух из компенсатора, что позволяет мне хорошо закрепиться на песке, и тогда я могу снимать рыб и дайверов снизу, или комфортно расположиться на животе, чтобы запечатлеть такие виды рыб, как желтоголовая собачка, которая зарывается в морское дно. Когда я решаю, что пора плыть дальше, все что нужно – это легкое нажатие на кнопку инфлятора, чтобы поддуть немного воздуха в компенсатор плавучести. Плюс ко всему, таким образом я не поднимаю ил и песок, что обязательно испортило бы кадр другим фотогрофам.

Контроль дыхания, пожалуй, еще важней для фотографа, использующего дыхательную систему открытого цикла. Рыба обязательно отреагирует на звук выходящих их регулятора пузырьков, поэтому будьте бдительны, ведь выдыхая, вы можете распугать рыбу. Я не говорю, что вы должны задерживать дыхание надолго, но очень важно контролировать свое дыхание, когда вы находитесь в непосредственной близости от объекта съемки. Обычно я наблюдаю за рыбой с расстояния, пытаясь понять, в каком направлении она будет двигаться. Когда я думаю, что предугадал движение рыбы, я начинаю двигаться ей навстречу. Как только решение принято, мне уже намного проще задержать дыхание, сделать несколько снимков и уже потом выдохнуть.

3. Научитесь входить в зону съемки.

Есть расстояние, с которого лучше всего делать фотографии рыб, и я называю его «зона съемки». Это довльно небольшой круг, радиусом не больше полутора метров от объекта, и именно в нем получаются отличные фотографии. Если вы находитесь на большем расстоянии, то могут возникнуть проблемы с цветопередачей и разрешением, поэтому вам придется подобраться ближе, но не слишком, чтобы не спугнуть рыбу. Как только вы вошли в пределы этого круга, вы должны действовать быстро и исключить лишние движения, шум или пузыри, которые могут напугать вашу «модель». Вот что нужно сделать, прежде чем входить в зону съемки:

Оцените свои возможности. Вы знаете свой объектив достаточно хорошо, чтобы понять, какой разброс ракурсов у вас есть, когда вы достигаете зоны съемки. Например, недавно я снимал барракуду, и поскольку у меня в это время был установлен режим 100 мм макро, я знал, что смогу сделать только крупный план с расстояния полуметра – метра. На следующий день я наткнулся на дружелюбного морского ангела, и, так как у меня был объектив 24-70мм с зумом, у меня было намного больше вариантов выбора композиции.

Настройте камеру и свет. Чтобы знать, как правильно настроить камеру и расположить свет, вы должны представлять, как будет выглядеть картинка через объектив бокса, и знать, как близко вам придется подплыть для того, чтобы выстроить задуманную композицию. Ведь в зоне съемки нет времени для того, чтобы экспериментировать с настройками камеры и положением вспышки. Вы должны смотреть в видоискатель, а ваш палец должен лежать на кнопке затвора. После того, как вы сделали первый кадр, вы можете пробовать различные вариации, но первый кадр может оказаться единственным, так что постарайтесь сделать его как следует.

Вы должны знать, насколько терпелива ваша модель. Ограничивайте свои движения. Безусловно, этот совет относится к потенциально пугливой рыбе. Что же касается малоподвижных объектов, таких как рыба-камень или рыба-крокодил, то с ними можете делать все, что хотите: и пускать пузыри, и экспериментировать с освещением. Но в любом случае, чтобы не мутить воду, никогда не забывайте о контроле плавучести.

4. Выбирайте правильную фотоаппаратуру.

Для того чтобы делать более качественные снимки рыб, вам понадобится модернизировать некоторые детали или все ваше оборудование. Основной проблемой, которую вам надо решить, особенно в системах «навел и сфотографировал» (так называемые «мыльницы»), является эта раздражающая задержка между моментом нажатия на кнопку и моментом, когда камера на самом деле делает фотографию. Даже небольшое промедление может иметь огромное значение, и вместо снимка с хорошей композицией вы можете получить изображение уплывающей рыбы. У новых камер время цифровой задержки заметно уменьшено, а с цифровой системой SLR это вобще не проблема, но есть десятки тысяч более ранних моделей. И тем фотографам, которые их используют, прекрасно знакомо то чувство досады, когда правильно выстроенный кадр не получается потому, что рыба уплывает к моменту, когда камера соберется его сделать.

Видоискатель вашего бокса также может иметь значение, когда крайне важна четкая фокусировка и точная композиция. Все больше фирм-производителей подводных боксов предлагают усовершенствованные конструкции боксов с различными дополнительными возможностями – в том числе, и с более удобным доступом к видоискателю или же с увеличенным видоискателем. Для фотографов с нормальным зрением это, может, ничего и не значит, но для людей, страдающих дальнозоркостью (как я), увеличенный обзор открывает больше возможостей при тех же настройках камеры и позволяет лучше сфокусироваться.

Чем больше снимков вы сделаете, тем больше ваши шансы получить хорошие фотографии. Теперь, когда восьми-гагабайтные карты памяти стоят около 150 долларов, нет причин не использовать столько памяти, сколько вы можете. Батареи в камерах тоже стали лучше, и задача сделать 500 снимков за одно погружение вполне им по силам. Вспышки тоже проделали долгий путь вперед. Старая Nikon SB105 с алкалиновыми батарейками отключится задолго до того, как вы заполните восьми гагабайтную карту, но Ikelite DS125, оснащенный новыми никель-металгидридными аккумуляторами, продержится все 500 кадров и сможет быстро востановиться.

5. Правильно выбирайте снаряжение для дайвинга.

Фотографы-профессионалы всегда серьезно подходят к вопросу выбора камеры и комплектующих, но лучшими из них становятся те, кто думает еще и о снаряжении для погружений.

Ваши снимки получатся лучше, если вы вложитесь в следующие элементы снаряжения:

Хорошая маска. Если вы занимаетесь подводной фотографией, то силиконовая обтюрация по бокам маски должна быть черной. Когда вы делаете снимок, вы же подносите маску прямо к видоискателю, и посторонний свет, проникающий сквозь обтюрацию маски, может понизить контрастность или сделать детали размытыми. Прозрачный силикон и маски с боковыми окошками для улучшения периферийного обзора – это абсолютно неподходящая экипировка для фотографа.

Хорошие ласты. Как фотографу, вам необходимы ласты, которые дадут вам все: маневренность, скорость, а так же возможность грести, двигаться назад и застывать на месте. На протяжении многих лет я думал, что только ласты с одной лопастью могут обеспечить необходимый мне уровень контроля. Но потом выяснил, что есть некоторые (далеко не все) ласты с разрезными лопастями, которые работают так же хорошо. Разрезные ласты, которые мне кажутся наиболее подходящими для подводной фотографии, должны иметь довольно тугие лопасти и полужесткие продольные ребра. Ну а вообще, выбор ласт – это персональное решение каждого. Вы должны сами опробовать столько моделей, сколько сможете, и тогда вы найдете те, которые подойдут именно вам.

Термальная защита. Сложно сконцентрироваться на рыбе (или на любом другом объекте съемки) когда ты дрожишь. Вложения в защиту от холода экстра-класса могут принести дивиденты в виде хороших фотографий, особенно если вам нужно долго находиться неподвижным, пытаясь сфотографировать особо пугливую «модель».

Октябрь 2007
Текст и фотографии: Стивен Фринк (Stephen Frink)
Источник: сайт журнала Scuba Diving