Этикет фотосъемки в век цифровых технологий

20.04.07

Убедитесь, что ваши манеры совершенствуются так же быстро, как ваша фотоаппаратура.

Одна из первых статей, которую я написал для журнала «Scuba Diving» в конце 1990-х годов была посвящена правилам хорошего тона для подводных фотографов. Написать эту статью меня побудило письмо одной женщины, в котором она рассказывала, как оскорбительно вели себя фотографы в ходе последней дайв-поездки. Они заняли весь дайв-дек, под водой грубо отталкивали ее в сторону всякий раз, как видели что-нибудь интересное, и, честно говоря, испортили ей все впечатление от поездки.

С тех пор многое изменилось, но многое остается неизменным. В те времена среди подводных фотоаппаратов лидировала модель Nikonos V, подводных фотографов было немного, и за одно погружение они могли сделать не более 36 снимков. Сейчас развитие цифровых технологий привело к росту числа людей, увлекающихся подводной фотосъемкой. В распоряжении подводных фотографов имеются фотокамеры с картами памяти до двух и даже до восьми гигабайт – на них умещается в десятки раз больше снимков, чем жалкие 36 штук. И сейчас как раз самое время заново пересмотреть правила хорошего тона для подводных фотографов.

Пространство на боте

Конечно, подводные фотографы занимают больше места на дайв-деке, чем те, кто фотографией не увлекается. В моем случае мне удалось существенно снизить площадь, необходимую мне для моей аппаратуры. Вместо камер Nikonos RS, Nikonos V и Nikon Fioo с боксом, которыми я пользовался раньше, я теперь беру с собой одну зеркальную фотокамеру Canon в боксе, которая, по сути, способна заменить собой три прежние. Но сегодня многочисленные фотографы используют самую разнообразную аппаратуру – от простых автоматических «мыльниц» до громоздких систем со множеством аксессуаров и приспособлений. Очевидно, что нам необходима четкая организация, чтобы не мешать окружающим.

Дайвинг - Статьи - Этикет фотосъемки в век цифровых технологий

Фотографам нужен специальный столик, куда они могли бы класть свою аппаратуру и работать с ней. Лучше всего, если столик будет чуть в стороне – не по дороге к дайв-деку и кринолину, на пути у основной части дайверов. На некоторых дейли-ботах такой столик есть, но таких немного. Даже на большинстве сафарийных ботов столик для фотоаппаратуры не соответствует размерам современных систем для подводной фотосъемки. Фотографам необходимо сухое и хорошо освещенное место, где они могли бы собирать и обслуживать фотоаппаратуру, а так же ведро с водой для опреснения фотокамеры (которое тоже занимает место на дайв-деке). Фотографы должны хранить свою аппаратуру и готовить ее к работе в специально отведенном месте, а людям, не имеющим отношения к фотографии, следует избегать собираться в этой зоне, особенно после выхода из воды, когда есть вероятность, что случайные капли попадут на аппаратуру.

Обычно ставят два резервуара с пресной водой: один для фотокамер, а второй – для масок и прочего снаряжения. Это делается потому, что вещества, входящие в состав антифогов для масок, могут повредить порты или О-ринги боксов. Кроме того, прочие элементы снаряжения могут поцарапать оптику, случайно задев ее. Когда в емкость с пресной водой кладут сразу несколько камер, велика вероятность, что шнуры запутаются, а кронштейны и подставки боксов повредят хрупкие порты объективов. Вытаскивая одну систему, вы можете зацепить другую, что может привести к ее затоплению. Фотоаппаратуру помещают в пресную воду, чтобы удалить с ее поверхности соль, поэтому достаточно будет просто быстро, но тщательно прополоскать ее.

На пути к кринолину

Фотографы в ластах, пробирающиеся по дайв-деку, сжимая в руках свою аппаратуру – это потенциальный источник катастрофы, ну или, по крайней мере, повод к обострению отношений. Как правило, дайвмастер дает указания относительно того, как следует проносить камеры на корму судна. Прислушивайтесь к этим указаниям. Если камеру необходимо принести со столика, расположенного в носовой части судна, к месту входа в воду на корму, сделайте это до того, как наденете ласты и прочее снаряжение. Убедитесь, что кронштейны вспышек прочно закреплены, и объясните команде, как подавать вам камеру, когда вы будете в воде. Я однажды видел, как на дайв-деке был разбит сферический порт (dome port) из минерального стекла стоимостью 1 500 $. И произошло это потому, что фотограф совершил две ошибки. Во-первых, он не проверил, надежно ли закреплены кронштейны, прежде чем передать фотокамеру человеку, который должен был потом подать ему ее в воду. И, во-вторых, он не предупредил его, что держать камеру надо за ручки, а не за кронштейн. Фотографы должны предугадывать, что может пойти не так, и стараться это предотвратить.

Правила хорошего тона под водой

Под водой фотографы должны соблюдать эти простые правила:

Не причиняйте вреда подводному миру и его обитателям. Наличие фотоаппаратуры влияет на плавучесть, а видоискатель ограничивает периферическое зрение – настолько, что вы можете «врезаться» в коралл. Да, вы знаете, почему это происходит, но это не может служить оправданием. Если фотокамера мешает дайверу, значит его навыков недостаточно и ему не следует погружаться с камерой. К сожалению, встречаются также бессердечные фотографы, которые сознательно причиняют вред рифу ради эффектного снимка. Мы все должны понимать, что способность рифов к восстановлению не безгранична, и никто не в праве разрушать их.

Опирайтесь только о камни или песок. К кораллам прикасаться нельзя, но если вы для равновесия обопретесь одним пальцем о камень или опуститесь на колени на песчаном участке, это не повредит рифу. При этом постарайтесь не взмучивать песок, чтобы он не оседал потом на кораллах.

Взаимодействие с подводными обитателями

Не следует беспокоить морских обитателей ради удачного снимка – например, нарочно пугать рыбу-ежа, заставляя ее раздуться, или фотографировать дайвера, катающегося на черепахе. Воздействие человека на Мировой океан и его обитателей и без того настолько сильно, что мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы защитить их и сохранить для будущих поколений. Подводная фотография позволяет нам увидеть и передать другим красоту рифов, океана и населяющих его созданий. Но при этом мы не должны причинять вред подводному миру.

Дайвинг - Статьи - Этикет фотосъемки в век цифровых технологий 

Фотографировать под водой необходимо с небольшого расстояния. В топических морях вода сине-зеленого цвета, а по плотности она превышает воздух в среднем в 600 раз. Чтобы цвета на снимке были яркими, а разрешение максимальным, фотограф должен находиться как можно ближе к объекту съемки. Кроме того, ему необходимо использовать искусственное освещение – чтобы вернуть цвета, которые поглотила вода. Но некоторые из морских организмов очень чувствительны к вспышке.

«Основная проблема заключается в том, что они испытывают шок, связанный с изменением условий окружающей среды, - объясняет доктор Алекс Мастард, морской биолог и подводный фотограф. – «Так что многократное фотографирование обитателей рифа ночь со вспышкой наносит гораздо больший вред, чем фотосъемка в солнечный день на небольшой глубине. Чем темнее вокруг, тем больший шок испытают подводные обитатели от вспышки». Насколько я знаю, никто еще не подсчитал, сколько вспышек мощностью 150 ватт с расстояния 15 см потребуется, чтобы крошечный морской конек получил неизлечимую травму. Но дайвмастера заметили, что если они часто приводят дайверов к одной и той же горгонарии, где обитают эти удивительные существа, им приходится ограничивать количество кадров со вспышкой, иначе морские коньки погибнут. Реальность такова, что если фотографы слишком часто беспокоят малоподвижных и скрытных морских обитателей, с последними происходит что-нибудь неприятное. Теперь, когда мы используем камеры с гораздо большими возможностями, чем прежде, мы просто обязаны бережнее относиться к существам, населяющим морские воды.

«Право собственности» принадлежит нашедшему

Тот факт, что у вас в руках фотокамера, еще не означает, что вы являетесь полновластным хозяином подводного мира. Вот несколько полезных советов, которые помогут вам мирно уживаться с другими дайверами:

Дайте другим дайверам время полюбоваться подводными красотами. Если дайвер, не увлекающийся подводной фотосъемкой, рассматривает что-то интересное, фотограф должен спокойно подождать в стороне, и подплыть лишь после того, как дайвер двинется дальше. Наличие у вас фотокамеры не является козырем и не дает вам никаких преимуществ перед теми, у кого ее нет.

Не мешайте другим фотографам. Если вы видите, что фотограф тщательно выбирает кадр, не проплывайте рядом с ним. Даже шум регулятора может отвлечь его и погубить снимок. Если фотограф собирается сделать снимок вертикальной стенки широкоугольным объективом, не проплывайте под ним, так как ваши пузырьки могут попасть в кадр, где им не место. Помните, что объект съемки остается в распоряжении фотографа до тех пор, пока фотограф сам не прекратит съемку. Отталкивать его в сторону или выдыхать пузырьки в кадр, чтобы показать, что вы в нетерпении ждете своей очереди, крайне невежливо и просто вульгарно. Возможность увидеть чудеса подводного мира – это привилегия, но здесь никто не имеет преимущества перед другими. В прошлом месяце я погружался в местах, весьма популярных среди подводных фотографов. Во время остановки безопасности я мог наблюдать за фотографами, снующими у самого дна. Один из дайверов с нашего бота фотографировал рыбу из семейства скорпеновых, а второй терпеливо дожидался своей очереди. И тут появился еще один дайвер, но с другого бота. Он протолкался вперед, бросил возмущенный взгляд на обоих дайверов и принялся сам фотографировать рыбину. По его камере я мог судить, что это был опытный фотограф, но, только поднявшись на борт, я узнал, что это был известный профессионал. Мораль истории такова: если вы не собираетесь утруждать себя элементарной вежливостью под водой, не пишите свое имя на фотоаппаратуре.

 

Обсудить на Форуме