Дайвинг. Неконтролируемое всплытие, подводные навигационные приборы, кашель под водой.

19.09.08

На ваши вопросы о дайвинге отвечает инструктор МАЙКЛ ЭНДЖ (Michael Ange)

Дайвинг. Неконтролируемое всплытие, подводные навигационные приборы, кашель под водой.В: Недавно во время всплытия я заметил, что поднимаюсь слишком быстро. Но когда я попытался стравить воздух из компенсатора плавучести, моя скорость все равно не замедлилась. Я схватился за швартовочный канат и повис вниз головой, не будучи в состоянии перевернуться. Что я сделал не так?

О: Есть несколько наиболее распространенных причин слишком быстрого, неконтролируемого, всплытия. Я назову их и коротко расскажу, как с ними бороться.

Вы стравили недостаточно воздуха из компенсатора плавучести перед тем, как начали всплывать. Всегда помните – прежде, чем вы начнете всплытие, необходимо установить слегка отрицательную плавучесть.

Вы не стравливали воздух из компенсатора плавучести во время всплытия. Во время всплытия ваша плавучесть всегда должна быть нейтральной или слегка отрицательной – не забывайте периодически стравливать расширяющийся воздух из компенсатора плавучести (как правило, это следует делать через каждые 3 метра или около того).

Неправильно работает инфлятор – это может быть связано с несвоевременным обслуживанием снаряжения или неаккуратным обращением с ним. Если вы чувствуете, что ваша плавучесть неожиданно начала увеличиваться, потяните за шнур клапана быстрого сброса воздуха (клапан обычно расположен на плече и/или сбоку в нижней части спины) и, не отпуская его, постарайтесь разобраться, в чем причина неполадки. Если кнопку шланга инфлятора заело и воздух из баллона постоянно поступает в компенсатор (не распространенная, но вполне возможная ситуация), как можно быстрее отсоедините шланг низкого давления от инфлятора и начинайте контролируемое всплытие. На поверхности поддуйте компенсатор плавучести ртом.

В: Существуют ли разработки компаса, объединенного с GPS-навигатором, который позволял бы определить и внести в память положение бота перед началом погружения – это существенно упростило бы для дайверов навигацию по маршруту и возвращение на бот.

О: Добро пожаловать в клуб мечтателей. К сожалению, современные GPS не могут принимать сигнал спутника под водой. Так что, для того, чтобы описанная вами система работала, вам придется разместить на буе или на борту судна специальное устройство, принимающее сигналы и передающее их под воду на специальный приемник. Затем подводное принимающее устройство должно будет рассчитать свое положение относительно приемника, находящегося на поверхности. Для большей точности потребуется провести триангуляцию, используя данные не от одного, а от нескольких приемников на поверхности – так же, как обычные «сухопутные» GPS-навигаторы используют информацию от нескольких спутников. Или же вы можете взять шнур и подсоединить ваше подводное принимающее устройство к антенне, а антенну разместить на буе, плавающем по поверхности. Этот буй вам придется тащить за собой на веревке всю дорогу. Оба эти способа чересчур сложны для большинства дайверов и производителей снаряжения.

Существуют автономные (не GPS) навигационные устройства. В качестве одного из примеров можно назвать навигатор Dive Tracker, производимый компанией Desert Star. Вы вывешиваете гидроакустический излучатель в воду рядом с ботом, с которого погружаетесь, или у точки выхода из воды. С собой вы берете компактный приемник, который измеряет силу сигнала. Приемник отображает приблизительные направления на графическом дисплее – в зависимости от того, на каком расстоянии от излучателя вы находитесь. Такая система не покажет вам расстояние до судна, но, следуя по направлению на сигнал, вы, в конце концов, доплывете до судна или до точки выхода из воды.

В: Иногда, когда я плаваю по поверхности, мне в дыхательное горло попадает вода, и я сильно закашливаюсь. Но что, если это произойдет под водой?

О: Вы точно так же закашляетесь. Но не волнуйтесь – вы совершенно спокойно можете кашлять и чихать во вторую ступень регулятора. Вас может даже стошнить под водой – ничего страшного. Так что, если на глубине вы закашляетесь, просто покрепче держите загубник и кашляйте, сколько будет нужно. Но не пытайтесь немедленно всплыть – во время кашля ваши дыхательные пути могут на какое-то время перекрываться, что может вызвать баротравму легких из-за расширяющегося при всплытии воздуха. Просто оставайтесь на той же глубине, пока кашель не пройдет.

По материалам журнала “Scuba Diving”, апрель 2008
Фото: Stephen Frink