Неожиданные проблемы

15.08.02

Потеря контроля и замедленная реакция могут обратиться бедой. Статья основана на реальных событиях.

Введение

Кен, отставной военный офицер, записался на курсы рекреационного дайвинга, преподаваемые двумя местными инструкторами. Обучение прошло хорошо, и после завершения аудиторных занятий и тренировок в бассейне Кен в месте с другими курсантами был готов к своему первому погружению на открытой воде.

Для того, чтобы переход от бассейна к морской воде был более плавным, инструкторы решили дать студентам немного поплавать с трубкой. Место для занятий сноркеллингом было выбрано недалеко от берега у старого волнореза. Здесь было довольно мелко, и хорошая видимость позволяла любоваться богатым подводным миром. Волнорез был частично разрушен временем, а потому не был монолитным - кое-где через бреши в конструкции бухту заливало холодной морской водой.

Было решено подготовить снаряжение для сноркеллинга, войти в воду и обследовать животный мир бухты. Вода была теплой, и большинство студентов одели короткие гидрокостюмы с открытыми руками и ногами.

Погружение

Один из инструкторов вместе с помощником повел в воду группу из восьми курсантов. В это время другой инструктор занимался работой дайв-мастера и на берегу собирал и проверял акваланги курсантов.

В бухте было небольшое течение с хорошей видимостью. Как обычно, студенты один за другим вошли в воду и расположились вдоль волнореза. Внезапно раздались громкие крики, инструктор и помощник немедленно поплыли к двум молодым девушкам-партнерам, звавшим на помощь. Как оказалось, через брешь в конструкции волнореза в бухту попало большое количество медуз, которые обожгли незащищенные руки и ноги девушек.

Инструктор держал ситуацию под контролем, он попросил своего ассистента собрать остальных курсантов вместе и отвести их подальше от волнореза и медуз. Как только это было сделано, оказалось, что Кен отстал от своего бадди и теперь отсутствовал.

Расстояния были небольшие, поэтому после короткого поиска инструктор нашел Кена, плывущего по течению вдоль волнореза в бессознательном состоянии. На берегу были немедленно предприняты реанимационные мероприятия. Сразу же была вызвана бригада медиков. Однако все усилия оказались тщетными - в ближайшей больнице Кен был признан погибшим.

Последствия

В ходе расследования стало ясно, что и Кен и его бадди плыли по поверхности вслед за остальными курсантами, но через какое-то время Кен исчез. Вскрытие трупа показало, что смерть наступила из-за сердечного приступа во время повышенной физической нагрузки.

Против инструкторов и их ассоциации был выдвинут судебный иск о некомпетентности инструкторов и неоказании помощи пострадавшему. В ходе юридического процесса было установлено, что стандарты ассоциации, учебные пособия, методика обучения, а также система страхования дайверов находятся на высшем уровне. Поэтому эта часть судебного иска была отклонена. Но потеря контроля и замедленная реакция на происходящее были достаточными основаниями для привлечения инструкторов к ответственности.

Основная проблема инструкторов подводного плавания заключается в том, что пока он следит за одним курсантом, другой может совершить какие-либо действия и попасть в беду.

В случаях, подобных описанному выше, инструкторы не могут немедленно оказать помощь обучающимся, а это может привести к ужасным последствиям.

Уроки для жизни

  • Как можно более лучше подготовьтесь физически - выполняйте физические упражнения, хорошо и правильно питайтесь и отдыхайте.
  • Регулярно проходите медицинские осмотры, особенно те из них, которые важны для дайверов. Найдите врача, знакомого с проблемами дайвинга. Поддерживайте связь с DAN (Divers Alert Network) или UHMS (Undersea and Hyperbaric Medical Society).
  • Погружайтесь с напарником и оставайтесь рядом с ним.
  • Если вы ныряете в первом комплекте (маска, трубка, ласты) используйте метод "один ныряет - второй отдыхает сверху и следит за происходящим".
  • Если вы инструктор или дайвмастер, делайте все, чтобы обеспечить полный контроль и управление своими курсантами. Будьте готовы к возникающим проблемам. Ограничьте количество обучающихся при погружении или привлекайте больше ассистентов.