ym

Текст и фото: Эрнст Антонов

В конце июня – начале июля этого года успешно прошла очередная подводная мини-экспедиция в Керченском проливе. От многочисленных предыдущих экспедиций она отличалась составом участников, поставленными и успешно выполненными новыми задачами, а также неожиданными находками.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Небольшое отступление. Дело в том, что Керченский пролив еще с древних времен (Боспорского царства) известен своим активным судоходством, морской торговлей и рыболовством. В ходе русско-турецкой войны здесь происходили морские баталии за господство над морями и проливом. Во времена Великой Отечественной войны, именно между Таманским полуостровом и Крымом в небе, на земле и на воде шли ожесточенные кровопролитные бои, стоит хотя бы вспомнить Керченско-Феодосийскую операцию. Каждый год после сезона осеннее-зимних штормов море навсегда прячет одни находки, открывая при этом другие.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Вследствие этого, если вам повезет нырять в проливе, вы сможете увидеть под водой что угодно, от фрагмента древней амфоры до погибшего во время войны торпедного катера. Если говорить о подводной флоре и фауне, то здесь она как нигде многообразна, начиная с мидий, рапан, скатов и рыб-игл, и заканчивая (я не шучу!) реальной встречей с дельфином под водой в естественной среде обитания. Ну а на поверхности с афалиной или азовкой проще всего увидеться возле рыбацких сетей, которые дельфины проверяют минимум два раза в день на предмет наличия рыбы.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Но давайте будем последовательны. Организатором экспедиции выступила Краснодарская краевая общественная организация «Военно-исторический центр «Плацдарм», председатель Э.Г.Салтыцкий. В эту экспедицию впервые вошли только жители Краснодарского края, и она была малочисленной. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, хорошо. Небольшой сплоченный коллектив, где каждый уже не первый раз ныряет в проливе, четко знает свои обязанности – кому забивать баллоны, кому отслеживать GPS, а комы вытаскивать тяжелый якорь и готовить ужин.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Поначалу все было грустно. Пролив нас встретил редким по силе штормом, что для этого времени года не характерно. Сильный ветер гнал серо-черные угрюмые волны – именно из-за такой погоды Черное море и получило в древности свое название. Первый вечер мы потратили на обустройство нашего лагеря, оформление документов у пограничников, находящихся в 30 км от нашей базы, установку компрессора и сбор лодки. После всего этого силы остались только на сон.

Второй день. Погода не поменялась, и я, взяв фотоаппарат, решил сделать два коротких марафона по береговой линии – так сказать, исследовать побережье по обе стороны от лагеря. Сначала, по мужской привычке, пошел налево. Дошел до рыбацкой бригады, с удовольствием пообщался с друзьями, посмотрел на старинную картину в обеденной рыбаков, подержал в руках казацкую шашку. Рыбаки живут простой и суровой жизнью, и, глядя на них, я иногда жалею, что предпочел город и интернет...

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Дальше мой путь продолжился по косогору вдоль мыса Тузла к местечку «Плоские камни». С глинистой возвышенности открывается шикарная панорама на Керченский пролив. Места здесь глухие. Спуски к морю редки, да и те представляют собой узкие тропинки, грозящие обвалами и богатые на неожиданные встречи со змеями и птенцами морских птиц в укромных уголках. Змей, слава Богу, я не встретил, а забавных птенцов удалось не только увидеть, но и запечатлеть на фото. Обнаружил скелет дельфина – бедняга видимо погиб в результате штормов, а природа довершила остальное.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Сделав еще несколько кадров, я двинулся обратно в сторону лагеря. Пройденное расстояние в общем составило порядка пяти километров. Соратники в лагере установили переносной генератор, у нас появилась возможность заряжать мобильники, аккумуляторы для навигации и фотоаппаратуры. Настроение, несмотря на солнечный день, было так себе. Начальство в Краснодаре что-то бесконечно решало и пока не могло приехать. Решили этот день посвятить отдыху, а завтра «по любому» идти в море. Быстро пообедав, я с фотоаппаратом отправился на Тузлинскую косу, вправо от нашего лагеря.

О косе можно долго рассказывать. Она, как и остров Тузла, часто становилась причиной конфликтов между Россией и Украиной. Сейчас въезд на неё перегорожен шлагбаумом, возле которого «бравые хлопцы» в казацкой форме собирают с въезжающих экологический сбор: и с машины, и с человека. На оконечности косы построили кафе с шашлыками и водные аттракционы. Сейчас, когда будущее косы неясно, и вскоре, возможно, начнется очередная всероссийская грандиозная стройка то ли дороги, то ли моста, всевозможные предприниматели стараются, как говорят на Кубани, «стричь деньги...». Немногое, что, на мой взгляд, добавилось с прошлого года – пара-тройка биотуалетов, красочные зазывающие баннеры и плакат с гордой надписью «пляж Керченский».

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Вообще протяженность косы более 7 км, но я решил этот путь проделать пешком. В отличие от Керченского, воды Таманского залива, отделенные косой, кристально чисты, и на мелководье возле берега можно разглядеть гребневика и медузу-корнерота, лениво плавающих в толще воды. В камышовых зарослях частые гости – утки и аисты. Здесь же, недалеко от начала косы, расположены постройки и порт рыболовецкого завода, объединяющего работающие по побережью бригады. Здесь интересно поплавать с маской и трубкой, а баллон и снаряжение необходимы только если вы целенаправленно решили посвятить себя морской биологии.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Идем дальше. Примерно через 2 км наблюдаю за дельфинами, гоняющими рыбу. Вот спасающаяся от дельфина рыба попадает в стоящий ставок и трепыхается в сетях, разбрасывая от блестящей чешуи яркие блики. Делаю пару кадров. Ближе к концу косы попадается больше машин с номерами различных регионов, палаточные стоянки «дикарей», хорошо виден остров Тузла, пахнет шашлыком. Правее косы, в сторону Тамани, на расстоянии 700 метров в проливе стоит платформа – видимо, уже один из этапов начинающейся стройки. Это уже не попадает в сферу моих интересов, и, сделав ряд снимков в сторону Крыма, я возвращаюсь в лагерь. Довольно утомительная прогулка для одного дня. Ближе к вечеру, на «деревянных» ногах, я снимаю закат возле машины и заваливаюсь спать.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Утро начинается с Чучи. Чуча-Черри – это жизнерадостная такса нашего капитана Сергея Фролова. Рано утром она нас будит, а позже провожает в море и встречает на берегу. Это хороший признак, день удастся. Смотрим на пролив – ветер стих, но видимость даже у берега «ни о чем». Собирались довольно долго и кропотливо. В первый день нырялки довольно много задач: пройтись по координатам, найти объекты, повесить буйки на точки. Среди задач одна первостепенная – найти и обозначить объект, найденный ранней весной и вызвавший так много споров на форуме www.wreck.ru.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Об этом расскажу немножко подробнее. В конце апреля нашей лодкой был обнаружен объект, который по ряду признаков (наличие веревок от буйков, ряд предметов, лежащих вдоль корпуса) мы посчитали давно найденным и обследованным. По окончании экспедиции, после просмотра подводного видео на форуме, разгорелась настоящая дискуссия: оказалось, что этот объект времен Великой Отечественной – новый для исследователей, и на нем никто ни разу не был. И вот теперь наши тольяттинские друзья буквально через день должны быть экспедиционным лагерем рядом с нами и исследовать этот объект более подробно.

На практике это выглядит так: по морскому навигатору идем по старому записанному трэку, в точке осмотра включаем эхолот и, двигаясь потихоньку, следим по экрану за рельефом дна. Найдя непонятное (необычное) возвышение, якоримся, надеваем скубу, ныряем и ищем. При положительном результате, привязываем к объекту хранящийся в кармане BCD маленький маркировочный самодельный буек, который затем меняем на стационарный (5-литровая канистра из-под воды, закрепленная на прочной веревке). В нашем случае, в квадрате поиска со сторонами приблизительно 500 на 500 метров, находились обломки трех судов, погибших в войну. Видимость около двух метров, поэтому первым погружением мы находим останки минного тральщика. Маркировав тральщик, примерно часа через полтора поисков наконец добираемся до искомого объекта. По результатам внешнего осмотра складывается впечатление, что это обломки двух различных судов... Но это уже задача для наших тольяттинских коллег-специалистов. Их просьбу мы выполнили, а приезжающая толпа экспедиционщиков количеством под 30 человек во главе с легендарным Калошей (Сергей Алексин) разберется с этим вопросом.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Итак, обнаружив и промаркировав три затонувших объекта, предварительно обследовав их, мы решаем по пути к берегу сделать небольшую вылазку за мидиями. В Керченском проливе их еще довольно много, они в изобилии растут на тузлинских рифах с первого до восьмого, также часто встречаются на затонувших кораблях и любом железе, находящемся в воде. К сожалению, и здесь мидий потихоньку вытесняет рапана. Нарвав около двух мешков мидий, что в очищенном эквиваленте составляет небольшую кастрюлю, возвращаемся в лагерь. В лагере обнаруживаем радостно встречающую нас таксу Чучу и авангард тольяттинских товарищей, разворачивающих свой лагерь.

Керченский пролив – история под водой. Часть 1.

Практически сразу начинаем помогать своим товарищам с переноской и разгрузкой крупногабарита. После реквизируем у них казан и делаем «суперблюдо» для всех – мидий в казане варим в морской воде. Под светлое полусладкое таманское вино мидии уходят на ура. Сергей еще успевает сделать неплохой салат из мидий: мидии, лук, имбирь и немножко чудодейства. На такой радостной ноте – встреча с друзьями и общение – заканчивается третий день экспедиции.

Продолжение следует...

Другие статьи рубрики: Репортажи и интервью