ym

Руководство DAN по разумному расходованию запаса воздуха в баллоне.

Как остаться под водой без воздуха – и как этого избежать

Наши автономные подводные дыхательные аппараты имеют смысл только до тех пор, пока баллон заполнен дыхательной смесью (в любительском дайвинге это чаще всего обычный воздух). Акваланг дает нам возможность дышать под водой, открывая для себя новые миры и горизонты. Но без воздуха человек под водой долго не продержится.

На курсе OWD всех начинающих дайверов учат:

  • рассчитывать свой расход воздуха;
  • правильно распределять запас воздуха на время погружения;
  • отслеживать показания манометра;
  • всплывать на поверхность вовремя, имея достаточный запас воздуха, чтобы поддуть компенсатор.

Но даже несмотря на это, наиболее распространенный инцидент в дайвинге и самая частая причина гибели дайверов – это внезапно закончившийся воздух. Даже опытные дайверы иногда совершают ошибки и оказываются в подобной ситуации. В данной статье мы рассмотрим 13 наиболее часто встречающихся ошибок, которые к этому приводят, и расскажем, как их избежать.

Сколько воздуха вам нужно для погружения

Ваша скорость потребления дыхательной смеси зависит от уровня физической активности и от глубины, на которой вы находитесь. Чем активнее вы двигаетесь, и чем глубже вы погружаетесь, тем больше кислорода потребляет ваш организм. В таблице показано взаимоотношение между глубиной, давлением, уровнем физической активности и количеством воздуха, который необходим организму для дыхания.

Сколько воздуха мне нужно для дыхания? (приблизительные расчеты)
Глубина Окружающее давление Расход газа
в покое  умеренная активность   напряженная работа 
 0 метров (поверхность)  1 ATM  8 л/мин  20 л/мин 70 л/мин
10 метров 2 ATM  16 л/мин  40 л/мин 140 л/мин
30 метров 4 ATM  32 л/мин  80 л/мин 280 л/мин

Математика

Чаще всего дайверы ныряют с 11-литровыми алюминиевыми баллонами.

Спецификации:

  • внутренний объем баллона: 11 литров;
  • максимально допустимое давление: 207 бар;
  • в полном баллоне содержится 2 277 литров воздуха.
На сколько мне хватит воздуха в 11-литровом баллоне? (приблизительные расчеты)
Глубина Окружающее давление Время расходования баллона
в покое  умеренная активность   напряженная работа 
 0 метров (поверхность)  1 ATM  285 минут  114 минут 32 минуты
10 метров 2 ATM  142 минуты  57 минут 16 минут
30 метров 4 ATM   71 минута  28 минут 8 минут

Как остаться под водой без воздуха – и как этого избежать

Самые частые причины того, что у дайвера неожиданно заканчивается воздух

НЕЗНАНИЕ И НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

1. Превышение запланированной глубины

Расход дыхательной смеси с глубиной сильно возрастает. Кроме того, сокращается запас бездекомпрессионного времени – если вы случайно попадете в декомпрессию, то для прохождения декоостановок вам потребуется больше воздуха. Алюминиевый 11-литровый баллон не рассчитан на погружение с декомпрессией. И если газ закончится до того, как вы подниметесь к поверхности, то вам придется совершить долгое, рискованное аварийное всплытие. Лучше запланируйте погружение на меньшую глубину – тогда вы сможете дольше оставаться под водой и в случае необходимости легко всплывете на поверхность.

2. Превышение лимита по времени

Рано или поздно вы израсходуете весь запас газа. Заранее оговорите с гидом и напарником, при каком давлении вы разворачиваетесь обратно, и при каком начинаете всплытие. Во время погружения регулярно проверяйте показания манометра, чтобы не пропустить условленное значение.

3. Чрезмерная физическая нагрузка 

Борьба с сильным течением, активные движения или недостаточный контроль плавучести могут повлиять на ваш расход воздуха. Большая физическая нагрузка может ускорить ваш расход во много раз. Если вы никогда прежде не погружались в условиях сильных течений, прибойных волн – вам следует заранее пройти соответствующее обучение и позаботиться о своей физической форме.

4. Невнимательность к показаниям манометра 

Вы всегда должны знать, сколько воздуха осталось у вас в баллоне. Регулярно проверяйте показания манометра и обменивайтесь информацией с напарником.

5. Сильные эмоции 

Эмоциональное волнение может повлиять на расход воздуха сильнее, чем физическая нагрузка. Постарайтесь дышать спокойно и размеренно. Но если вы взволнованы – вам надо чаще поглядывать на манометр, поскольку вы можете израсходовать запас воздуха быстрее, чем обычно.

НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРОЦЕДУР

6. Вы начали погружение с неполным баллоном

Независимо от того, какой продолжительности запланировано погружение, начинать его всегда следует с полным баллоном. А если воздуха в баллоне осталось мало, погружаться с ним ни в коем случае нельзя – даже если вам нужно только поднять оброненную вещь или отцепить якорь.

7. Вентиль баллона открыт не полностью

Откройте вентиль до конца, поверните его на полоборота назад и сделайте несколько резких вдохов из второй ступени, глядя на манометр – стрелка не должна реагировать на каждый вдох.

8. Вы часто меняете глубину и постоянно поддуваете компенсатор

Пилообразный профиль и постоянный поддув/стравливание компенсатора могут заметно сократить ваш запас воздуха. Кроме того, такой стиль погружений повышает риск легочной баротравмы и возникновения ДКБ.

9. Вы не проверили снаряжение перед погружением

Обязательно проверяйте, как работает регулятор и инфлятор, что показывает манометр, открыт ли вентиль баллона, нет ли где-нибудь шипения из-за утечки воздуха.

ПРОБЛЕМЫ С ОБОРУДОВАНИЕМ

10. Регулятор

Ваша скорость потребления воздуха может заметно измениться, если…

  • из регулятора тяжело дышится;
  • октопус подтекает;
  • регулятор встает на свободную подачу воздуха из-за замерзания или попавшего во вторую ступень мусора;
  • загубник неплотно прикреплен ко второй ступени;
  • ваш напарник случайно выбил регулятор у вас изо рта.

Чтобы это предотвратить...

  • тщательно промывайте регулятор после погружений;
  • закрепляйте октопус, чтобы он не волочился по дну;
  • регулярно отдавайте регулятор сертифицированному специалисту для проведения техобслуживания и замены всех деталей, которые могут быть подвержены износу.

Если ваш регулятор встал на свободную подачу, попробуйте его промыть – это может помочь, если причина – попавший во вторую ступень мусор. Не забывайте, что из регулятора в этом режиме все-таки можно дышать (вас должны были этому научить на курсе OWD). Но воздуха все-таки надолго не хватит, так что вам необходимо начинать всплытие. (Посмотреть, сколько времени потребуется, чтобы при свободной подаче из баллона вышел весь воздух, можно в нашей статье «Жизненно важные секунды»).

11. Компенсатор плавучести 

Протекающий инфлятор или поврежденная камера компенсатора могут стать причиной незапланированной утечки воздуха. Обязательно промывайте компенсатор после погружений пресной водой регулярно проводите техобслуживание во избежание протечек.

12. Манометр

Если ваш манометр интегрирован с подводным компьютером, ошибка в компьютере может повлиять на показания манометра. Если давление, которое показывает манометр, не уменьшается по ходу погружения, это означает, что у вас проблема, и погружение необходимо заканчивать. Не забывайте удостовериться, что ваш манометр правильно откалиброван. Иногда прибор не показывает 0 даже при пустом баллоне. Так что когда вы всплывете на поверхность, у вас в баллоне должно быть не меньше 30 бар (а лучше, чтобы было больше).

13. Повреждение о-ринга или шланга

О-ринги необходимо менять при регулярном техобслуживании. Возите с собой несколько запасных о-рингов и при малейшей протечке заменяйте вызывающий подозрение о-ринг. Но не пытайтесь делать это самостоятельно, если вы не прошли соответствующее обучение. Разбирать и собирать регулятор должен только сертифицированный специалист.

Полезные советы

  1. Регулярно проводите техобслуживание своего снаряжения, а прокатное снаряжение внимательно осматривайте и проверяйте перед началом погружения.
  2. Планируйте такую глубину и длительность погружения, чтобы вашего запаса воздуха гарантированно хватило на все это и еще осталось на случай какой-нибудь непредвиденной ситуации. *
  3. Начинайте погружение только с полным баллоном.
  4. Перед самым началом погружения всегда проверяйте работу своего снаряжения: убедитесь, что вентиль баллона открыт, сделайте несколько вдохов из регулятора и из октопуса, глядя на манометр (стрелка не должна двигаться), попробуйте поддуть и сдуть компенсатор плавучести.
  5. В начале погружения посмотрите с напарником друг на друга – не травит ли ваше снаряжение, нет ли пузырей.
  6. В ходе погружения регулярно проверяйте давление в баллоне – лучше делать это примерно через равные промежутки времени.
  7. Не выходите за пределы вашей подготовки и опыта – старайтесь адекватно оценивать свои возможности.
  8. Рассчитывайте погружение таким образом, чтобы, когда вы подниметесь на поверхность, в вашем баллоне осталось не меньше 30 бар.
  9. Заблаговременно отрегулируйте свою плавучесть в спокойной воде на небольшой глубине. Если во время погружения с плавучестью возникнут проблемы – прервите погружение и всплывайте в безопасном режиме.
  10. Если во время погружения вам постоянно приходится поддувать и стравливать компенсатор плавучести – вы что-то делаете неправильно. Проконсультируйтесь с инструктором или пройдите курс управления плавучестью.

* В техническом дайвинге принято «правило третей»: треть дыхательной смеси отводится на дорогу до точки разворота, треть – на дорогу обратно к точке выхода и треть остается про запас, на всякий случай.

Сигналы

Во время погружения не забывайте о своем напарнике. Не отплывайте далеко, обменивайтесь информацией о количестве воздуха в баллоне.

Универсальный сигнал о том, что у вас осталось мало воздуха – кулак возле груди. Обычно используется при достижении 50 бар. Это не экстренная ситуация – это просто сигнал напарнику, что воздуха осталось мало, и пора начинать всплытие.

Как остаться под водой без воздуха – и как этого избежать

Сигнал «Нет воздуха» - горизонтальное движение ладонью у горла. А вот это уже экстренная ситуация. Дайте напарнику свой октопус и немедленно всплывайте в безопасном режиме.

Как остаться под водой без воздуха – и как этого избежать

Безопасность начинается с вас

Внезапно закончившийся воздух – это ошибка, которой легко избежать. Лучшая стратегия – не оказываться в такой ситуации. Если вы обнаружите у себя пустой баллон под конец погружения, то у вашего напарника, скорее всего, воздуха тоже будет немного – и этого может не хватить на двух дайверов, находящихся к тому же в стрессовой ситуации. Регулярно проверяйте показания манометра – этот простейший способ позволит вам избежать серьезных проблем. Ныряйте безопасно!

Подводный портал www.diversalertnetwork.org

Другие статьи рубрики: Техника безопасности