Дайвинг. Запланированная ошибка.

06.12.07

Дайверы, не прошедшие должного обучения дайвингу, неадекватно спланировали погружение на рэк и пали жертвами обстоятельств.

Дайвинг. Запланированная ошибка.Сердце Генри учащенно билось. Его запас воздуха подходил к концу, но он знал, что у троих дайверов, оставшихся на рэке, запас воздуха еще скуднее, поскольку их погружение проходило на большей глубине, к тому же проникновение на рэк требовало больших энергозатрат. Генри проплыл недалеко внутрь в надежде обнаружить «следы» друзей. Но, не увидев ни намека на их присутствие, окончательно поддался панике. В конце концов, он в отчаянии всплыл на поверхность и засвистел в свисток, чтобы предупредить экипаж бота, что на глубине 42 метра у дайверов возникла проблема. Капитан немедленно начал спасательную операцию.

Дайверы

Генри, Пол, Джим и Джон были опытными дайверами, прошедшими различные уровни продвинутого обучения, но, как показало расследование, ни один из них не окончил официальный курс погружений на рэк. Дайверы не имели проблем со здоровьем, а также недавно ныряли на рэк, ставший в этот раз декорацией инцидента.

Погружение

Это было запланированное погружение на глубину 42 метра в насосный отсек специально затопленного и популярного среди дайверов корабля. По всем оценкам, продвинутое техническое погружение, предполагавшее проход через узкие илистые инженерные коридоры, не имеющие прямых выходов на поверхность. Дайверы ныряли с одиночными баллонами и запасками небольшого объема. Также у некоторых были с собой навигационные катушки. Обычно подобные погружения начинаются с того, что дайверы закрепляют навигационный конец снаружи и растягивают за собой катушку, навигационный конец помогает им найти выход даже при плохой видимости. Вместо этого команда из четырех товарищей предпочла оставить одного дайвера снаружи рэка, а свой путь обозначить химическими люминесцентными стержнями (лампами), зависающими под потолком. Когда дайверы добрались до наиболее отдаленных коридоров, они сняли запасные баллоны, решив воспользоваться ими на обратном пути. Команда без проблем добралась до насосного отсека и повернула обратно, навстречу опасности.

Несчастный случай

При попытке вернуться назад дайверы обнаружили, что в коридорах поднялся ил, отчего видимость сильно затруднена. Дезориентированные и сбитые с толку, товарищи разделились. Один направился к выходу, двое других - в противоположную сторону. К этому моменту запас воздуха у дайверов уже был очень мал, поскольку они использовали стандартные одиночные баллоны, а также испытывали стресс и сильное беспокойство, заблудившись внутри рэка. У дайвера, оставшегося снаружи корабля, воздух также подходил к концу. Тем не менее, он, рискуя жизнью, заплыл недалеко на рэк и попытался найти пропавших товарищей. Но безуспешно. Тогда он немедленно вынырнул на поверхность и подал сигнал бедствия экипажу лодки.

Спасательная операция

Когда прибыла береговая охрана, двое дайверов с соседнего бота, погружавшихся на том же рэке, уже достали тело Пола, первой жертвы. Он был обнаружен недалеко от оставленного запасного баллона. В надежде, что Пола еще можно спасти, дайверы подняли его на поверхность. Береговая охрана сделала сердечно-легочную реанимацию, а также применила другие методы первой помощи, но тщетно. Позже в этот же день команда спасателей, квалифицированных технических дайверов, обнаружила тела двух пропавших дайверов глубоко внутри корабля в узких отдаленных коридорах. Извлечение тел потребовало еще нескольких крайне сложных и рискованных погружений в течение последующих двух дней.

Анализ

Этому плохо спланированному погружению судьбой было предначертано закончиться трагедией. Нет никаких свидетельств о том, что дайверы прошли должное обучение рэк-погружениям, на лицо также явная нехватка снаряжения, которое могло бы спасти товарищам жизнь – начиная с дополнительного запаса воздуха. Каждый дайвер должен был погружаться на спаренном баллоне, чтобы обеспечить себя воздухом во время погружения. Только один этот шаг мог бы дать ребятам дополнительное время, чтобы справиться с дезориентацией и найти путь наверх. Несмотря на то, что у нескольких дайверов были обнаружены прикрепленные к снаряжению навигационные катушки, ни один из них не воспользовался этим снаряжением. Использовавшиеся в данном случае люминесцентные стержни работают только в чистой воде, и квалифицированные технические дайверы никогда бы не понадеялись на этот способ навигации внутри рэка. Также опытные дайверы осознали бы, какими опасностями грозит данное погружение. Единственная правильная вещь, сделанная во время этого погружения, - осуществление Генри дисциплинарных требований, предотвративших несчастье «в квадрате».

Уроки, которые спасут вам жизнь:

Пройдите должное обучение, перед тем как совершать специализированные погружения. Погружения без соответствующей сертификации – очень распространенная (и абсолютно предотвратимая) причина множества несчастных случаев.

Используйте снаряжение, соответствующее типу планируемого погружения. Уменьшив количество снаряжения, вы также рискуете сократить и свою жизнь.

При любом рэк-погружении всегда закрепляйте снаружи рэка навигационный конец, который сможет вывести вас к открытой воде.

Спланируйте, какое количество воздуха вам понадобится. Для сложных технических погружений, таких как описанное выше, необходимо просчитать количество воздуха, которое возьмете с собой, притом с очень щедрым запасом.