Памятка для тех, кто хочет купить хороший компрессор. Часть 1

18.07.17

Текст: Станислав Андропов

Благодарим московские дайв-клубы «Акватика» и «Косатка» за предоставленные фотографии компрессоров в работе.

Начинаем серию обзоров, основанных на многолетнем опыте эксплуатации различных компрессоров. Данные материалы призваны помочь выбрать компрессор для индивидуального пользования.

Сразу оговорюсь, что под компрессорами для индивидуального использования подразумеваются те модели, которые выдают 100 литров воздуха в минуту.

Памятка для тех, кто хочет купить хороший компрессор. Часть 1

Мы рассмотрим несколько моделей от трех разных производителей: Junior и PE-100 от Bauer, Coltri Sub (MCH-6) и недавно появившиеся на рынке компрессоры Барос. Между всеми этими компрессорами есть ряд существенных отличий, как по качеству, так и по цене. А люди так устроены, что всегда хотят приобрести за недорого качественную и дорогую вещь. Попытаемся найти золотую середину, разобраться, что к чему, и понять, какой компрессор лучше выбрать в том или ином случае.

Часть первая. Bauer Junior vs Bauer PE 100 vs Coltri Sub (MCH-6)

Сначала определимся, электрический или бензиновый компрессор брать. Этот вопрос зависит исключительно от того, где вы собираетесь его эксплуатировать – стационарно в помещениях или на выездах. Электрический чище в плане выхлопов и не требует дополнительного ухода за двигателем. Но необходима хорошая электрическая сеть со стабильным напряжением, так как защита срабатывает при скачках или недостаточном напряжении, а бывает и так, что двигатель просто сгорает.

Памятка для тех, кто хочет купить хороший компрессор. Часть 1
Фото клуба "Косатка"

Бензиновый компрессор должен находиться в хорошо проветриваемом месте, так как есть риск засасывания угарного газа и прочих продуктов сгорания. Необходимо обслуживание самого бензинового двигателя, замена в нем масла и пр. Электрические, как правило, несколько дешевле (на 5-7 тысяч рублей). Вот, собственно, и вся разница.

Очень важным, основополагающим моментом, определяющим беспроблемность работы компрессора, является количество ступеней компрессорной головки, в которых, собственно, и происходит сжатие воздуха.

Отсюда аксиома: Правильная компрессорная головка должна быть трехступенчатой.

В такой конструкции, в третьей ступени, где самое высокое давление, находится плавающий поршень, который герметизируется маслом под давлением. Это позволяет снизить нагрузку на саму ступень, меньше изнашивает ее. Такая схема реализована у компрессоров Бауэр и у Барос (о последних подробно напишем в следующем обзоре).

А вот у Coltri (повторюсь, речь идет о модели MCH-6) четыре ступени, это в принципе достаточно устаревшая конструкция головки, которая фактически не менялась с 50-х годов. Четырехступенчатая схема несовершенна, не позволяет нагружать этот компрессор и, вкупе с не очень удачной системой смазки, дает потенциальную точку отказа. Именно с четвертой ступенью чаще всего и возникают проблемы у этих компрессоров. Таким образом, MCH-6 – это компрессор исключительно для личного пользования, с весьма ограниченным ресурсом, очень капризный в эксплуатации и обслуживании, требующий осторожности, аккуратности и внимания ко всем рекомендациям производителя.

Памятка для тех, кто хочет купить хороший компрессор. Часть 1

Coltri Sub MCH-6 является самым бюджетным компрессором на рынке (китайские компрессоры или советские типа Старт-1 в расчет не берем). Конструкция его далека от идеала, но если вы готовы с этим мириться, то почему бы нет. Цена 170-180 тыс. руб. очень привлекательна, но давайте разберемся, что за ней стоит.

Компрессором MCH-6 нельзя заправлять более одного баллона подряд, после этого нужно дать ему отдохнуть в течение часа, чтобы масло успело стечь обратно в картер. То есть, если вам нужно заправить три баллона, на это суммарно уйдет 3,5 часа.

После первых пяти часов работы рекомендуется поменять масло, и в дальнейшем менять его каждые 20 часов. Ну и естественно, периодически подливать его, потому что расход значительный. Не забывать прогревать компрессор, перед тем как приступать собственно к заправке баллона. В общем, постоянные танцы с бубном, значительные усилия и куча потерянного времени.

Справедливости ради надо отметить, что с обслуживанием и сервисом у Coltri проблем нет. Основная проблема в том, что он, этот сервис, требуется очень часто.

Кроме того, компрессоры Колтри быстрее теряют внешний вид и ресурс, и если вы по прошествии нескольких лет решите его продать, то обнаружите, что потеря в цене будет более существенна, чем при продаже б.у. того же Бауэра.

Можно провести параллель с автомобилями и сравнить MCH-6 с изделиями известного отечественного производителя. Да, едет, работает, даже может прослужить достаточно долго, ремонтопригоден и запчасти недороги. Но нужно возиться, и возиться часто.

Прямой противоположностью являются изделия немецкой фирмы Bauer. Очень надежные и очень дорогие. Расходники и запчасти также стоят очень дорого. Правда, запчасти понадобятся очень и очень нескоро. Обслуживание тоже сведено к минимуму, а эксплуатация очень проста и не требует лишних телодвижений. Современная трехступенчатая головка в сочетании с высоким качеством сборки самого компрессора начисто исключает все проблемы, перечисленные выше.

Памятка для тех, кто хочет купить хороший компрессор. Часть 1
Фото клуба "Акватика"

По сути, ваша роль сводится к тому, чтобы просто нажимать на кнопку, включая и выключая компрессор, и одним глазом следить за уровнем масла. Иногда (довольно редко) вам придется его долить. Если вы об этом не забываете, считайте, что вы сделали для вашего компрессора все необходимое. В интересующем нас сегменте на российском рынке присутствуют модели Junior (стоимостью около 440 тыс. руб.) и более бюджетная модель PE-100, которая представляет собой гражданскую версию пожарных компрессоров Poseidon, (её цена порядка 312-319 тысяч).

PE-100 дешевле Юниора за счет более простой фильтрующей системы и бюджетной рамы. Этот компрессор стал своего рода попыткой создать хороший компрессор за разумные деньги. Получилось неплохо, но все равно дороговато.

Памятка для тех, кто хочет купить хороший компрессор. Часть 1

Несмотря на то, что мы рассматриваем только компрессоры индивидуального пользования, у того же Юниора возможности несколько шире, что позволяет использовать его для заправки баллонов в небольшом клубе. В докризисные времена, когда его цена была достаточно вменяемой, такие компрессоры приобрели многие московские дайв-центры и до сих пор не нарадуются его бесперебойной работе.

Ресурс головки Юниора составляет фантастические 30 000 часов, у PE-100 меньше – 3 000 часов, но все равно это очень много: даже если забивать по баллону в день ежедневно, то на 15 лет хватит. И это по паспорту, фактически же все они вырабатывают ресурс значительно позже. Случаев отказа у Бауэра зарегистрировано очень мало, и практически все они связаны с вопиющей криворукостью пользователя. Есть примеры компрессоров от Бауэр, которым уже по 40 лет, и они все еще работают и находятся в ремонтопригодном состоянии. Отсутствие головной боли при эксплуатации данных компрессоров – вот главное преимущество Bauer.

Памятка для тех, кто хочет купить хороший компрессор. Часть 1
Фото клуба "Косатка"

Еще один важный момент, о котором надо упомянуть: несмотря на то, что паспортная производительность у всех рассматриваемых компрессоров примерно одинакова и составляет 100 л/мин, есть нюанс. У Бауэра фактическая производительность даже выше паспортной и может составлять почти 120 л/мин, тогда как производитель MCH-6 немного лукавит – его фактическая производительность не более 95 л/мин, а у электрической версии – вообще 80 л/мин (правда, об этом честно заявлено). Разница по времени забивки баллона, несомненно, будет.

Какой можно сделать вывод:

Не бывает откровенно плохих компрессоров. При правильной эксплуатации все они работают нормально.

Есть время и желание возиться и при этом желаете сэкономить – Coltri Sub MCH-6 – ваш выбор.

Хотите забыть обо всех проблемах раз и навсегда – готовьте большие деньги и берите Bauer PE 100.

Если есть задача оснастить небольшой дайв-центр, имеет смысл задуматься о Bauer Junior.