Дайвинг. Ждать или плыть?

26.04.10

Неправильно ответив на этот вопрос, дайверы оказались в смертельно опасной ситуации.

Дайвинг: Ждать или плыть?Судно дрейфовало в море без радио и каких бы то ни было сигнальных устройств, а четверо дайверов собрались на корме и смотрели, как течение уносило их все дальше от единственного видимого клочка суши. Дайверы бросили последний взгляд на гида, убеждая себя, что у них все получится, и прыгнули в воду. Группа ушла под воду и начала энергично плыть против течения по направлению к единственной суше. Вскоре у них начал заканчиваться воздух. Они всплыли на поверхность среди бушующих волн и течения и обнаружили, что даже не приблизились к берегу. Бот был похож на маленькую точку на горизонте, а и без того непростая ситуация усугублялась тем, что солнце уходило за горизонт, темнело и начало холодать.

Дайверы

У четырех друзей был разный опыт в дайвинге, а их возраст варьировался от «под 30» до 50 лет. Во второй половине дня в пятницу они прибыли на популярный тропический дайв-сайт, известный своими спокойными водами и простыми условиями погружений. Ребята надеялись провести все выходные, занимаясь дайвингом. В субботу утром они узнали, что боты всех основных дайв-центров не выходят в море из-за неблагоприятной метеосводки для малых судов. Но будучи полны решимости отправиться понырять, друзья ходили из дайв-центра в дайв-центр пока не нашли гида и капитана, изъявивших желание отправиться с ними.

Погружение

Четыре дайвера присоединились к нескольким ребятам, намеревавшимся поплавать с масками и трубками. Вместе с двумя гидами все погрузились на маленький бот и отправились к небольшому плоскому островку, популярному среди дайверов. Бот остановился в мелководном заливе, где высадил одного из гидов и группу с масками и трубками. Затем дайверы и второй гид отправились к более глубокому месту, где они планировали погрузиться на один час. Но прежде чем они достигли места погружения, у бота отказал двигатель, оставив судно и людей на нем на произвол волн и ветра. Пока гид пытался запустить двигатель, дайверы вдруг осознали, что на боте нет ни радио, ни сигнальных устройств, ни пресной воды, ни даже якоря, чтобы остановить дрейф. Все собрались на корме судна, чтобы обсудить дальнейшие действия. Ситуация, по их оценке, была такова: бот уносило все дальше от суши, море выглядело «не так уж плохо», а до небольшой песчаной отмели, где они высадили ребят с масками, все еще можно было, как им казалось, добраться вплавь. Таким образом, несмотря на сильнейшие возражения со стороны гида, дайверы решили попробовать доплыть до суши. Гид остался на борту.

Происшествие

К тому времени лидер группы, плававшей с масками и трубками на отмели, почувствовал неладное. Он попытался доплыть до бота, оставив свою группу на берегу. До бота он не добрался, но течением его отнесло к маленькому обитаемому острову, где был телефон, и он позвонил в полицию и сообщил о сложившейся ситуации. Рейнджеры подобрали гида с наступлением ночи, и сразу начали поисково-спасательную операцию с привлечением местных дайв-центров и военных частей. Забрав группу пловцов с масками, рейнджеры продолжили поиски пропавшего бота и дайверов. Через 24 часа, проведя сутки без воды и еды, второй гид, остававшийся на боте, по воле течения оказался недалеко от другого острова. Здесь он решил оставить судно и добраться до острова вплавь. После чего он также доложил о ситуации в полицию.

Пропавшие дайверы погрузились в воду в субботу, до полудня, и с приближением ночи в воскресенье дела обстояли из рук вон плохо. Используя предоставленную вторым гидом информацию о направлении его дрейфа и месте, где он выбрался на берег, местные власти продолжали поиски до вечера понедельника, когда был найден первый из пропавших дайверов – более чем через 50 часов и более чем в 43 км от того места, где они начали погружение. Немного погодя были найдены и остальные три дайвера. К сожалению, женщина, единственная из группы погрузившаяся без мокрого гидрокостюма, умерла. Остальные дайверы были доставлены в местную клинику, где прошли лечение от серьезного обезвоживания, гипотермии, солнечных ожогов второй степени и последствий того, что они пили морскую воду.

Анализ ситуации

Как и в большинстве других несчастных случаев, проблемы с погружением начались еще до того, как началось само погружение. После того, как ребята узнали, что метеопрогноз был неблагоприятным, они должны были отменить свои планы на погружение и вместо этого позагорать на палубе. Из-за собственного упрямства они закрыли глаза на тот факт, что у любого капитана, согласного выходить в море, в то время как все остальные судна пришвартованы к берегу, скорее всего, проблемы с технической безопасностью. И если бы дайверы проверили квалификацию и репутацию корабля и команды, то они бы обнаружили целый список нарушений правил техники безопасности, что в свою очередь привело бы к сомнениям в легальности чартерных прав оператора. Этот бот был недавно снова допущен к работе с испытательным статусом, и получил официальный выговор за недостаток оборудования, обеспечивающего безопасность.

Уже оказавшись в опасной ситуации на море, дайверы совершили свою третью, фатальную ошибку. Любое судно, даже если у него отказал двигатель, и оно дрейфует по течению, защитит от солнца и гипотермии, и его намного проще найти во время поисково-спасательной операции. Как правило, если судну не грозит немедленное затопление, намного лучше остаться на борту. Кроме того, на воде расстояния могут выглядеть обманчиво короткими, но даже относительно короткие расстояния бывает трудно преодолеть из-за неблагоприятных условий на море.

В конце концов, даже в тропических водах человеческий организм очень быстро теряет тепло, а гипотермия бывает смертельной. Надевая гидрокостюм при каждом погружении – даже тонкий мокрый гидрокостюм – вы замедляете процесс охлаждения тела, а также защищаетесь от солнца и опасной морской живности. В данном случае погибшая женщина обладала отличным здоровьем и была моложе своих друзей, но она погрузилась без гидрокостюма, и это решение – вкупе со всеми остальными неудачными решениями группы – стоило ей жизни.

Выводы:

  • Никогда не ныряйте с судна, на котором нет якоря, сигнальных устройств и надежных средств связи.
  • Обращайте внимание на штормовые предупреждения. Не зря их называют именно предупреждениями.
  • Прислушивайтесь к советам сотрудников местных дайв-центров. Если дайв-центр отказывается от ваших денег, на то есть веские причины.
  • Покидайте бот только в случае опасности неминуемого затопления. Во всех остальных случаях на борту вы будете в большей безопасности, и вас будет проще найти.
  • Всегда берите с собой большое количество воды. Вы не можете знать, когда четырехчасовая поездка растянется на значительно более долгий срок.
  • Надевайте гидрокостюм на любое погружение – так, на всякий случай.

Статья с сайта журнала “Scuba Diving”, апрель 2008
Автор статьи: Майкл Эндж (Michael Ange)
Фото: Стефан Фринк (Stephen Frink)