ym

Тодд Эссик - один из немногих фотографов в мире, умеющий делать действительно потрясающие фотографии под водой. Мы встретились с ним на выставке, посвященной дайвингу, проходившей в феврале 2007 года в Москве, где он раскрыл несколько секретов подводного фотоискусства.

Тодд Эссик подводный фотограф

Тодд, где вы живете? Не слишком ли холодно у нас здесь?

Флорида! Там довольно тепло сейчас! Еще пару дней назад я купался в море, ловил лобстеров и готовил их на ужин, а сейчас я развлекаюсь в Москве! (Улыбается.) Тут гораздо холоднее!

И вы никогда раньше в Москве не были?

Нет!

Какие впечатления? Как сам город? Как люди?

Я думал, тут будут большие здания, что-нибудь более высокое! Где небоскребы? Вот мое первое впечатление. На самом деле тут много старинных красивых зданий, которые как бы расширяют город. Кремль очень красивый. Движение на дорогах - кошмар! Напоминает Турцию - это еще одна страна, где ужасная ситуация на дорогах.

Почему вы выбрали дайвинг, а не какой-нибудь другой вид спорта и деятельности?

Я думаю, что я, как и многие из тех, кто уже давно этим занимается, были вдохновлены Жаком Кусто, как ребенок, который очарован морем. К тому же мы еще в детстве переехали во Флориду. Мое отношение к океану и подводному миру сформировалось как раз благодаря Жаку Кусто: смотря его программы по телевизору, будучи маленьким, я начинал понимать, что буду заниматься этим.

А когда начали нырять?

Я получил сертификат в 20 лет, и вот с тех пор я занимаюсь дайвингом, уже 27 лет. Стараюсь нырять ежедневно, ведь во Флориде, где я живу, все к этому располагает, вышел из дома - и море у твоих ног.

А серфинг?

Я не любитель этого вида спорта, но мой племянник катается на серфе - он живет немного севернее Флориды, там, откуда родом знаменитый Келли Слейтер (Kelly Slater - многократный чемпион мира). Так вот, мой племянник катается, а я - нет.

Неужели Флорида - такое популярное место?

Флорида? Да оно просто легендарное. Знаете, из разряда "секретов старого капитана" - люди просто до конца не понимают, насколько оно клевое! Я там живу и каждый раз удивляюсь! Я нырял в Карибском море, на Багамах и много где еще, так вот - Флорида лучше!

Есть ли там подводные животные? Какие они? Есть кто-то особенный?

Они там такие же, как и во всей Атлантике, - ничего экзотического. Вода-то прозрачная, все видно! Кто мне больше всего нравится? Есть одна рыба, похожая на синего попугая и с черными точками - она любимая. Еще, как уже говорил, люблю ловить лобстеров и готовить из них свежий ужин. Получается, ловля лобстеров и фотографирование - единственные вещи, которые я делаю.

А когда вы начали снимать?

Где-то около семи лет назад. Уточню - тогда я занялся подводной фотографией. Но до этого я около 10 лет проработал фотокором в Майами.

Так что вы начали делать раньше? Фотографировать или нырять?

Снимать я начал, еще когда был очень маленьким. Потом я пошел в художественную школу, собственно, нырять я начал почти одновременно с началом учебы в той школе. И как только я закончил художественную школу, у меня началась практика (фотожурналистом) в "Майами Геральд", и я действительно полюбил это дело! У меня за очень короткое время набралось очень неплохое красочное порт-фолио, которое я и отнес в офис "Associated Press" в Майами, они его просмотрели и спросили меня, когда я хочу начать работать! Я тут же ответил: "Завтра же!!" И вот так я проработал на них 10 лет, а потом попросту устал от работы фотокором. Я параллельно нырял, чтобы отстраниться от фотографии, дать себе немного отдохнуть от работы. Когда я нырял, камеры не было, и это было здорово: я наслаждался водой, подводными животными. И как-то раз, в какой-то командировке, я встретил одного господина, который организовывал плавание с дикими дельфинам в Key-West. Я попробовал, и меня затянуло: как только я хотел отдохнуть от камеры, я отправлялся к нему, спал на яхте и расслаблялся, плавая с дельфинами. И как-то раз со мной произошел очень интересный случай вместе с теми дельфинами. Суть этого "аттракциона" такая: один человек находится в воде и ищет дельфинов, при этом лодка находится немного поодаль. После того как дельфины приплыли, человек дает знак, лодка подплывает, и этот господин выбрасывает всех желающих за борт к диким дельфинам. И вот однажды он забрасывает меня в море на поиски дельфинов, и вот приплывает один, но тут же уплывает, за ним еще двое приплывают, сразу уплывают. Потом трое. Я за ними. И в какой-то момент они оказываются совсем рядом, смотрят на меня, и видно, что они думают: "Неужели этот парень не может плыть быстрее?". Я готов был их убить прямо там! И вот один из дельфинов помогает мне добраться до остальной группы, и они позволяют мне остаться с ними где-то на полчаса. Их было очень много: самцы, самки, молодые, старые - целая стая! Парочка дельфинов постоянно ко мне подплывала и смотрела на меня, будто вопрошая: "Эй, парень, ты хорошо время проводишь?" Я ощутил себя непосредственным участником их мира, его частью. И это было просто потрясающе. И вот мы все вместе подплыли к лодке, организатор выбрасывает всех в воду, а я забираюсь наверх, невероятно уставший - я плавал около часа, стараясь пробыть с ними максимально дольше. И тот парень поворачивается ко мне и говорит: "Ну и как тебе, хорошо было в этом дельфийском клубе? Ощутил себя ими?" Я говорю, да, это было реально здорово, вот бы еще раз такое повторить. Тут и пришла в голову мысль снять женщину вместе с дельфинами. Я пришел домой и написал целый проект, а потом понял, что его просто нереально осуществить: много людей и техники требуется, что-то может пойти не так, слишком много денег на это надо. В общем, проект и пролежал у меня в ящике около трех лет. Я к тому моменту уже забросил фотографию и дайвинг, переехал в Чикаго, где открыл свой Интернет-бизнес, влюбился, нырял время от времени. Потом мой бизнес прогорел, и тут как раз Дэвид Дубулей, известный фотограф из "Нейшенал Джеографик", приехал и показал мне свои фотографии с Гавайев, на которых были изображены дайверы и какие-то красивые животные. И тут я сказал ему: "Пора начинать делать мой проект!" В ту ночь я приехал домой, включил компьютер и начал все считать: сколько мне потребуется денег на реализацию, что нужно купить из техники и т.д. И это было семь лет назад. Несколько месяцев спустя я был уже на пляже во Флориде, тестируя оборудование и объясняя моделям их задачу. Так все и началось.

Получается, вы сразу начали зарабатывать подводной фотографией?

Да, я же был профессиональным фотографом, я просто переместился под воду - все контакты были, я умел продавать материал. В общем, все то же самое! И я был очень наивным, думая, что все будет очень просто, но вот именно поэтому у меня все получилось. У меня не было страха, и я не был неуверен в себе, хотя все говорили мне, что ничего у меня не получится. Я беседовал с профессиональными фотографами, с теми, кто снимал под водой, и спрашивал их совета. Они мне говорили: "Постой, постой! Ты был фотографом 10 лет, так?" Я говорил, мол, да. Они мне: "И ты хочешь залезть под воду и снять женщину на фоне подводных зверюшек?" Я говорю, что да. Они: "О, это круто! Но знаешь, сколько таких, как ты, которые думают, что этим можно будет заработать?" Я: "Я уверен, что у меня получится! Это же другой мир, он затягивает, это очень здорово и в принципе просто! Посоветуйте мне что-нибудь!" На другом конце трубки долгое молчание, затем мне говорят: "Знай свое оборудование!" Я молчу, а потом спрашиваю: "Может, что-то еще?" Мне в ответ: "Да, знай свое оборудование и возьми с собой много вспышек!" Я говорю: "Ага, понял, знать матчасть и вспышки. И это все?" Мне: "Да, да, все, у тебя все получится!!!" (смеется). В общем, я не боялся ничего, и с самого начала у меня стали получаться отличные снимки. Все удивлялись, а я гордо говорил, что всю жизнь делаю отличные фотографии.

А как пришла в голову мысль провести съемку с акулами?

Один мой друг, Кен Бин, он живет на Багамах, прочитал мой проект и сказал, что вот здесь как раз и будет лучше всего снимать: акулы есть, и они безвредные, можно будет все найти, нанять людей, моделей. Кстати, модели мои мне полностью доверяют, ведь они со мной очень и очень долго, две из них - почти с самого начала, остальные - около пяти лет. И когда я спросил, не захотят ли они посниматься с акулами, они хором сказали: "Акулы? Здорово! Когда начинаем?" Я был немного сбит с толку, говорю: "Это же акулы!" Они мне: "Мы знаем. Но мы также знаем, что ты никогда не забросишь нас туда, где будет опасно! Мы тебе верим!" В общем, так мы и начали подготовку к этому проекту, было это около двух лет назад.

А как они на людей реагируют? Какие это акулы?

Это карибские акулы. Да, они кусаются, мою модель как-то укусили, но, слава богу, ничего серьезного. Это была наша ошибка, мы были виноваты, мы хотели добавить драматизма в фотографии, пренебрегли техникой безопасности, и поэтому все пошло не так. Знаете, тысячи людей плавают с акулами на Багамах каждый год. И все ОК. Я даже сам советую людям ехать туда специально, чтобы поплавать с акулами. Это потрясающий опыт, и это безопасно, при условии, что вы соблюдаете простые правила.

Что, все настолько безопасно, что не бывает происшествий?

Нет, они сами не нападают, то, что мы делали, можно спокойно назвать провокацией. Мы вмешивались в их жизнь, нарушали их распорядок дня. Мы были близки к тому, что ничего бы не произошло. Если что-то в принципе и происходит, то очень редко. Я не думаю, что мы были в более опасной ситуации, чем какие-нибудь каскадеры или просто те люди, которые с ними каждый день работают, - у них происшествия происходят чаще. Но я не знаю ни одного человека, который плавал с акулами и которого кусали.

Расскажите про эту съемку. Какая глубина, как все происходило?

Глубина была около 15 метров. Мы работали три дня подряд, переезжая с места на место, так что было сложно сосредоточиться. Я знал, какие фотографии я хочу получить, и в итоге вышло три точки, в которых мы и работали. Мы снимали, потом ехали назад, я смотрел то, что получилось, потом мы ехали обратно на точку и снова снимали. Но я не делаю много бездумных фотографий. Я делал так, когда был молодым: я приходил к фоторедактору с мотками пленки, он качал головой и спрашивал, чего я мог такого наснимать. Я удивлялся и говорил, что тут снято все, что им нужно. Он брал первую попавшуюся пленку, выбирал один кадр и говорил: "Мы напечатаем это, остальное можешь забирать!" Я начинал вопить: "А как же остальные девять пленок?" И в ответ: "Оставь себе". Так я становился лучше и лучше, я учился нажимать на кнопку тогда, когда это действительно нужно. И спустя 10 лет я приходил на то событие, которое мне нужно было отснять, и я отщелкивал только полпленки! У меня была запасная камера на всякий случай, и там я тоже делал полпленки. Так что я, прежде чем нажать на кнопку, всегда жду, пока кадр не построится так, как мне нужно, как я хочу, как я его вижу, - и умею делать это быстро. Мои модели всегда удивляются, когда мы спускаемся под воду, и буквально через 10 минут мы уже вылезаем наверх. Они удивляются, спрашивают, не сломалась ли камера или еще что-нибудь. Я говорю им, что все работает, просто это они халтурят. И они знают, чтобы все вышло хорошо, они должны работать, потому что я не хочу получить просто хорошую картинку, я хочу нечто большее - это и моя работа, и их. Так что, сработавшись, мы управляемся быстро.

Сколько людей принимают участие в съемке? Моделей страхуют?

У каждой модели есть дайвер-страховщик, они работают вместе, общаются знаками - ведь у моделей нет ни баллонов, ни регуляторов, и когда они подают сигнал, те должны подплыть и дать подышать. Организованность процесса и исполнительность этих дайверов-страховщиков - очень важная составляющая работы. Ведь когда я передаю свою модель на его попечение под водой, я не хочу об этом больше думать. Я думаю над композицией и тучей других факторов и я хочу быть уверен, что моя модель в безопасности. Каждый выполняет свою работу.

Обычно я путешествую и снимаю в компании из шести человек. Уже на месте я могу нанять еще шестерых ассистентов. У нас три дайвера-страховщика, координатор по работе с животными, мой ассистент, иногда второй ассистент, еще пара людей, которые за оборудование отвечают.

Это, наверно, очень дорого - организовать съемку подобного рода. Как получается на этом заработать?

Я выпускаю отпечатки большого формата в ограниченном количестве. У меня есть книги, постеры. Я работаю с журналами, но это не основная статья дохода. Это скорее для популярности.

Какие камеры вы используете?

У меня несколько камер, на Багамах я снимал камерой Nikon D2X, и мне очень понравилось. Еще я до сих пор иногда снимаю на пленку, так, я привез с собой шесть боксов и шесть камер, как цифровых, так и пленочных, была еще Mammya RD67 в боксе и Никон - это был первый раз, когда я его по-серьезному использовал. Это очень удобная и простая камера, мне понравилось, хотя я не очень дружу с цифровой техникой.

А где больше всего нравится снимать?

Где угодно, где очень тепло, а вода прозрачная (улыбается). На самом деле это очень серьезный вопрос, потому что каждое место особенно по-своему. И я могу найти что-нибудь уникальное где угодно, для меня каждое новое место - это приключение. Я люблю все те места, где побывал до этого момента, и мне постоянно хочется побывать где-нибудь еще.

Снимаете только моделей? Не хотелось как-нибудь попробовать снять под водой что-нибудь еще?

Нет-нет, мне нравятся мои модели, мне нравится работать с ними и мне нравится в принципе эта идея, я ее постоянно развиваю.

Тодд, есть отличия между подводной фотографией и обычной?

Знай свое оборудование и возьми с собой много вспышек!! Из этой серии вопрос, да? По-моему, разницы почти нет, я думаю, что профессия подводного фотографа требует от тебя более серьезной технической подготовки, ведь, по сути, фотограф в первую очередь должен быть дайвером, и, чтобы быть хорошим подводным фотографом, надо быть отличным дайвером, чтобы вообще не думать об этих мелочах при съемке. Вот, к примеру, когда я снимаю под водой, я забываю, что я дайвер, что я нахожусь под водой, я сосредоточен полностью на процессе съемки, и так не только у меня, а у всех фотографов в принципе: когда ты снимаешь, ты абстрагируешься от внешнего мира. И эта способность и делает фотографа лучшим, а в сочетании со знанием техники дайвинга - лучшим подводным фотографом.

Были ли какие-нибудь опасные моменты во время съемок?

Да, самый опасный момент был с той девушкой, которую акула укусила за ногу, а потом акула перегрызла веревку, что отчетливо было видно на следующей фотографии. Но все кончилось хорошо. Знаешь, за семь лет ничего серьезного не было. А, однажды мою модель медуза ужалила в спину. Мы закончили снимать, решили сделать перерыв на день, а потом у нее началась лихорадка и жар, но все обошлось.

Тодд, а что вы снимали, когда работали в AP? Расскажите поподробнее.

Назовите любой жанр фотографии, и я скажу вам, что снимал это. От животных на фермах до Олимпийских игр, убийства, торговцев наркотиками, беженцев. Работая репортером, я снимал различные церемонии, награждения, спорт: бейсбол, футбол, американский футбол, гольф, теннис, греблю.

Потрясающе…

Да, в принципе ничего такого, я просто был парнем с камерой, вот и все!

Тодд, как вы относитесь к своим фотографиям? Все ли нравятся вам самому, все ли - другим людям?

Мне нравятся все мои фотографии, они как мои дети. Как можно выделить кого-то? Я люблю их всех одинаково. В каждой есть что-то уникальное. Когда я снимаю, а потом печатаю несколько разных фото, никогда не бывает так, что мне одна работа нравится больше другой. С другой стороны, это совершенно нормально, что зрителям нравится что-то больше, а что-то меньше. Они же зрители. А работы - мои. У каждого свое мнение. Я снимаю не для кого-то, я снимаю в первую очередь для себя, и если кому-то нравится, как я снимаю и что я снимаю, - отлично, они покупают у меня фотографии. Я к каждому снимку отношусь особенно - будь это обложка известного журнала или напечатанная для себя маленькая открытка: в каждом снимке есть своя идея, и, делая серии снимков, я, таким образом, показываю то, что хочу сказать миру. И когда тебе удается действительно передать идею или подойти очень близко к этому, наступает моральное удовлетворение. Итак, могу ли я сказать, что мне одни снимки нравятся больше других? Нет. Могу ли я сказать, что каждая работа приносит мне моральное удовлетворение? Да.

Какие из ваших достижений для вас наиболее значимы?

Мне нравится работа, мне нравятся обложки журналов, я известен и популярен, но, на мой взгляд, самым большим достижением считаю то, каким образом некоторые люди иногда смотрят на мои работы. Когда-то была яхтенная выставка, и оттуда мне запомнились две вещи. Это пожилой человек в инвалидной каталке, которого кто-то вел. Он не мог ни говорить, ни ходить, он почти не двигался. И вот они подошли к моим работам, и тот человек, который за ним ухаживал, положил ему в руки один из моих альбомов. Он начал переворачивать страницы, и стало видно, что он хочет что-то сказать, его лицо источало эмоции настолько, что я испытал невероятный душевный подъемом. А второй момент - маленькая девочка под самый конец шоу подходит ко мне с каким-то мужчиной, видимо, папой, чтобы купить постер. Это была восьмилетняя девочка, блондинка, уже привлекательная, я посмотрел на них и спросил: "Это постер для вашей дочери?" "Да", - ответил мне тот мужчина. Я посмотрел на нее и попросил ее показать на тот постер, который ей больше всего понравился. Она показывает на постер с дельфинами, который лежал на столе в единственном экземпляре. Я пожимаю плечами, подписываю его и начинаю заворачивать, и тут понимаю, что завернул еще один. "О нет, что я делаю, старый дурак!", - говорю я ей и подмигиваю. И она начинает смеяться. Знаете, я никогда в жизни не забуду эти ее улыбку и смех. И вот эти два случая я считаю важными достижениями. Понимаете, эмоции людей, которые проявляются при просмотре моих фотографий, - это как раз то, для чего я живу. Я снимаю для себя, а также и для людей, которым мои фото понравятся. Они могут говорить, что это просто фантастика, что это просто супер, что им нравится, а мне, в свою очередь, нравится, что меня принимают, мне нравятся мои зрители. Это и есть некое маленькое достижение, к которому я прихожу каждый раз вместе с ними. 

Я рассказал про эти два случая, а есть еще один.
Я делал шоу в Сингапуре несколько лет назад, и один глухонемой парень подходит к моим фотографиям и убегает. Я стою и не понимаю, что происходит, почему он убежал. Но через несколько минут он возвращается вместе со своими друзьями, несколько минут они смотрят, а потом начинают активно общаться друг с другом знаками. Это было очень сильно. Было видно, что они обсуждают впечатления от увиденного. Это всегда эмоционально, когда видишь, что люди поняли, что ты хотел им сказать или показать. Между нами появляется некая связь, и это просто здорово, и это я и считаю главным достижением! Ты создаешь какой-то кусочек искусства, который приносит людям радость, спокойствие, счастье… Мне приходилось видеть, что люди плачут, глядя на мои фото. Разве это не достижение, что ты можешь создать то, от чего люди, посмотрев, начинают плакать? Или смеяться?

Тодд, вы счастливы?

У меня самая лучшая работа в мире, я путешествую по экзотическим местам, я беру с собой очаровательных женщин, которых я потом снимаю под водой вместе с животными. Да, я счастлив.

Сколько стоят ваши работы?

Есть четыре формата, 11х14 дюймов, 16х20, 20х24 и большой формат, под заказ. Так вот, 20х24 продаю от 25 у.е. до 100 у.е. за штуку, 16х20 - по 2000 у.е., а 11х14 - по 500 у.е. Большой формат продаю за 5000 у.е.

А был ли когда-нибудь день, когда вы проснулись рано утром и поняли, что это все просто достало и хочется заняться чем-то другим?

Никогда! Я просыпаюсь каждый день только с одной мыслью - как сделать так, чтобы мои работы увидело максимальное количество людей, где организовать выставку и так далее. Мои работы смотрели в Сингапуре, Куала-Лумпуре, сегодня в Москве, во Франции, в Германии и еще много где. Я и в правду счастлив, что могу заниматься всем этим.

Видели ли вы работы наших российских фотографов?

Знаете, когда я смотрю на фотографию, я никогда не обращаю внимания на имя автора и из какой страны он. Хорошая фотография везде хороша. И я не хочу, чтобы люди, которые смотрят на мои работы, сначала восхищались, а потом смотрели, что я из Америки, и говорили, что, мол, ага, он из Америки, у них там все условия есть, и так далее. Я хочу просто мнения, нравится или не нравится.

Тодд, было очень приятно с Вами познакомиться и пообщаться! Всего хорошего и удачи!

Спасибо! Вам тоже всего хорошего!

Посмотреть работы Тодда Эссика можно на его сайте: essickphoto.com

Другие статьи рубрики: Подводная фотография